Терекеменцы
Терекеме | |
---|---|
Tərəkəmələr | |
Другие названия | терекеменцы, теркеменцы, терекемейцы, теркемейцы, терекеменские татары, таракяма, терекеми, таркяманцы[источник не указан 751 день] |
Экзоэтнонимы | бинали, карапапахи; безбаш, гагаван, чинчават |
Тип | Этническая группа азербайджанцев |
Этноиерархия | |
Раса | европеоидная |
Тип расы | каспийский[1] |
Общие данные | |
Язык | терекеменский говор/диалект азербайджанского языка |
Религия | мусульмане (шииты и сунниты) |
В составе | азербайджанцев |
Современное расселение | |
Азербайджан: нет данных
|
|
Историческое расселение | |
Большой и Малый Кавказ |
Терекеме (азерб. Tərəkəmə) — субэтническая группа азербайджанцев[2][3][4]. В настоящее время группы азербайджанцев под названием «терекеме» представлены в центральных и южных районах Азербайджана, а также в России (Дагестан) и Турции.
Название
Термин «терекеме» принято связывать с этнонимом «туркмен»[5]. В прошлом этот термин имел довольно широкое применение. В более раннее время это название использовалось как этническое, племенное. В Азербайджане же в XIX—начале XX в. оно объединяло главным образом население, занимавшееся отгонным скотоводством в крае и чаще всего применялось в значении «кочевники»[5].
Это подчёркивал также писатель и историк А. Д. Ерицов, указывающий, что слово «терекеме» понималось местным население не как название особой народности или даже отдельного «родового» общества: «таракяма называли всех без различия кочевых татар». Обследовав Казахский уезд Елисаветпольской губернии, он сообщал, что местные татары (то есть азербайджанцы — прим.), составляющие основное население этого уезда, были известны под названием таракяма. Многие из перечисленных им групп (племён) терекеме — айрумлы, баяты, кадырлы, каракоюнлы, караханлы, кенгерли, салахлы, софулы, татлы, — зафиксированы и в других уездах[6].
По мнению И. А. Абелова, местное население называло кочевников-татар (азербайджанцев Шемахинского и Геокчайского уездов) терекеме, или кечари, в противоположность оседлым жителям, именуемым тат[6]. По Л. Будагову таракама — «поселянин мужик (на Кавказе и за Кавказом)»[7].
«Терекеме» и «карапапах»
Название «терекеме» нередко можно встретить как тождественное названию «карапапах» (букв. «чёрные папахи»). По Баскакову различия между ними состоит в том, что понятие «терекеме» представляет собой собирательное название, данное им персами, и является арабским множественным числом (تر ﻛـمـه) от слова «тюрк» (تركي)[8]. Этноним «карапапах», в свою очередь, является прозвищем, данное турками кочевым племенам, скорее всего, по характерному признаку одежды (قـﺎ ﺭﺍ ﭘﺎ ﭘﺎ ﺥ)[8].
Этнонимом «терекеме» именовали тюркоязычных жителей Ахалцихского и Ахалкалакского уездов Тифлисской губернии. Изучив эти уезды, Х. А. Вермишев приводит ещё одно название (точнее самоназвание) группы терекеме в Ахалцихском уезде — бинали, означающее «оседлый, коренной» (от азерб. «бина» — основание, хутор). Он также сообщал, что здешние азербайджанцы были известны под названием «карапапах»[6].
Согласно турецким учёным, в Турции «карапапахами» чаще называют оседлую часть терекеме, проживающей в районе Карса и Ахалцихе, а само название «терекеме» закреплено за кочевниками. У турок они также известны под названиями безбаш, гагаван, чинчават[9]. В одном из текстов в исследовании А. Эрджиласуна старый терекеме рассказывает, что его деды пришли из Акстафы, Тифлиса и Баку, то есть передвигались вдоль Куры[10].
В Дагестане
В Северной Кумыкии термин «терекеме» со времен превратился из этнического в социальный и стал обозначать определённую категорию зависимых крестьян[11]. В Дагестане дербентские азербайджанцы именуют их «тэрэкэмэлер», кумыки — «теркемелер», даргинцы — «таркама». Среди северных кумыков и части высокогорных даргинцев, аварцев они известны под этнонимом «падар»[2].
Общие сведения
Расселение
В Азербайджане терекеме представлены в Гяндже, Казахском, Товузском, Агджабединском, Имишлинском, Бейлаганском и Шемахинском районах.
В Кабристанском участке Шемахинского уезда отмечалось селение Кущи, жители которого именовали себя «терекема» и по преданию являлись выходцами из Бухары[12].
В апшеронском посёлке Гала (Кала) отмечалась махалля «Терекеме»[13].
В Дагестане они компактно проживают в следующих сёлах Дербентского района: Берикей, Великент, Деличобан, Джемикент, Геджух[14][15], Карадаглы, Кала, Мамедкала, Падар, Салик, Сегелер, Татляр и Уллутеркеме, Чинар[15][14]. Часть терекеме, этнически слившаяся с кумыками, проживает в селениях Темираул и Костек (квартал Терекемеаул) Хасавюртовского и Чонтаул Кизилюртовского районов[16]. Терекеменцами по происхождению считается также большая часть жителей ныне кумыкских сёл Каякент, Усемикент, Тумеллер, Янгикент[17].
Часть терекеменцев-азербайджанцев Дагестана происходит из Исмаиллинского района Азербайджана. В формировании терекеме приняли определённое участие и таты, ныне ассимилировавшиеся среди них[18].
На территории Армении терекеме (карапапахи) проживали в с. Кара-Иса[англ.], Эвлю[англ.], Иль-Мазлу, Союх-булах[англ.], Кызыл-Шафах, Сарйар[англ.], Демюрчиляр[англ.], Кара-Кала и Кызыл-Даш[англ.] Калининского района[8].
На территории Турции, в частности в иле Карсе терекеме проживают с 1921 года. Расселены они как в центральных сёлах ила, так и в сёлах Селима, Сарыкамыша и Арпачая[19].
Язык
Речь дагестанских терекеме близка к губинскому и шемахинскому диалектам азербайджанского языка, относящихся к восточной группе азербайджанских диалектов[20]. Однако она подверглась влиянию кыпчакской группы тюркских языков и в её лексике и фонетике обнаруживается влияние кумыкского языка[20].
Произведённые в 1952 году Н. А. Баскаковым и А. Н. Баскаковым среди терекеме (карапапахов) Калининского района Армянской ССР диалектологические записи и наблюдения, показали, что их речь относится к южной группе азербайджанских диалектов (по классификации М. Ширалиева)[21].
История
В конце XVI века кайтагский уцмий Ахмед-хан основал магал Терекеме, переселив терекемейцев из Ширвана[22]. По мнению Р.М. Магомедова, время переселения терекемейцев относится не к XVI в., а к гораздо более раннему периоду, подтверждением чего служит сходство нравов, быта, следов общинного устройства и землепользования терекемейцев, сходные с кайтагскими[23]. В архивных источниках сообщается, что эти переселенцы были выходцами «из Кубы, Шемахи, Ленкорани и других мест Закавказья и из-за Сулака»[24].
Появление кочевников терекеме в Кахетии связано с походами персидского шаха Аббаса I в Восточную Грузию[25]. Назначенный им в 1656 году правителем Кахетии гянджинский хан Селим в течение нескольких лет переселил туда из Азербайджана большое количество терекеменцев[26]. Князь Ефим Мышецкий, ездивший с посольством к царю Теймуразу I, отмечает терекемейские юрты у реки Алазани. Их кочевья и деревня располагались также между Греми и Загеми[25]. Царевич Вахушти называет тюркоязычных жителей «большого поля» Караиа элами-демурчиасалну или тараками. Вахушти и Гильденштедт сообщают, что в этой местности эли пребывали со своим многочисленным скотом только зимой, а летом перекочевывали в Кайкул и на гору Палакацио[27].
Путешественник и естествоиспытатель XVIII века Гильденштедт, оставивший описание Кавказа, под терекеменцами или трухменами понимал азербайджанцев, но помимо азербайджанских территорий он ошибочно причислял к терекеменским (то есть тюркским, азербайджанским) округам лезгинские общества Алтыпара, Докузпара, с. Мискинджа, а также селения хыналыгцев, крызов и будугов[28].
Согласно архивным данным, часть терекеменцев (до 300 или более семейств), а также 80 семейств горских евреев в первой половине XVIII в. переселились из Кайтагского уцмийства на Терско-Сулакскую низменность, во владения северокумыкских князей[29]. Азербайджанцы Дагестана исторически существовали в рамках феодальных отношений. Более 3/4 терекемейцев магала Терекеме было раятами[30].
Антропология
В целом дагестанские терекеме антропологически являются представителям каспийского типа, хотя и нетипичными. Антропологический тип их смешанный. Проведённые Г. Ф. Дебецом, Н. Н. Миклашевской и А. Г. Гаджиевым исследования показали, что их черты сходства схожи главным образом с азербайджанцами и частично южными кумыками (особенно с жителями с. Каякент). Однако по сравнению с азербайджанцами, дагестанские терекеме выше ростом, более широколицы, несколько менее пигментированы, менее волнистые волосы, у них менее полные губы и не такие густые брови[1].
В культуре
- Известен азербайджанский танец «терекеме», зарождение которого, как считается, связано с одноимённым племенем[31][32].
- У драматурга и философа-материалиста Мирзы Фатали Ахундова есть стихотворение «Беседы муллы Керима с терекеменской женщиной»[33].
- В 2012 году в Азербайджане был снят фильм «Белая кровь», повествующий о жизни кочевой семьи терекеме.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Гаджиева, 1990, с. 26.
- ↑ 2,0 2,1 Гаджиева, 1990, с. 3.
- ↑ Баскаков Н. А. Огузский ареал в истории консолидации тюркских языков // Советская тюркология. — Баку: Коммунист, 1987. — № 1. — С. 5.
- ↑ Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана. / ГОУВПО "Адыгейский государственный университет". — Москва, 2005. — С. 330.
- ↑ 5,0 5,1 Гаджиева, 1990, с. 9.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Волкова Н. Г. Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов // Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимия, антропонимия, теонимия, топонимия: сборник. — М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1996. — С. 26-27. — ISBN 5-201-00825-9.
- ↑ Волкова Н. Г. Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов // Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимия, антропонимия, теонимия, топонимия: сборник. — М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1996. — С. 31. — ISBN 5-201-00825-9.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Баскаков, 1964, с. 27.
- ↑ Баскаков Н. А. Огузский ареал в истории консолидации тюркских языков. — Советская тюркология, 1987. — № 1. — С. 5.
- ↑ Грунина Э. А. Диалекты турецкого языка // Диалекты тюркских языков: очерки. — М.: «Восточная литература» РАН, 2010. — С. 433. — ISBN 978-5-02-036421-9.
- ↑ Гаджиева, 1990, с. 23-24.
- ↑ Деминский Ф. А. Некоторые сведения о Кабристанском полицейском участке Шемахинского уезда Бакинской губернии. — Тифлис, 1901. — С. 22.
- ↑ Салимов Т. К. О некоторых топонимах Апшерона // Azərbaycanda arxeologiya və etnoqrafiya elmlərinin son nəticələrinə həsr olunmuş elmi konfransın materialları. — 1992. — С. 244.
- ↑ 14,0 14,1 Лексико-семантические особенности говоров дербентского диалекта азербайджанского языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.02. - Махачкала, 2002. - 161 с
- ↑ 15,0 15,1 Лексико-семантические особенности терекемейского говора азербайджанского языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.02. - Махачкала, 2005. - 140 с.
- ↑ Гаджиева, 1990, с. 4.
- ↑ Народы Дагестана. / ( ред.) Арутюнов С.А., Османов А.И., Сергеева Г.А.. — Наука, 2002. — С. 510.
- ↑ Ханмагомедов Х. Л. Дагестанское Теркеме: Комплексное страноведческое исследование. — Махачкала.: «Наука плюс», 2010. — С. 71, 72. — ISBN 978-5-903063-65-9.
- ↑ Dr. Ahmet B. Ercilasun[тур.]. Kars ili ağızları. — 29. — Ankara: Gazi Universitesi, 1983. — С. 41 (раздел «Kars Terekemeleri (Karapapaklar)»). — 386 с.
- ↑ 20,0 20,1 Гаджиева, 1990, с. 27.
- ↑ Баскаков, 1964, с. 27-28.
- ↑ Очерки истории Дагестана. — Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1957. — Т. 1. — С. 104.
- ↑ Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX в. — 1957. — С. С. 232.
- ↑ Гаджиева С. Ш. . Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. — Наука, 1990. — С. 10-13. — ISBN 5-02-016761-4.
- ↑ 25,0 25,1 Волкова Н. Г. Статейные списки русских посольств XVI — XVII вв. как этнографический источник // Кавказский этнографический сборник. — М.: Наука, 1976. — Т. 6. — С. 264.
- ↑ Иоаганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 391. — ISBN 5-85803-213-3.
- ↑ Иоаганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 394. — ISBN 5-85803-213-3.
- ↑ Иоаганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 410. — ISBN 5-85803-213-3.
- ↑ Русско-дагестанские отношения в XVIII- начале XIX в: сборник документов. Под ред. В. Г. Гаджиева. М., «Наука», 1988
- ↑ Терекеме // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Тәрәкәмә // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Б.: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1986. — Т. IX. — С. 256.
- ↑ АСЭ, 1986, с. 257.
- ↑ История Азербайджана. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1960. — Т. 2. — С. 124.
Ссылки
- Терекеме // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мансуров Муратбек. История села Темираул (XVIII—XX вв.). Махачкала, 1999. — 140 с.
Видеоматериалы
- Фильм о терекеме в Ахсуйском районе Азербайджана (на азерб.)
- Ахтачы обасы: терекеменское чаршанбе (1-я серия) (на азерб.) — чаршанбе в Ахсуйском районе Азербайджана.
- Ахтачы обасы: терекеменское чаршанбе (2-я серия) (на азерб.) — чаршанбе в Ахсуйском районе Азербайджана.
- Терекеменские ковры (на азерб.)
- Танец терекеме в исполнении Розы Джалиловой
Литература
- Тәрәкәмәләр // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Б.: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1986. — Т. IX. — С. 256—257.
- Баскаков Н. А. Карапапахи, или терекеме, и изучение их языка (из материалов по азербайджанским диалектам Армении) // Краткие сообщения Института народов Азии. Вып. 65. — М.: «Наука», 1964. — С. 27.
- Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX — начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. — Наука, 1990. — 216 с. — ISBN 5-02-016761-4.