Перейти к содержанию

Эномай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эномай
Стеропа и Эномай. Скульптуры с восточного фронтона храма Зевса в Олимпии
Отец Арес (по альтернативной версии — Алксион)
Мать Гарпина, Эврифоя, Астерия или Стеропа
Супруга Стеропа, Эврифоя или Эварета
Дети Левкипп, Алкиппа, Гипподамия

Эномай, Ойномай (др.-греч. Οἰνόμαος) — персонаж древнегреческой мифологии, сын Ареса и царь города Писа в Элиде. Не желая отдавать замуж свою дочь Гипподамию, он устраивал для её женихов гонки на колесницах и убивал проигравших. Один из претендентов, Пелоп, подкупил возничего Эномая. В результате царь Писы погиб.

В мифологии

Эномай считался сыном бога войны Ареса, а его матерью разные античные авторы называли дочь речного бога Асопа Гарпину[1], данаиду Эврифою, плеяду Стеропу[2] или Астерию[3](две последних — дочери Атланта)[4]. По альтернативным версиям, Эномай был сыном Алксиона[5] (Эдуард Тремер[нем.] предполагал, что имя «Алксион» восходит к древнему писатскому именованию Ареса[6]) или Гипероха[4]. Он царствовал в городе Писа в Элиде (согласно схолиям к Еврипиду — на Лесбосе[7]). Жена (по разным версиям Стеропа[8], Эврифоя или Эварета, дочь царя Аргоса Акрисия[9]) родила Эномаю сына Левкиппа и двух дочерей — Алкиппу и Гипподамию[10].

Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги. Изображение на древней вазе.

Царь всячески препятствовал замужеству Гипподамии: по одной версии мифа, Эномаю было предсказано, что он погибнет по вине зятя[9], по другой, он испытывал кровосмесительную страсть к дочери, а та отвергла его[11] либо ответила взаимностью[12]. Чтобы помешать Гипподамии выйти замуж, Эномай пообещал отдать её тому, кто победит его в гонке на колесницах, проехав от Писы до жертвенника Посейдона на Истме. Благодаря быстрым коням, подаренным ему Аресом, он без труда догонял каждого претендента и поражал его копьём[13][14], а его голову потом прибивал к дверям своего дворца[9]. Такая судьба постигла, по разным данным, 12, 13, 16[15] или 18 человек[16][17].

Наконец, к Гипподамии посватался Пелоп — сын Тантала, приехавший в Элиду из Малой Азии. Он смог договориться с возничим Эномая Миртилом, и тот накануне состязания заменил металлическую втулку в царской колеснице на восковую или просто эту втулку вынул. На всей скорости колесница перевернулась и разлетелась на куски, а Эномай разбился насмерть[14]. По альтернативной версии, он покончил с собой из-за проигрыша[18][19].

Память

В историческую эпоху в Олимпии путникам показывали фундамент дома Эномая, оставшийся от этого дома после пожара деревянный столб[20], воздвигнутый Эномаем алтарь Зевсу Геркею[21]. Близ Олимпии находилась могила царя[22][7][23]. Эномай стал героем одноимённых трагедий Софокла, Еврипида, Луция Акция, комедий Антифана, Эвбула и Тимохара под названием «Эномай, или Пелоп»[24][25].

У исследователей существует мнение, что элейцы могли считать Эномая чужеземцем, переселившимся в их страну из Арголиды. Аргументами в пользу этого могут быть аргосское происхождение предполагаемых матерей и жён Эномая (Эвареты, Эврифои, Гарпины) и маршрут колесничной гонки — от Писы на восток[26].

В честь Эномая был назван открытый в 2007 году типичный троянский астероид Юпитера[27].

Примечания

Источники и литература

Источники

  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 7 сентября 2019.
  2. Гигин. Мифы. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-О.
  3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Перевод, статья, комментарии и указатель О. Цыбенко. — М.: Алетейя, 2005. — 377 с. — ISBN 5-89329-716-4.
  4. Николай Дамасский. История. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 8 сентября 2019.
  5. Павсаний. Описание Эллады. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 8 сентября 2019.

Литература

  1. Ярхо В. Пелоп // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2. — С. 298.
  2. Thraemer E. Pergamos : Untersuchungen über die Frühgeschichte Kleinasiens und Griechenlands. — Leipzig : B.G. Teubner, 1888. — 422 s.
  3. Weizsäcker P. Oinomaos 1 // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. — 1902. — Bd. III, 1. — Kol. 764—784.
  4. Fiehn. Oinomaos 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1937. — Bd. XVII. — Kol. 2245—2249.