Перейти к содержанию

Дун Чжуншу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дун Чжуншу
董仲舒
Дата рождения ок. 179 г. до н. э.
Дата смерти 104 гг. до н. э.
Школа/традиция конфуцианство
Направление китайская философия

Дун Чжуншу (кит. 董仲舒; 179 до н. э., Цзинсянь, провинция Чжили — 104 до н. э., Сиань) — конфуцианский философ, который в качестве приближенного советника императора У-ди добился изгнания из правительства приверженцев конкурирующих идеологий и провозглашения конфуцианства господствующей доктриной Ханьской державы. Ему приписывается основание императорской школы для чиновников и введение первых экзаменов для занятия государственных должностей, которые позднее сложились в систему кэцзюй[1][2].

Учение

В своём сочинении «Обильная роса летописи Чуньцю[англ.]» Дун пытается примирить идеи конфуцианства с более древними учениями о пяти первоэлементах и с диалектикой инь и ян. Положения своего учения он применяет к анналам Чуньцю, которые в то время приписывались самому Кун-цзы. В центре его внимания оказывается проблема взаимоотношений человека и неба, посредником между которыми философ видит императора.

Император для Дун Чжуншу — посланник неба на земле. Задача правителя — поддерживать на земле гармонию светлого, положительного, мужского начала (ян) и тёмного, отрицательного, женского начала (инь). Когда он забывает о своих обязанностях либо исполняет их ненадлежащим образом, небо насылает на землю засухи и наводнения. Конфуцианские учёные осмысливают значение посылаемых небом знамений и исправляют заблуждения императора.

Как утверждает Иоахим Генц, представление о доминирующем положении Дун Чжуншу в интеллектуальной иерархии Хань могло быть продуктом биографии последнего в Хань шу, созданной Бань Гу (32—92) более ста лет после смерти Чжуншу[3].

Источник

Примечания

  1. Дун Чжуншу / А. И. Кобзев // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Васильев Л. С. Дун Чжуншу. Национальная педагогическая энциклопедия. Дата обращения: 14 июня 2021. Архивировано 14 июня 2021 года.
  3. Gentz, Joachim. «Mohist Traces in the Early Chunqiu fanlu Chapters.» OE 48 (2009), 57 n.9. [1] Архивная копия от 20 декабря 2013 на Wayback Machine

Литература

  • Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу // Китай,Япония. История и филология. М., 1961.
  • Гране М. Китайская мысль. М., 2004. С. 385—390.
  • Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 — С.117-118. ISBN 5-244-00757-2
  • Анашина М. В. Философия эпохи Хань. Учебное пособие. М., 2013. С.47-61. ISBN 978-5-9540-0249-2
  • Arbuckle, G. (1995). Inevitable treason: Dong Zhongshu’s theory of historical cycles and the devalidation of the Han mandate, Journal of the American Oriental Society 115(4).
  • Sarah A. Queen (1996). From Chronicle to Canon: The Hermeneutics of the Spring and Autumn Annals according to Tung Chung-shu, Cambridge University Press.
  • Pokora T. Notes on New Studies on Tung Chung-shu // Archiv orientální 1965.

Ссылки