Ширван
Ширва́н (азерб. Şirvan, перс. شیروان) — историческая область в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, в конце X — начале XI века простиралась от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге. До XV—XVI вв. была известна как Шарван[1][2]. В настоящее время часть территории Азербайджана[3].
Основные города — Шемаха, Баку, Кабала, Шабран.
Через Ширван проходил оживлённый торговый путь, этот регион в течение многих столетий подвергался многочисленным иноземным нашествиям и входил в состав различных государств, что определило чрезвычайно пёстрый этнический состав населения, включающего кавказские, иранские и тюркские элементы.
Этимология
Название Шарван/Ширван появляется при Сасанидах[4]. В «Армянской географии» VII века упоминается племя шарванов, давшее название области[5]. Балазури упоминает «Шарван-шаха» среди вассалов Хосрова I Ануширвана (531—579). Древнейшая форма названия — «Шарван», более поздняя форма «Ширван» утвердилась лишь в XVI веке[1][4].
В. Ф. Минорский, опираясь на источники и топоним «Шир» (Шир-кух), связывает «Ширван» с именем древних поселенцев, выходцев с южного побережья Каспия (Гилян, Дейлем)[6]. Академик И. А. Джавахишвили предполагает, что «Ширван» состоит из слов «сар» («шар») и «ван». которые обозначают обиталище «саров» или «шаров». По его мнению, из-за отсутствия в греческом и латинском алфавитах буквы для передачи звука «ш» слово «шар» превратилось в «сар», «мат» означает «язык», т.е. племя[7].
История
Ранняя история
По словам азербайджанского историка Сары Ашурбейли, «территория Ширвана в древности была заселена различными племенами, среди которых, помимо кавказского, имелся и иранский пласт. Возможно, ираноязычное население в этом районе появилось уже в первой половине I тысячелетия до н. э. Известно, что по территории Азербайджана проходили скифские племена, которые, несомненно, частично оседали в указанной зоне. Об этом свидетельствуют и археологические материалы. Ряд топонимов Кубинского района, Апшерона и Мугана относится к иранской лексике»[8].
Большая часть средневекового Ширвана в начале нашей эры входила в историческую область Маскут, располагавшуюся вдоль западного побережья Каспийского моря. Область называлась так по имени древних ираноязычных[9] племён массагетов[10], которые населяли эту область примерно с I в. н. э. (по другой версии, уже с VI в. до н. э., см. «Область обитания массагетов»). С. Ашурбейли локализовала область проживания маскутов (кавказских массагетов) на побережье современного Дербентского района Дагестана, а также на Апшероне, Муганской равнине, в Губинском, Гусарском и Шабранском районах Азербайджана[11].
Позднее здесь начинают селиться другие ираноязычные переселенцы из областей Ирана, предки современных татов[12]. Появление их в регионе, возможно, относится к III-IV вв. н. э.[13][14][15].
Зона их проживания на западном берегу Каспия простиралась от Апшерона до современного Дербента. Согласно С. Ашурбейли: «Таты, бесспорно, являются одним из древних этнических напластований на территории Ширвана»[16].
Историк Ю. Джафаров пишет: «Поэтому не случайно, что именно в этих районах (Исмаиллы, Шамахы, Губа, Дивичи, Апшерон), т. е. по существу в Ширване и сохранились до сего дня островки ираноязычного татского населения, в древности гораздо более значительного, чем сейчас»[17].
С конца IV века до середины VII века территория будущего Ширвана входила в Албанское марзпанство — провинцию (военно-административный округ) в составе Сасанидского государства. Сасанидский наместник (марзпан), располагавшийся в Кабале[18], управлял территорией бывшего Албанского царства. В подчинение ему также постепенно были переданы области Базкан (Баласакан), Хурсан, Шабран, Чола (Дербент), а также территории расселения легов (Лакз) и таваспаров (Табарсаран)[19].
В VI веке область подвергалась регулярным набегам кочевых племён с севера, проникавших в Закавказье через Дербентский проход — так, в 552 году сюда вторглись савиры и хазары. В исторических источниках приводятся сведения о расселении савиров и хазар на месте нынешнего города Губа[20].
В 654 году Ширван был занят арабами и позднее стал наследственным владением арабских наместников[21]. С середины VIII века Ширван и Дагестан становятся ареной кровопролитных сражений между хазарами и армией арабских халифов династии Омейядов[22].
Ширван и Лакз
Минорский отмечает, что область Лакз простиралась вдоль всей северной части Ширвана, от которого она была отделена юго-восточным отрогом Кавказских гор. Это обуславливало её значение для Ширвана как буфера, защищавшего Ширван от северных захватчиков. Мас’уди писал: «Царство Лакз — оплот (му’аувал) царства Шарван»[23]. В. Ф. Минорский локализует эту область, населённую племенами лакз, к западу от Маскута, в верхнем течении реки Самур[24][25].
Минорский также отмечает, что области Шабран и Маскат, в ранний период принадлежавшие Лакзу, были постепенно аннексированы Ширваншахами. Касаясь взаимоотношений Лакза и Ширвана, профессор Р. Магомедов пишет, что "при определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. [26].
Государство Ширваншахов
В 861 году от Халифата обособилось государство Ширваншахов[27]. Ширваншахи — правящие династии в Ширване — имели арабское происхождение, но подверглись иранизации и считали себя потомками персидских царей[28].
Иранизированное население равнинных земель, принявшее от арабов ислам и усвоившее арабскую письменность, ещё через несколько столетий тюркизировалось, войдя в кавказскую часть азербайджанского этноса[29][30][31][32].
В 917 году Ширван был объединён с соседним эмиратом Лайзан. В 918 году столицей государства стал город Шемахы. В 981—982 годах ширваншахи подчинили себе Габалу и Барду, в конце X — начале XI века начали войны с Дербентом (это соперничество длилось столетиями), а в 1030-е годы им пришлось отражать набеги русов, сарирцев и аланов[33].
В 1060-е годы государство ширваншахов подверглось нападению из Аррана, а затем — вторжению турок-сельджуков, опустошивших Ширван и вынудивших ширваншаха Фарибурза признать власть сельджукского султана. В 1080-е годы, однако, Фарибурз, воспользовавшись ослаблением своих соседей, также подвергшихся сельджукскому нашествию, распространил свою власть на Арран и назначил наместника в Гянджу[33].
После разрушения землетрясением Шемахи (1192) Ахситан I сделал Баку третьей столицей Ширвана.
В начале XIII века в Ширван и Дербенд вторглись военные отряды Чингизхана под предводительством Джэбэ, а к середине века после длительных сражений между войсками Хулагу и его двоюродного брата, золотоордынского хана Берке, Хулагу был признан правителем всех завоёванных им территорий.
Персидский историк XIV века Хамдаллах Казвини перечисляет округа области Ширван: Бакуйа, Шамаха, Кабала, Фирузабад, Шабаран и Гуштасфи[34].
При ширваншахе Ибрагиме I (1382—1417) Ширван превратился в сильное независимое государство[35]. Государство со столицей в городе Шемаха включало земли от Куры до Дербента[21]. Ширван был центром земледелия, производства шёлка и тканей и играл важную роль в международной торговле (вывоз нефти, хлопка и др.).
Под властью ширваншахов процветала литература. В XII веке творил известнейший персидский поэт, уроженец Ширвана — Хагани Ширвани, в XIV—XV веках — выдающийся поэт Насими, писавший на тюркском (азербайджанском), персидском и арабском языках.
Ширванское беглербекство
С усилением государства Сефевидов при шахе Исмаиле I Ширван попадает к нему в зависимость и с 1538 года при шахе Тахмаспе I становится его провинцией[22].
В середине XVI века Сефевиды переселяют в Ширван тюркские племена кызылбашей[36]. К тому же времени относится и переселение в Ширван огузского племени падар для противодействия горским племенам[37].
Итальянский путешественник Пьетро делла Валле, посетивший Сефевидское государство в 1617—1623, писал, что жители Ширвана, иранцы, кроме своего собственного языка учили своих детей тюркскому. То же самое происходило в Азербайджане, Ираке, Багдаде и Ереване[38].
Посетивший Ширван в 1690 году иезуитский миссионер сообщал, что в Ширване говорят на трех языках: тюркском (азербайджанском), ломаном персидском и армянском. Тюркский являлся самым распространённым языком[39].
Шемахинское ханство
В 1748 году на территории Ширвана возникло самостоятельное Ширванское ханство (также известное как Шемахинское ханство) просуществовавшее до 1822 года[40].
По сообщению российского историка, академика Н. Ф. Дубровина (1871), во всех присоединённых к России ханствах восточного Закавказья преобладающим населением являлись татары (азербайджанцы)[41].
В XVIII веке в Ширване горцы Дагестана постоянно нападали на деревни, разоряя их, а жителей обращая в невольников. Персидские шахи, со своей стороны, предпринимали попытки по подчинению Дагестана.
По Гюлистанскому мирному договору 1813 года Ширван перешёл под власть Российской империи. После на данной территории была образована Ширванская провинция, которая в 1840 вошла в Каспийскую область (с 1846 — Шемахинская, с 1859 — Бакинская губерния)[3].
В культуре и искусстве
«Ширванская шикесте» — один из основных азербайджанских зерби-мугамов. Существует в инструментальном и вокально-инструментальном исполнении[42].
Известна ширванская ашыгская (ашугская) школа[43] включающая такие регионы Ширвана как (Агсу, Шемаха, Исмаиллы, Кюрдамир, Уджар, Сальяны, Нефтчала, Билясувар, Гёйчай, Агдаш, Губа и другие районы). Среди видных представителей — ашуг Мирза Билал, ставший жертвой политических репрессий в 1937 году[44]. В Ширване на свадьбах присуствие ашыгов являлось обязательным[45]. В их репертуаре состоит ашугское произведение — «Ширвани»[46].
Ширванская школа ковроткачества является одной из азербайджанских школ ковроткачества[47][48]. Широко известны местные ковры, «Мараза», «Гобустан», «Ширван», «Чуханлы», «Биджо», «Аджигабул». Спецификой Ширванской зоны было изготовление безворсовых ковров — «зили»[49]. На картине художника Ганса Мемлинга «Мария с младенцем» присуствует изображение ширванского ковра[50].
В прошлом в Ширване праздновался «Гюль-чичек байрамы» (Праздник роз) именуемый по местному «хефтесейри» (недельное гуляние). Праздник сопровождаемый забавами и увеселениями начинался в день празднования Новруза и отмечался на природе по пятницам на протяжении 30-40 дней[51].
Легкобытов, говоря об Ширване, отмечал: «Гостеприимство у татар (азербайджанцев) священно: всякий почитает за долг принять гостей, по возможности, лучше»[52].
-
На карте Закавказья в XI—XII вв.
-
Территория Ширвана в XVI — первой половине XVII века
-
Ширван на карте 1804 года
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 V. Minorsky. Caucasia IV. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 15, No. 3 (1953), p. 521:«Sharvan is the usual designation of the territory lying to the north of the Kur, which only in the 15th-16th century was renamed Shirvan»
- ↑ Бартольд В. В. Сочинения. Том III. Работы по исторической географии.. — М.: Наука, 1965. — С. 571.
- ↑ 3,0 3,1 Ширван // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 4,0 4,1 В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — М.: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 34.
- ↑ Новосельцев А. П. , Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пути развития феодализма. — Наука, 1972. — С. 40.
- ↑ Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда / Отв. ред. Ализаде А. А.. — Москва: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 34. — 270 с.
- ↑ Джидди Г.А. Средневековый город Шемаха IX-XVII века: историко-археологическое исследование / ред. Ализаде А. А., Ахмедов Г. М.. — Баку: Элм, 1981. — С. 17-18. — 174 с.
- ↑ Ашурбейли, 1983, с. 16.
- ↑ The Cambridge History of Iran. 1985. — vol. 2, P. 48.
- ↑ История Ширвана и Аль-Баба
- ↑ Ашурбейли, 1983, с. 15.
- ↑ С. Ашурбейли. Государство Ширваншахов. Баку: Элм, 1983. — 294 с.
- ↑ James Stuart. An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — P. [1]. — 840 p. — ISBN 0313274975, ISBN 978-0-313-27497-8.
- ↑ С.А. Токарев. Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. — Изд-во Московского университета, 1958. — С. 222.
- ↑ Толстов С.П., Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Очерки общей этнографии: Азиатская часть СССР. — Издательство Академии наук СССР, 1960. — С. 92.
- ↑ С. Ашурбейли. Государство Ширваншахов. Баку: Элм, 1983. — 16 с.
- ↑ Джафаров Ю. О формировании азербайджанского народа // История Азербайджана с древнейших времен до начала XX в. : сб / Играр Алиев. — Б.: Элм, 1995. — С. 228.
- ↑ Hewsen, 1992, p. 142.
- ↑ Hewsen, 1992, p. 143.
- ↑ Семенов И. Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). — Казань, 1994. — С. 163. — 228 с.
- ↑ 21,0 21,1 [bse.sci-lib.com/article123943.html БСЭ. Ширван.]
- ↑ 22,0 22,1 Семен Броневский. Новейшия географическия и историческия известия о Кавказе. Ширван. Общее обозрение. — Типография Скливановскаго, 1823. — т.2, стр. 355—375.: «Измаель-Сефи начал завоевания свои с Ширвана и наконец покорил всю Персию, находившейся тогда под властью Уссум-Кассана.»; «Слово Ширван производят двояким образом: от слова лев, по персидски шир, и от шаха Козроя Нуширвана.»
- ↑ История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — Издательство восточной литературы, 1963. — С. 103.
- ↑ Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — Наука, 1990. — С. 104. — ISBN 5020095524, 9785020095526.
- ↑ Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — М.: Изд-во Восточной литературы, 1963. — С. 112.
- ↑ Магомедов P. M. История Дагестана. Махачкала, 1968.
- ↑ Ашурбейли, 1983, с. 60.
- ↑ Šervānšāhs — статья из Encyclopædia Iranica. C. E. Bosworth
- ↑ Алаев, 2002, с. 39.
- ↑ Bournoutian, 2009, p. 28.
- ↑ Шнирельман, 2003, p. 197.
- ↑ Olson, 1994, p. 27.
- ↑ 33,0 33,1 Рыжов К. В. Все монархи мира. Мусульманский Восток. VII—XV вв. — М. : Вече, 2004. — 544 ил. с. — ISBN 5-94538-301-5.
- ↑ Хамдаллах Казвини. Нузхат ал-Кулуб. Раздел 5. Описание земель Ширвана и Гуштасфи. — Баку: Элм, 1983.
- ↑ Ашурбейли С. А. История города Баку. Период средневековья. — Б.: Азернешр, 1992. — С. 98—99. — 408 с. — ISBN 5-552-00479-5.
При Шейхе Ибрагиме Дербенд и часть Муганской степи входили в состав владений Ширваншаха… Он сумел превратить Ширван в сильное и независимое государство.
- ↑ F. Zarinebaf-Shahr, «The Qizilbash „Heresy“ and Rebellion in Ottoman Anatolia», p. 7-8
- ↑ Н. Г. Волкова. Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX вв / Отв. ред. В. К. Гарданов. — Кавказский этнографический сборник. — Наука, 1969. — Т. IV. — Стб. 4—5 «К XVI—XVII вв. относятся переселения в Азербайджан полукочевых тюркоязычных племен: на Мугань — шахсевенов, в западные районы — падаров. »
- ↑ Willem Floor and Hasan Javadi, The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran, стр. 573Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]The Turkish spoken in Safavid Iran was mostly what nowadays is referred to as Azeri or Azerbaijani Turkish. However, at that time it was referred to by various other names. It would seem that the poet and miniaturist Sadeqi Afshar (1533–1610), whose mother tongue was not Azerbaijani Turkish, but Chaghatay (although he was born in Tabriz), was the first to refer to speakers of Qizilbashi (motakallemin-e Qizilbash), but he, and one century later ‘Abdol-Jamil Nasiri, were the exception to this general rule of calling the language “Turki.” The Portuguese called it Turquesco. Other Europeans and most Iranians called it Turkish or Turki. For the sake of simplicity and to avoid confusion we call the Turkic language used in Safavid Iran, Azerbaijani Turkish. ...Adam Olearius, the secretary of the 1637 Holstein embassy, reports how, at the end of a royal banquet, the ishik aghasi bashi loudly called: “sofreh haqineh, shah dowlatineh, ghazilar allah dilam allah allah va hazerat kalamet-e allah allah ra tekrar kardand". He further reports that, apart from their own language, Iranians teach their children Turkish in particular in the provinces of Shirvan, Azerbaijan, Iraq, Baghdad, and Erevan that the Qizilbash conquered.“
- ↑ Willem Floor and Hasan Javadi, The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran, стр. 570Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]A Jesuit missionary noted around 1690 that in Shirvan three languages were spoken, Turkish which is the most common one, corrupted Persian, and Armenian. N. N., “Memoire de la province du Sirvan,” Lettres curieuses et edifiantes (Paris, 1780), 4: 31, 42, 51
- ↑ Tadeusz Swietochowski, Brian C. Collins. Historical Dictionary of Azerbaijan. — Scarecrow Press, 1999. — С. 118. — 145 с. — ISBN 0-8108-3550-9.Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]SHIRVAN KHANATE. A principality in northern Azerbaijan which was centered on the region of Shirvan. The khanate was formed after it was liberated from the domination of the Iranian ruler Nadir Shah in 1748. It was one of the wealthiest khanates in northern Azerbaijan specializing in agriculture and the export of silk and other fabrics.
- ↑ Дубровин Н. Ф. История войны и владычество русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих: Закавказье. — СПб., 1871. — Т. 1, книга 2. — С. 328.Оригинальный текст (рус.)[показатьскрыть]Татары составляютъ господствующее населеніе во всѣхъ ханствахъ, а армяне, да и то только теперь, въ бывшей Армянской области.
- ↑ Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Баку: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1987. — Т. 10. — С. 541.
- ↑ Мамедли, 2017, с. 554.
- ↑ А. Сафарова. Характерные черты ширванской ашугской среды. — 70,71 с.
- ↑ Мамедли, 2017, с. 439.
- ↑ Мамедли, 2017, с. 561.
- ↑ Shirvan rug (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 21 сентября 2019. Архивировано 6 июля 2018 года.
- ↑ Shirvan Oriental Rugs . www.abc-oriental-rug.com. Дата обращения: 21 сентября 2019. Архивировано 27 сентября 2020 года.
- ↑ Мамедли, 2017, с. 15.
- ↑ Мамедли, 2017, с. 385.
- ↑ Мамедли, 2017, с. 534.
- ↑ Мамедли, 2017, с. 492.
См. также
Литература
- Ашурбейли С. Б. Государство Ширваншахов. — Б.: Азернешр, 1983. — 294 с.
- Мамедли А. Соловьева Л. Т. Азербайджанцы. — М.: Наука, 2017. — 708 с.
Ссылки
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |