Перейти к содержанию

Торговый мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Торговый мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает Крюков канал
Место расположения Адмиралтейский район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции балочный мост
Материал сталь
Общая длина 24 (26,7) м
Ширина моста 10,8 м
Эксплуатация
Начало строительства 1783
Открытие 1785
Закрытие на реконструкцию 1805—1810, 1868, 1905, 1960—1961, 2019—2020
Герб Объект культурного наследия РФ
59°55′28″ с. ш. 30°17′44″ в. д.HGЯO

Торго́вый мост — автодорожный металлический балочный мост через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Казанский острова. Мост сохранил архитектурный облик, характерный для мостов Крюкова канала 1780-х годов[1]. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Соединяет Театральную площадь и улицу Союза Печатников. Рядом с мостом расположен Мариинский театр. Выше по течению находится мост Декабристов, ниже — Кашин мост. Ближайшие станции метрополитена — «Садовая», «Сенная площадь» и «Спасская».

Название

Название моста ведется от прежнего наименования улицы Союза Печатников — Торговой. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 1797 год зафиксировано название Средний мост, а с 1798 года установилось наименование Торговый, по тогдашнему названию улицы[2][3].

29 апреля 2005 года на заводе «Адмиралтейские верфи» спустили на воду танкер «Торговый мост» (Torgovy Bridge), заводской номер 02743, – четвёртое судно в серии, строящейся на верфях для ОАО «Совкомфлот»[4].

История

Построен в 17831785 годах по типовому проекту для мостов Крюкова канала: трёхпролётный деревянный мост на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом, центральный пролёт разводной, боковые — балочные. Автор проекта неизвестен, работы производил подрядчик Николай Егоров[1]. В 1805—1810 годах разводное пролётное строение было заменено деревянным подкосным. В 1868 году произведён капитальный ремонт моста[5][6].

К концу 1890-х годов конструкции моста пришли в неудовлетворительное состояние. Начиная с 1896 года городская управа неоднократно направляла в Думу запросы о выделении средств на капитальный ремонт Торгового моста[7]:12. Журнал «Неделя строителя» сообщал в 1900 году, что экипажное движение по мосту закрыто и управой предполагается перестроить мост в однопролётный бетонный[8]. В 1905 году, после крушения Египетского моста, Дума ассигновала средства на ремонт моста[7]:11. Летом 1905 года деревянные прогоны моста были заменены на металлические двутавровые балки, исправлена кладка устоев, убраны торшеры[7]:15[1]. Технический надзор строительных работ осуществлял инженер П. А. Лихачёв[7]:144.

В 1946—1947 годах из-за размораживания опор и разрушения гранитной облицовки опоры частично переложили[5]. В 19601961 годах произведён капитальный ремонт моста по проекту архитектора А. Л. Ротача и инженера А. Д. Гутцайта[9][10]. Были уложены новые металлические балки пролётного строения, деревянный настил заменён железобетонной плитой, восстановлены торшеры с фонарями[1]. Работы выполнило СУ-3 треста «Ленмостострой» под руководством главного инженера О. А. Розова и прораба Б. Н. Брудно[10].

В 2014 году по результатам обследования техническое состояние конструкций моста было признано неудовлетворительным[11]. Капитальный ремонт переправы выполнен в 2019–2020 годах. Проект капитального ремонта был разработан ООО «Отделпроект». Подрядчиком выступило АО «Производственное объединение «Возрождение»[12]. В ходе работ был выполнен ремонт и окраска металлоконструкций пролётного строения с заменой опорных частей, заменена монолитная железобетонная плита, устроены монолитные переходные плиты сопряжения, крайние опоры усилены буроинъекционными сваями, выполнено переустройство инженерных коммуникаций. Также отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора, торшеры-фонари, гранитные элементы переправы и устроено новое гранитное парапетное ограждение[13][14]. Мост был открыт для движения 25 июня 2020 года[15]. Общая стоимость работ составила 80,38 млн руб.[16]

Конструкция

Фонарь Торгового моста

Мост трёхпролётный металлический, балочно-неразрезной системы. Разбивка на пролёты 6,21 + 11,15 + 6,21 м. Пролётное строение состоит из стальных двутавровых балок с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединённых поперечными балками. Сверху балок устроена монолитная железобетонная плита. Промежуточные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои бетонные на свайном основании из деревянных свай, с массивной гранитной облицовкой. Общая длина моста составляет 24 (26,7) м, ширина — 10,8 м[1][5][17].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким бетонным парапетом. Перильное ограждение металлическое кованое, простого рисунка. На промежуточных опорах установлены 4 фигурных торшера художественного литья с фонарями[6].

Мост в литературе

Мост упоминается в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорблённые».

Ехать было недолго, к Торговому мосту. Первую минуту мы молчали. Я все думал: как-то он со мной заговорит? Мне казалось, что он будет меня пробовать, ощупывать, выпытывать. Но он заговорил без всяких изворотов и прямо приступил к делу.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Степнов, 1991, с. 309.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 354. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. Городские имена сегодня и вчера / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — Лик. — С. 124.
  4. «Торговый мост» спущен на воду. Фонтанка.ру (29 апреля 2005). Дата обращения: 21 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 161.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Богданов, 2016, с. 80.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — 213 с. Архивная копия от 19 сентября 2021 на Wayback Machine
  8. Смесь // Неделя строителя : газета. — 1900. — 18 июня (№ 25). — С. 154. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  9. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 Богданов, 2016, с. 81.
  11. СТ-48/14-ИД.5 Раздел 10. Часть 5. Технический отчёт обследования состояния искусственного сооружения // Проектная документация «Торговый мост (24 п.м.)» / ГИП О. В. Доброхотова. — ООО «Отделпроект», 2015.
  12. Попытка №4: Смольный нашел подрядчика для ремонта Зеленого моста за полмиллиарда. Та же компания отремонтирует и Торговый мост. Фонтанка (31 мая 2019). Архивировано 1 мая 2021 года.
  13. СТ-48/14-ОПЗ.2 Раздел 1. Часть 2. Общая пояснительная записка // Проектная документация «Торговый мост (24 п.м.)» / ГИП О. В. Доброхотова. — ООО «Отделпроект», 2015.
  14. Мостотрест.
  15. Торговый мост у Мариинского театра открыли после реставрации. Фонтанка (25 июня 2020). Архивировано 29 апреля 2021 года.
  16. Капитальный ремонт объекта «Торговый мост (24 п.м.)». Единая информационная система в сфере закупок. Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  17. Богданов, 2016, с. 80—81.

Литература

  • Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки