Перейти к содержанию

Терекеме (танец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Терекеме
Танец на почтовой марке Азербайджана 2013 годаТанец на почтовой марке Азербайджана 2013 года
Направление Народный танец
Размер 6/8
Темп Быстрый
Истоки танец,зарождение которого, как считается, связано с племенем терекеме

Терекеме, терэкэмэ, тярякямя[1] или таракяма (азерб. Tərəkəmə)— старинный азербайджанский[2][3][4][5][6][7][8][9][10] сольный[11][9] танец, распространённый в кавказском регионе[12]. Относится к радостно-оживлённым танцам[2]. В Азербайджане исполняется только мужчинами[9][5][7]. В Армении же считается «сазандарским» женским танцем[11].

Происхождение

Танец являлся танцем кочевников[3][4][5] и был создан степными кочевниками[7]. Согласно Азербайджанской советской энциклопедии, происхождение танца связано с племенем терекеме[9], которое является одной из этнических групп азербайджанцев. Азербайджанские искусствоведы считают, что танец «Тэрэкэмэ» создан в старину кочевниками и связан с проживавшими на территории Азербайджана терекеменцами, о чём свидетельствует и его название[13][14].

Исполнение

Исполняется на народных праздниках, свадьбах. Один из главных музыкальных инструментов, используемых при исполнении танца — зурна. Терекеме в разных районах танцуется в разных вариантах с местными особенностями в деталях, но всегда очень темпераментно[3]. Является одним из самых распространённых танцев в Азербайджане[5]. Исполнитель танца широко расправляет руки и, высоко подняв голову, движется вперёд, выполняя весёлые и бурные действия[5]. Основными движениями танца являются походка, сюзме и вращение[9]. Исполняют танец в основном женщины[13].

Танец «Терекеме» отличается особой широтой и размахом движений, передаёт ощущение свободы и простора. Для танца характерен сильный и широкий взмах руками, похожий на взмах крыльев парящей птицы[7].

Существуют два варианта танца «Терекеме». Первый вариант представляет собой спокойный и умеренный танец, созданный самими терекеменцами. В старину он был в основном распространен в Карабахе и исполнялся только женщинами[15]. В женском исполнении танец напоминает полёт птицы. Женщина взмахивает руками, широко раскрывает их в стороны и стремительно двигается по кругу с гордо поднятой головой[7]. Второй вариант танца более подвижный, имеет игривый ритм и является более темпераментной с большим количеством действий. Этот вариант исполняется как женщинами, так и мужчинами[15]. В мужском исполнении танец построен на технически сложных движениях[7].

С 1936 года танец «Терекеме» входит репертуар всех азербайджанских танцевальных ансамблей. Этот танец регулярно исполняли солисты Азербайджанского государственного ансамбля песни и пляски. Одной из самых талантливых исполнительниц танца «Терекеме» считается Амина Дильбази. Танец исполняли также Народная артистка Азербайджана Роза Джалилова, Нисаханым Рагимова и другие известные исполнители[15].

Благодаря тому, что дагестанские лезгины, рутульцы, цахуры издавна поддерживали тесные культурные и экономические связи с северными районами Азербайджана, танец «Терекеме» танцевали также на свадьбах в южном Дагестане (например, в селе Хнов в Ахтынском районе)[16][6].

Музыкальная характеристика

Музыкальный размер6/8. Темп — быстрый. Лад — сегях[9]. Танец обладает лирической и оживлённой мелодией, состоит из вариаций одной музыкальной фразы[9]. Мелодия танца, по словам искусствоведа Кямала Гасанова не быстрая по темпу, но энергичная по характеру[13].

Записи мелодии танца

Танцевальная мелодия «Таракяма» была записана армянским фольклористом Аршаком Брутяном в Александрополе в конце XIX века[17].

Ноты музыки танца, записанные азербайджанским композитором Саидом Рустамовым, были опубликованы в 1937 году в сборнике «Азербайджанские танцевальные мелодии»[1].

В культуре

Мелодия этого танца использована азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в оперетте «Аршин мал алан» 1913 года, Рейнгольдом Глиэром в «Торжественной увертюре» (1937) и Афрасиябом Бадалбейли в балете «Девичья башня» (1940)[9].

В Тифлисе группой актёров Й. Восканяна 19 мая 1918 года была представлена драма «Дочь мелика» на одноименное произведение армянского писателя и историка Лео. В последнем акте данного представления балетной труппой был исполнен танец Таракяма.

В 1926 году народная танцевальная мелодия «Таракяма» была обработана для фортепиано армянским композитором С. Бархударяном[18].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Рустамов С. Азербайджанские танцевальные мелодии / Под ред. Х. Каджар. — Б.: Азернешр, 1937. — С. 13-14.
  2. 2,0 2,1 Абасова Э. А. Азербайджанская музыка // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — Стб. 64. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).

    Танц. музыка представлена женскими танцами - медленно лирическими ("Тураджи" "Узундара" и др.) или радостно-оживлёнными ("Терэкэмэ" и др.), мужскими - торжественно-величавыми ("Мирзаи" - танец мудрости, исполняется стариками, и др.), зажигательно-вихревыми ("Гайтаты", "Аскерани" и др.). Широко распространены танцы коллективные - яллы (праздничная хороводная пляска, исполняемая на открытом воздухе), джанги (воинственный мужской танец). Характерный тактовый размер танц. мелодии - 6/8, отличающийся разнообразием и остротой ритмич. фигур (часты пунктирные ритмы, синкопы).

  3. 3,0 3,1 3,2 Касимов К. А. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество // Народы Кавказа: Этнографические очерки / Под редакцией Б.А.Гарданова, А.Н.Гулиева, С.Т.Еремяна, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Г.С.Читая. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 163.
  4. 4,0 4,1 Азербайджанская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Составители: Гамэр Алмасзаде, И. Д. Кагарлицкая, Б. А. Мамедов, и А. В. Акопов. Азербайджанские народные танцы / под ред. Афрасияба Бадалбейли. — Б.: Объединённое издательство, 1959. — С. 8.
  6. 6,0 6,1 Сергеева Г. А. Этнографические наблюдения в Хнове (Дагестан) // Полевые исследования Института этнографии, 1980–1981. — М., 1984. — С. 91.

    На свадьбах часто звучат азербайджанские мелодии, исполняются азербайджанские танцы — «Терекеме» , «Сарыбаш» , «Узундара» и др.

  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Т. С. Ткаченко. Народный танец / под ред. Н. И. Львова. — М.: Искусство, 1967. — С. 278-280. — 656 с.
  8. Третьякова Т. Н. Основы эстетики и художественной деятельности. Музыка народов мира. — Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного университета, 2000. — С. 125. — 128 с. — ISBN 5-69601461.

    Таракяма (азерб.) - старинный азербайджанский танец, темп живой.

  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 АСЭ, 1986, с. 256.
  10. Таракяма / под ред. Филиппова А.В.. — Краткий словарь танцев. — М.: ФЛИНТА, Наука, 2011. — С. 207.

    Таракяма — азербайджанский народный танец. В женском варианте танцовщица стремительно движется по кругу с широкими взмахами рук, имитируя полет птицы. Мужской вариант отличается более сложными движениями.

  11. 11,0 11,1 Таракяма // Армянская советская энциклопедия. Том 4. (арм.) - стр. 149. Дата обращения: 25 апреля 2021. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  12. Саркисян Н. Европейские и восточные элементы в армянском бытовом и сценическом танце (вторая половина XIX века) // Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների. — 1985-12-29. — Т. № 12. — С. 43–52. — ISSN 0320-8117. Архивировано 2 августа 2017 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 Гасанов К. Н.[азерб.]. Азербайджанский народный танец. — М.: Искусство, 1978. — С. 10.
  14. Rəhmanlı, 2017, с. 51.
  15. 15,0 15,1 15,2 Rəhmanlı, 2017, с. 52.
  16. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. / отв. ред. А.И. Першиц. — М.: Наука, 1985. — С. 259.
  17. Арутюнян А. Ширакские танцевальные мелодии в записях А. Брутяна (арм.) // ՀՀ ԳԱԱ Շիրակի հայագիտական հետազոտությունների կենտրոն. Գիտական աշխատություններ. — 2012-03-25. — Հ. № 15. — Էջ 143–147. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  18. Апоян С. Армянская советская камерная фортепианная музыка // ՀՍՍՌ ԳԱ Տեղեկագիր հասարակական գիտությունների. — 1958-09-16. — Т. № 8. — С. 55–66. Архивировано 9 июля 2020 года.

Литература

  • Тәрәкәмә // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Б.: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1986. — Т. IX. — С. 256.
  • Rəhmanlı Ə. Azərbaycan rəqslərinin səhnə təcəssümü (азерб.) // Konservatoriya : журнал. — 2017. — No 4 (38). — S. 44-56.

Ссылки