Шахсевены

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Девочки-шахсевены из богатой семьи. Фотограф А. В. Севрюгин. Конец XIX века
Девочка-шахсевенка. Фотограф А. В. Севрюгин. Конец XIX века

Шахсевены (азерб. شاهسون‌, Şahsevən — любящие шаха, преданные шаху) — этнографическая группа азербайджанцев[1][2][3][4][5][6][7] или народ[8][9], проживающие на северо-западе Ирана — области Ардебиль и Восточный Азербайджан[1] и на юге к Араксу в Джебраильской степи Азербайджана[10]. Основу этой этнической группы составляет племя, переселившееся под предводительством Юнсур-паши с территории Османской империи на территории иранских земель. После переговоров с шахом Аббасом и получения названия «шахсевен», племя расселилось в районе рек Аракс, Кура и Ардебиль, выбрав основателем новой племенной династии Юнсур-пашу[11]. В период Каджаров, шахсевены составляли лучшую конницу в армии[12][13]. Привилегированное положение шахсевен сохранялось вплоть до правления Резы Пехлеви[14].

Согласно этнографу Ивану Шопену шахсевены являлись потомками сельджуков[15], которые относятся к одной из ветвей огузов[16]. Имеют общие корни с кашкайцами[17]. Говорят на восточных (муганских) диалектах азербайджанского языка[18]. Исповедуют ислам, шиитского толка[19].

История

В исторических текстах упоминается, что во время правления сефевидского шаха Аббаса I, кызылбашские племена, составляющие прежде основу армии Сефевидов, подняли восстание против шаха. Для защиты территорий и собственной власти, шахом было принято решение собрать новое войско, состоявшее из невоенного тюркского населения различных регионов, к которым относились Малая Азия и Двуречье. Данная группа получила название «шахсевены» — люди шаха/преданные шаху/любящие шаха[20]. Шахсевены сумели подавить восстания и защитить границы территорий от узбекских завоевателей[21]. Также являлись защитниками Персии от нападок Турции и России.

Начало формированию этой группы положил в XVI веке сефевидский шах Аббас I, который с целью ослабить влияние кызылбашских племенных вождей, начал создавать специальную гвардию из членов кызылбашского племенного объединения, получившей название «шахсевен» (азерб. Şahsevən — букв. любящие шаха)[1]. Основу шахсевен составили семь кызылбашских племён[22]. Глава племени шахсевенов Назарали-хан являлся основателем Ардебильского ханства[23].

Традиционным занятием шахсевенов было кочевое скотоводство (разведение овец, крупного рогатого скота как тягловой силы, верблюдов и лошадей). Летом они кочевали в Себеланских горах, зимой — в Муганской степи[13]. В конце XIX века начинается переход шахсевенов к оседлому образу жизни.

В XIX в. произошли большие изменения в социально-экономической жизни шахсевенов. Бесконечные споры из-за пастбищ, стихийные бедствия (разливы рек, отсутствие воды, падеж скота, эпизоотия) вынудили их к переходу к оседлой жизни. Особенно тяжело было в 1871—1872 гг.: болезни, засуха и суровая зима 1859 г. (гоюн гыран ил — год падежа барана) вынудили их переселиться в более благополучные регионы страны — в Ленкоранский, Шемахинский и Джавадский уезды и вести оседлый образ жизни[24].

Шахсевены принимали активное участие в событиях в Мугани периода 1918—1919 годов[25].

Из бейлаганского села Шахсевен, происходил Герай Асадов — участник Великой Отечественной войны, гвардии сержант, Герой Советского Союза[26].

Численность и расселение

Мечеть «Шахсевен» в Гяндже

В Иране

Сегодня большая часть шахсевенов осела в деревянных домах, получивших название «тахте гапу», которые выстраивались по пути следования кочевья, которое, в свою очередь, было необходимо для выкармливания скота и поиска пастбищ. Подобные стоянки получили распространение близ Ардебиля, Биле-Сёвера, Парсабада, а также некоторых областей Иджруда, Зенджана, Сораба, Калейбара и провинции Восточный Азербайджан. Также некоторые шахсевены проживают в Центральной провинции страны, в Тегеране, Казвине и Хамадане[27].

Существует большое количество данных, полученных в 968—1361 гг. по солнечной хиджре, согласно которым общая численность шахсевенов постоянно варьируется. Согласно переписи населения 1996 г., численность шахсевенских семей насчитывает 12353 семьи, что составляет 81917 человек[28].

В Азербайджане

В XVIII веке после покорения Сальянов в 1759 году, Фатали-хан переселил в Кубинское ханство из Муганской степи несколько шахсевенов[29].

В одном из источников сообщается следующее о шахсевенах: «Шайсевен Таваби Магомед-хан… с народом своим шайсевеном поселился из Ердевиля с позволения Фатали-хана в Шабране и Мускюре, составляя следующие деревни: Баиндурли, Чаемагли, Хисун, Чагатай, Хайдчили, Кормандали, Гебели, Устадчали, Кеуладаели и другие, с их кроме положенной своему господину и Кубинскому хану собирается подать»[30].

Мечеть «Ардебиль» в городе Губа (квартал Ардебиль)

Шахсевенами был основан квартал Ардебиль в городе Губа[31].

По данным конца XIX века, шахсевены наряду с азербайджанцами (в источнике указаны, как «татары») были указаны отдельно и численность мужского пола шахсевенов по Бакинской губернии была следующая[32]:

Шахсевены Бакинской губернии являются выходцами из Персии (из Ардебиля) и переселились в Бакинскую губернию в конце XIX века[33].

Им приписывается основание абшеронского селения Ахмедлы[34]. Также шахсевенами считалась часть жителей другого бакинского селения Хоусан (Говсан)[35]. Упоминания шахсевен встречаются и в ряде других абшеронских посёлков[36][37].

В городе Гянджа на западе Азербайджана имеется квартал «шахсевенлер»[38], а также там же расположена одноимённая мечеть[39][40]. Одна из махалля шекинского села Ашагы-Гёйнюк именуется «Шахсевен»[41].

В Масаллинском районе Азербайджана располагается село Биринджи Еддиоймаг (по данным конца XIX века, население состояло из шахсевенов-шиитов)[42].

Этнография

Племенная структура шахсевенов насчитывает большое количество разных институтов, расположенных в нисходящем порядке. Так самой крупной единицей структуры племени будет являться этническая группа, затем племя, род, губак, убе и семья [43]. Губак в племенах шахсевенов является основной родоплеменной единицей, составляющей основу рода. Обычно губак состоит из 20-30 семей, которые занимаются перегоном общего стада с пастбища на пастбище. Сам по себе губак может обобщенно называться небольшим отдельным племенем[44].

Убе также состоит из нескольких семей, ведущих совместное хозяйство, но представляет собой меньшую по отношению к губаку единицу[45].

В некоторых источниках говорится о том, что у шахсевенов существует 11 племен и 90 убе. Согласно другому делению, этот племенной союз может рассматриваться как 32 мешгиншахрских племени и 13 ардебильских, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие единицы[46].

Управление этнографической группой производится ильбеками. Ильбек отвечает за соблюдение порядка и сбор налогов. Помимо этого поместным управлением племени занимается бек, назначенный ильбеками. Аксакалы (белобородые) являются воплощением политической, экономической, религиозной и социальной элиты[47].

Традиционное жилище шахсевенов — шатры, палатки.

Мужская одежда — белая или синяя рубаха, суконные коричневые шаровары, черкеска, баранья папаха, поршни. Зимой шахсевены носят бараньи шубы с длинными рукавами. Головы бреют, оставляя на висках локоны, носят бороды. Женский костюм — синяя рубаха, шаровары, архалук, синяя чадра, шерстяные чулки, чувяки, золотые и серебряные украшения. Голову женщины повязывают платком.

Традиционная пища — плов, похлёбки, баранина, молочные продукты.

Шахсевены сохраняют племенное деление и некоторые домусульманские обычаи (в том числе погребальные).

Существование богатых пастбищ, а также угодий, пригодных для разведения крупного и мелкого рогатого скота, в совокупности с подходящим для животноводства климатом, определило основной род занятий шахсевенов. Так, основа экономической составляющей племен — это разведение коров, буйволов, овец, верблюдов и коз[48].

Женщины шахсевенских племен занимаются плетением килимов, джаджимов, лошадиных попон и хурджибов, что также играет роль экономического подспорья племени[49].

В культуре

Существует ашыгское произведение «Шахсевени». Среди других ашыгских напевов входит в репертуар гёйчинских ашыгов[50][51].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Шахсевены // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Шахсевены (рус.), Российский этнографический музей.
  3. James Stuart Olson, Nicholas Charles Pappas. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — С. 60. — ISBN 0313274975, 9780313274978.
  4. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. — М.: Высшая школа, 1969. — С. 265. — 384 с.
  5. Ronald Wixman. The peoples of the USSR: an ethnographic handbook. — M.E. Sharpe, 1984. — С. 177. — ISBN 0873325060, 9780873325066.
  6. Richard V. Weekes. Muslim peoples: a world ethnographic survey. AZERI. — Greenwood Press, 1978 — p. 56 — ISBN 9780837198804
  7. Б. П. Балаян, «К вопросу об общности этногенеза шахсевен и кашкайцев»
  8. В. Н. Кисляков. Шахсевены. Дата обращения: 3 февраля 2019. Архивировано 3 февраля 2019 года.
  9. Шахсевены: защитники империи. Дата обращения: 3 февраля 2019. Архивировано 3 февраля 2019 года.
  10. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Кавказский этнографический сборник. С. 30. www.history.az. Архивировано 25 августа 2011 года.
  11. Tapper, Richard. Frontier nomads of Iran, Cambridge, 1997, P. 58-59
  12. Л.Артамонов, «Северный Азербайджан : Военно-географический очерк»
  13. 13,0 13,1 Мамедли, 2017, с. 22.
  14. Мамедли, 2017, с. 630.
  15. Шопен И. И. Некоторые замечания на книгу „Обозрение российских владений за Кавказом. — СПб., 1840. — С. 83.
  16. Кораев Т. К. Сельджу́ки. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 26 сентября 2022. Архивировано 3 декабря 2020 года.
  17. Richard Tapper — Shahsevan in Safavid Persia (1974)
  18. Stephen Shennan, «Pattern and Process in Cultural Evolution»
  19. Шахсевены // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  20. Ширвани, Зейн-аль-Абедин бен Искандар. Бустан-ас-Сияха. Тегеран, 1897, с. 316
  21. Обен, Эжен. Иран сегодня. Перевод Али-Асгар Саади. Тегеран: 1983, с. 134
  22. О. Жигалина, «Этносоциальная революция иранского общества», с. 37
  23. А. С. Сумбатзаде. Азербайджанцы, этногенез и формирование народа. — Элм, 1990. — С. 247. — ISBN 5806601773, 9785806601774.
  24. Мамедли, 2017, с. 26.
  25. Olga M. Morozova. Mugan Region in 1918–1919 // Russkaya Starina. — 2014. — С. 46—51. Архивировано 2 июня 2021 года.
  26. Кондратьев В. А., Политов 3. Н. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 — 1945 гг.). — М.: Политиздат, 1986. — С. 354.
  27. Социально-экономическая перепись кочевых племен, 1999. Население кочевых племен дехистанов. Тегеран, 1999. С. 14-20, 31-34, 80; Социально-экономическая перепись кочевых племен 1998 г. Подробные результаты. Тегеран, 1999. С. 18
  28. Социально-экономическая перепись кочевых племен 1998 г. Подробные результаты. Тегеран, 1999. С. 12-18
  29. Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа съ 1722 по 1803 годъ. Ч. 1. — Санкт-Петербург, 1869. — С. 249.
  30. Абдуллаев Г. Б. Из истории Северо-Восточного Азербайджана в 60-80-х гг. XVIII в... — Баку: Изд-во Академии наук Азербайджанской ССР, 1958. — С. 17.
  31. Фарзалибейли Ш. Губа тарихи. — Б., 2001. — С. 34, 35.
  32. А. Ф. Риттих. Племенной состав контингентов Русской Армии и мужского пола Европейской части России. 1875 год
  33. Записки Кавказского края Императорского Русского географического общества. Книжка X. Тифлис 1876 г. Стр.201
  34. Список населённых мест Бакинской губернии // Списки населенных местностей Российской империи. По Кавказскому краю. Бакинская губерния. — Тифлис, 1870. — Т. LXV. — С. 87.
  35. Миллер Б. В. Таты, их расселение и говоры (материалы и вопросы). — Баку: Издание Общества Обследования и Изучения Азербайджана, 1929. — С. 5.
  36. Фатуллаев, 2013, с. 48.
  37. Фатуллаев, 2013, с. 79.
  38. Fərrux Əhmədov. Gəncənin tarix yaddaşı. — Şirvannəşr, 1998. — С. 162—167.
  39. Алиев И., Мамедзаде К. Албанские памятники Гарабага. — Б.: Азербайджанское государственное издательство, 1997. — С. 25. — ISBN 5-552-01651-3.
  40. Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане. — Б., 1974. — С. 134.
  41. Нуриев Э. Топонимика Шеки-Закатальской зоны Азербайджанской ССР. — Б.: Элм, 1989. — С. 44. — 107 с.
  42. Список населённых мест Бакинской губернии // Списки населенных мест Российской империи. По Кавказскому краю. Бакинская губерния. — Тифлис, 1870. — Т. LXV. — С. 37.Ленкоранский уезд. Бакинская губерния
  43. Искандари-Ния, Эбрахим. Организационная структура племен и образ жизни кочевых племен Западного Азербайджана. Энзели, 1987. С. 33
  44. Тапер, Ричард, с. 288
  45. Искандари-Ния, там же. С. 30-31
  46. Искандари-Ния, Эбрахим. Там же. С. 326; Сборник по информации и статистике кочевых племен и племенных групп Ирана. Тегеран, 1982. С. 4-8
  47. Tapper, Richard. Frontier nomads of Iran, P. 14-15
  48. Искандари-Ния, Эбрахим. Там же, с. 114; Шейль, Мари. Воспоминания госпожи Шейль. Перевод Хасан Абуторабиян. Тегеран, 1983, с. 48
  49. Афшар-Систани, Ирадж. К познанию племен, кочевых племен и племенных союзов кочевников Ирана. Тегеран, 1987. С. 104—105
  50. Мамедли, 2017, с. 561.
  51. Абдуллаева С. А. Народный музыкальный инструментарий Азербайджана (музыковедческо-органологическое исследование). — Б.: Элм, 2000. — С. 242, 301.

Литература

  • Мамедли А. Соловьева Л. Т. Азербайджанцы. — М.: Наука, 2017. — 708 с.
  • Фатуллаев-Фигаров Ш. С. Зодчество Апшерона. — Б.: Шарг-Гарб, 2013. — 528 с. — ISBN 978-9952-32-020-6.
  • Народы мира. Историко-этнографический справочник.- М.,1988
  • Ростопчин Ф. Б. Заметки о шахсевенах // «Советская этнография», 1933, ? 3-4.
  • Марков В. С. Шахсевены на Мугани // «Западно-Кавказское отделение Русского Географического общества», 1890, кн. 14, в.1.

Ссылки