Матвеев мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Матвеев мост
Исторические названия Конюшенный, Канавский, Тюремный
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает Крюков канал
Место расположения Адмиралтейский район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции балочный мост
Материал сталь
Число пролётов 3
Общая длина 24,7 (27,1) м
Ширина моста 9,78 м
Эксплуатация
Начало строительства 1784
Открытие 1786
Закрытие на реконструкцию 1905, 1950
Герб Объект культурного наследия РФ
59°55′39″ с. ш. 30°17′37″ в. д.HGЯO

Матве́ев мост — автодорожный металлический балочный мост через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Казанский острова. Мост сохранил архитектурный облик, характерный для мостов Крюкова канала 1780-х годов[1]. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Расположен по чётной (южной) набережной реки Мойки между домами № 100 и 102, в месте пересечения Крюкова канала и Мойки. Образует ансамбль с расположенным рядом Краснофлотским мостом через реку Мойку. Рядом с мостом расположены комплекс Новая Голландия и здание Морских Крюковских казарм (Центральный военно-морской музей). Ниже по течению находится мост Декабристов. Ближайшие станции метрополитена — «Садовая», «Сенная площадь» и «Спасская».

Название

С 1798 года мост назывался Конюшенным, так как набережная левого берега Мойки тогда была Конюшенной улицей. С 1812 года мост именовался Канавским, затем Канальным (1820—1875) или Канавным (1836—1844) — в XVIII—XIX веках петербургские каналы часто называли канавами. В 1868 году мост получил название Тюремный из-за располагавшегося рядом здания городской тюрьмы (Литовский замок), сожжённого в дни Февральской революции в 1917 году. Иногда мост именовали Литовским. В марте 1919 года мост переименовали в мост Матвеева, в память о комиссаре, рабочем-коммунисте, участнике гражданской войны С. М. Матвееве, убитом в 1918 году и похороненном на площади Коммунаров[2][3]. Современное название — Матвеев мост[4].

История

Построен в 17841786 годах по типовому проекту для мостов Крюкова канала: трёхпролётный деревянный мост на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом, центральный пролёт разводной, боковые — балочные. Автор проекта неизвестен[1]. В конце XIX века разводное пролётное строение было заменено постоянным[5]. В 1905 году деревянные прогоны моста были заменены на металлические двутавровые балки с двойным деревянным настилом, исправлена кладка устоев[1]. Технический надзор строительных работ осуществлял инженер П. А. Лихачёв[6].

В 1950 году произведён капитальный ремонт моста по проекту архитектора Т. В. Берсеньевой и инженеров П. В. Андреевского, А. Д. Гутцайта. Работы выполняла 1-я строительная контора треста «Ленмостострой» под руководством инженера В. Е. Ефимова[7]. Были заново переложены все опоры, уложены новые металлические балки пролётного строения, с устройством железобетонной плиты проезжей части[8]. В 1954 году восстановлены торшеры с фонарями[1].

Конструкция

Матвеев мост, 2007 год

Мост трёхпролётный металлический, балочно-неразрезной системы. Разбивка на пролеты 6,45 + 11,15 + 6,45 м. Мост косой в плане, угол косины 81°10'. Пролётное строение состоит из 8 стальных двутавровых балок с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединённых поперечными балками. Сверху балок устроена железобетонная плита. Промежуточные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои бетонные на свайном основании из деревянных свай, с массивной гранитной облицовкой. Общая длина моста составляет 24,7 (27,1) м, ширина — 9,78 м (из них ширина проезжей части — 6,98 м и два тротуара по 1,4 м)[1][5].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя две полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильное ограждение металлическое, простого рисунка, завершается на устоях гранитными тумбами. На промежуточных опорах на гранитных постаментах установлены четыре фигурных торшера художественного литья с фонарями.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Степнов, 1991, с. 309.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 354. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 75. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 февраля 2006 года N 117 «О Реестре названий объектов городской среды»
  5. 5,0 5,1 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 161.
  6. Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 145. — 213 с.
  7. Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — С. 39. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  8. Энциклопедия Санкт-Петербурга.

Литература

  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки