Теория двух наций

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Расселение мусульман в Британской Индии на 1941 год с нанесёнными границами независимых Индии и Пакистана

Теория двух наций (англ. Two-Nation Theory) — концепция, согласно которой мусульмане и индуисты Британской Индии составляли две отдельные нации, а язык и этничность при этом не играли такой роли. Основанием было.

Основные положения

По мнению сторонников теории двух наций, индуисты и индийские мусульмане не просто исповедуют разные религии, но принадлежат разным цивилизациям. Их системы мировоззрения основываются на разных идеях и концепциях. Индуисты и мусульмане считают героями разных людей, причём часто герой одной общины является злодеем для другой, а в истории поражения мусульман были победами индусов и наоборот[1].

Хотя обе религиозные группы и сблизились друг с другом за долгое время совместного проживания, они продолжали развивать разные культуры и традиции. Представители разных религий не вступали в брак друг с другом и по возможности избегали взаимодействия[1]. Их предпочтения в еде, музыке и архитектуре были разными. Даже язык и одежда различались у этих общин

Глубокое изучение истории этой земли доказывает, что различия между индусами и мусульманами были не только в борьбе за политическое господство, но также и в столкновениях на почве религиозной неприязни.

Попытки строить единое государство, где одна из столь различных общин будет большинством, а другая меньшинством приведёт лишь к его распаду[1].

История

Представление о непримиримом разделении религиозных общин Индии стало следствием раздельной системы голосования, которая вводилась поэтапно в ходе конституционных реформ 1909, 1919 и 1935 годов. В рамках этой системы мусульмане могли избирать своих собственных кандидатов, которые представляли бы их в органах власти. Однако подобная система способствовала формированию у мусульманских элит страны представления о мусульманах как об отдельной нации[1].

Первым идею об особости индийских мусульман высказал Сайид Ахмад-хан, по мнению которого индийские мусульмане обладают особой «исламской идентичностью». Эту мысль развил Мухаммад Икбал, который уже уже в 1920-е годы говорил об особом мироощущении индийских мусульман, а в 1930 году высказал идею создания отдельного мусульманского государства на северо-западе Британской Индии[2]. При этом он считал, что это государство должно лишь быть широкой автономией в составе Индии[3].

Впервые идею о том, что мусульмане и индуисты Индии формируют разные нации, антагонистичные друг другу, но живущие бок о бок, высказал в 1937 году Винаяк Дамодар Саваркар, возглавлявший партию Хинду махасабха. При этом он считал, что в стране должны доминировать именно индуисты, а существовать отдельного мусульманского государства не должно[4].

22 марта 1940 года во время ежегодной сессии Всеиндийской мусульманской лиги в Лахоре Мухаммад Али Джинна выступил на митинге с участием более 600 тысяч мусульман и представил свои собственные пути решения мусульманской проблемы в Британской Индии. Он считал, что мусульмане являются не отдельным религиозным меньшинством в Индии, а отдельной нацией[5], и что различия между индуистами и мусульманами столь велики, что их объединение в рамках одного центрального правительства было бы полно серьёзных рисков[1]. На следующий день на сессии была подписана Лахорская резолюция[5].

В результате раздела Британской Индии, осуществлённого в 1947 году в соответствии с теорией двух наций образовались два отдельных государства — Индия и Пакистан.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Two-Nation Theory (англ.). Banglapedia.
  2. Филимонова А. Л. Идея Пакистана: предыстория формирования // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. — 2010. — № 3.
  3. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии / Перевод с англ. Степанова Л. В., Ястребовой И. П. и Княжинской Л. А.; Редакция и предисл. Антоновой К. А.. — М.: Издательство иностранной литературы, 1954. — С. 411—412.
  4. Юрлов, Юрлова, 2010, с. 210.
  5. 5,0 5,1 Юрлов, Юрлова, 2010, с. 212.

Литература

  • Юрлов Ф. Н., Юрлова Е. С. История Индии. ХХ век. — М.: Институт востоковедения РАН, 2010. — 920 с.

Ссылки