Саваркар, Винаяк Дамодар

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Винаяк Дамодар Саваркар
маратх. विनायक दामोदर सावरकर
Дата рождения 28 мая 1883(1883-05-28)
Дата смерти 26 февраля 1966(1966-02-26) (82 года)
Гражданство  Британская ИндияИндия Индия

Винаяк Дамодар Саваркар (маратх. विनायक दामोदर सावरकर, IAST: Vināyak Dāmodar Sāvarkar; 28 мая 1883 — 26 февраля 1966) — индийский политик, революционер[1], борец за независимость Индии, философ, поэт, прозаик и драматург. Считается автором индуистской националистической идеологии хиндутвы. Саваркар выступил инициатором индуистского реформаторского движения, выступавшего за отмену кастовой системы и обращение назад в индуизм индусов, перешедших в ислам и христианство.

Был одним из восьми подсудимых, проходивших в деле об убийстве Махатмы Ганди, и единственный из них, кто был полностью оправдан.

Биография

Винаяк Дамодар Саваркар происходит из се­мьи обед­нев­ше­го брах­ма­на[2] и являлся потомственным философом[3]. Он родился в Махараштре 28 мая 1883 года[4].

Учил­ся в Фер­гюс­сон-кол­лед­же в Пу­не[2].

В 1900 ос­но­вал под­поль­ное общество «Мит­ра ме­ла» («Со­юз дру­зей»), пе­ре­име­но­ван­ное в 1906 году в «Аб­хи­на­ва бха­рат» («Мо­ло­дая Ин­дия»), в рамках которого вместе с братом[4] занимался подго­то­вкой антиколониального воо­ружённого вос­ста­ния про­тив британцев[2]. Подпольщики работали в г. Насике[4].

В 1906 году Саваркар отправился в Лондон, где развернул активную антиколониальную пропаганду и готовил патриотическое исследование о Восстании 1857 года, а также готовил террористические акты в Индии. После неудачи первого из запланированных актов «Мо­ло­дая Ин­дия», а сам предводитель арестован в Лондоне и отправлен в Индию. В 1910 его судили в Бомбее и приговорили к двум пожизненным заключениям с обязательным условием последовательного отбывания сроков[4].

Сосланный на Андаманские острова государственный преступник позднее в красках описал этот мир каторжников[2].

Ос­во­бо­ж­дён из заключения в 1924 году по со­стоя­нию здо­ро­вья[2].

Когда в 1937 году Саваркару разрешили вернуться в политику, он возглавил пар­тию Хин­ду Ма­ха Саб­ха[2] и оставался на этом посту до 1943 года[4]. С первых дней в партии он начал продвигать свои концепции хиндутвы (индусскости) и хиндудома (индусского мира). Партию он позиционировал как выступающую от имени индусской общности, а не религиозной общины. Призывая к освобождению Великого Хиндустана, он упоминал и другие национальные общины Индии, указывая, что «особых трудностей для индийской национальной консолидации они не представляют. Единственная община, мира с которой быть не может, — это мусульмане», чьи лица «всегда повернуты в сторону Мекки и Медины!»[4] «Мусульмане окажутся опасными для нашей индусской нации и для самого существования общего индийского государства даже в том случае и тогда, если и когда уйдет Великобритания. Не закроем же глаза на то, что они как община в целом до сих пор лелеют фанатичные планы установить в Индии царство ислама», — утверждал Саваркар[4].

Как политик Саваркар про­па­ган­ди­ро­вал уроки на­чаль­ной во­енной под­го­тов­ки в шко­лах и кол­лед­жах[2].

Был про­тив­ником раз­де­ла Бри­тан­ской Ин­дии на собственно Индию и Пакистан[2].

В 1948 году при­вле­кал­ся к су­ду по де­лу об убий­ст­ве М. К. Ган­ди, но был оп­рав­дан за от­сут­ст­ви­ем улик[2]. Считается идейным вдохновителем этого убийства и в этой связи был вынужден ото­йти от по­ли­тики[4][2].

В народе по­лу­чил прозвище Вир (ге­рой, во­ин)[2].

Концепция хиндутвы

Саваркар является разработчиком светской теории «индусской нации», хиндутвы, ставшей идейной основой индусского национализма. Ему же принадлежит авторство самого термина «хиндутва»[5].

Саваркар предложил уйти от индуистского «интернационализма», смешивающего различные народы и культуры к индусскому «национализму», базирующемуся на особенностях индийского государства и его граждан (индусов) как нации, отличной от других народов и культур региона. По его мнению, хиндутва индивида определяется тремя основными факторами: географическим, расовым и культурным: индусов объединяет «привязанность к общей родине, общая кровь, текущая в их венах, а также преданность нашей великой цивилизации или индусской культуре»[6].

Саваркар формировал понятие хиндутвы и индуса как светское, стремясь отделить его от религиозной традиции индуизма, хотя все его философские конструкции строились на традиционно индусской почве: он использовал классические спекулятивные формулы индуизма и неоиндуизма. Описывая хиндутву индивида как бы вне религиозного контекста, он всё же «фактически прибегает к той классической формуле, согласно которой дхарма — основополагающий принцип в индуизме — имеет различные уровни восприятия, в том числе и индивидуальный, как дхарма индивида (у Саваркара — хиндутва индивида)»[3].

Религиозная составляющая национального самоопределения индусов проявилась в концепции «двух наций» Саваркара, ведь «второй нацией», реально противостоящей индусам, были не колонизаторы, а мусульмане, сплочение которых в рамках Мусульманской лиги началось раньше, чем сплочение индусов, в декабре 1906 г. в Дакке. Концепция объясняла индо-мусульманские противоречия в том числе и на основе религиозного фактора[3].

Зеркальным отражением идеи «мусульманского мира» в исламе стало введенное Саваркаром понятие «хиндудом» (индусский мир), объединившее два предыдущих понятия — «индус» и «хиндутва» в единую концепцию. Хиндутва в этом триумвирате понятий несёт идею выделения и самоопределения хиндудома, утверждения его как самостоятельной единицы в мире наряду с западной и исламской культурами. Хиндутва здесь есть та идея самоактуализации и самоопределения индусов, которой столь не хватало. классическому индуизму[3].

Библиография

  • Vinayak Damodar Savarkar, Savarkar Samagra: Complete Works of Vinayak Damodar Savarkar in 10 volumes, ISBN 81-7315-331-0
  • Savarkar, Vinayak Damodar. The Indian War of Independence, 1857. New Delhi: Rajdhani Granthnagar, 1970; 1st ed., 1908.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. Hindutva: Who is a Hindu? Nagpur, 1928.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. Hindu Rashtra Darshan: A Collection of Presidential Speeches Delivered from the Hindu Mahasabha Platform. Bombay: Khare, 1949.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. Six Glorious Epochs of Indian History. Trans. and ed. S. T. Godbole. Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1985.
  • Savarkar, Vinayak Damodar. My Transportation for Life. Trans. V. N. Naik. Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1984; 1st ed., 1949.

Примечания

  1. Chandra, Bipan. India's Struggle for Independence (неопр.). — New Delhi: Penguin Books India, 1989. — С. 145. — ISBN 9780140107814.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 В.П. Кашин. САВА́РКАР ВИНАЯК ДАМОДАР. Большая Российская энциклопедия (2004-2017).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Смирнов Максим Георгиевич. Идеология хиндутвы и ее двойственность // Вестник Челябинского ГУ. — 2004. — № 1.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Р.Рыбаков. Саваркар, Винаяк Дамодар. Словарь индуизма. Москва: Республика (1996).
  5. Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии. М., 1985. С. 11-12.
  6. Savarkar V.D. Hindutva. Poona, 1942. с. 47.

Ссылки