Перейти к содержанию

Мост Декабристов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Декабристов
Исторические названия Офицерский мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает Крюков канал
Место расположения Адмиралтейский район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции балочный мост
Материал сталь
Число пролётов 3
Общая длина 29 м
Ширина моста 23,3 м
Эксплуатация
Открытие 1787
Закрытие на реконструкцию 1876, 1914
Герб Объект культурного наследия РФ
59°55′34″ с. ш. 30°17′40″ в. д.HGЯO

Мост Декабри́стов — автодорожный металлический балочный мост через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Казанский острова. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Расположен по оси улицы Декабристов (бывшей Офицерской). Рядом с мостом расположен Мариинский театр. Выше по течению находится Матвеев мост, ниже — Торговый мост. Ближайшие станции метрополитена — «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

С 1798 года мост назывался Офицерским, по наименованию Офицерской улицы. 6 октября 1923 года мост был переименован в мост Декабристов[1][2].

История

Построен в 17831787 годах по типовому проекту для мостов Крюкова канала: трёхпролётный деревянный мост на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом, центральный пролёт разводной, боковые — балочные. Автор проекта неизвестен[3].

В 1876 году мост был перестроен с уширением на 1,5 м для прокладки линии конки[4]. К 1903 году длина моста составляла 24 м, ширина — 13,1 м[5].

В 1914 году, в связи с возрастающим движением транспорта по Офицерской улице, мост был перестроен по проекту инженера А. П. Пшеницкого, ширина его при этом увеличилась с 13 до 23,3 м. При сооружении нового моста опоры были разобраны до ростверков, в местах расширения опор забиты дополнительные сваи и уложена бетонная подушка, после чего возведены новые опоры. Для этого часть Крюкова канала вместе с мостом была отделена двумя поперечными перемычками, замкнутыми позади устоев, вода откачивалась и работы велись в сухом котловане[6]. Новое металлическое пролётное строение моста было изготовлено и установлено Обществом Путиловских заводов[7]. Также были установлены новые перильные ограждения и демонтированы обелиски с фонарями. В 1915 году на мосту были уложены трамвайные пути[8].

В 1990 году выполнены работы по замене гидроизоляции и гранитного парапета, восстановлен гранитный водоотливной лоток по проекту института «Ленинжстройпроект»[9]. В 2006—2007 годах трамвайные пути на улице и мосту Декабристов были демонтированы, обновлено дорожное покрытие[10].

Конструкция

Перильное ограждение моста

Мост трёхпролётный металлический, балочно-неразрезной системы. Разбивка на пролёты 6,6 + 11 + 6,6 м. Мост косой в плане, угол косины 83°[10]. Пролётное строение состоит из 10 железных клёпаных двутавровых балок, объединённых поперечными балками. Сверху балок на лотковом железе устроена бетонная плита. Низ балок в среднем пролете имеет вогнутое очертание по параболе для увеличения подмостового габарита[6]. Промежуточные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои бетонные на свайном основании из деревянных свай, с массивной гранитной облицовкой. Общая длина моста составляет 24,3 (29) м, ширина — 23,3 м (из них ширина проезжей части — 19,1 м и два тротуара по 2,1 м)[3][6].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 5 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком. Перильное ограждение металлическое, художественной ковки, завершается на устоях гранитными тумбами.

Примечания

  1. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 354. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 41. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Степнов, 1991, с. 309.
  4. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб., 1879. — С. 217.
  5. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 208—209.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 161.
  7. Договор с Обществом Путиловских заводов на производство работ для исполнения и установки металлических пролетных стропил Офицерского моста // ЦГИА СПб. Фонд 1410. Опись 2. Дело 239. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  8. Хроника // Зодчий. — Пг., 1915. — № 37. — С. 373.
  9. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 Мостотрест.

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 73. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки