Таргитай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Таргитай
прародитель скифов
Мифология скифская
Отец Зевс (Папай)
Дети Липоксай, Арпоксай и Колаксай

Таргитай (греч. Ταργιτάος) — в скифской мифологии прародитель скифов. Персонаж, аналогичный Таргитаю, у греков именуется Гераклом. Божество, под этим же греческим именем фигурирующее в описании скифского семибожного пантеона у Геродота. В изложении этого мифа у Диодора персонаж, аналогичный по месту в сюжете Таргитаю, именуется Скифом. Таргитай — отец Липоксая, Арпоксая и Колоксая, положивших начало разделению скифского общества на роды[1].

Таргитая чаще связывают с хеттским и лувийским Тархунтом и другими подобными богами, нередко связанными с «громом и молнией»[2].

Б. А. Рыбаков предполагал славянскую принадлежность мифа о Таргитае, и что от него остались воспоминания в русских былинах — рассказы о богатыре Тархе Годиновиче (Тархе Тарховиче).

Как отметил М. Ф. Болтенко, личное имя Таргитай (в форме Таргитий, Таргутай) встречалось у аваров и еще позже в закаспийском тюрко-монгольском мире, в частности, Таргитий — имя аварского посла, посланного императору Византии[3][4]

По данным Дмитрия Сергеевича Раевского:[5]

Скифский Таргитай, Траетаона-Феридун—отец трех сыновей, младший из которых, доказав свое превосходство над братьями, становится верховным владыкой Ирана. Близость этих мифологем проявляется не только на чисто сюжетном уровне, но и в функциональной характеристике персонажей, М. Моле[англ.], проанализировав различные версии легенды о сыновь­ях Феридуна, выявил в их образах черты представителей трех социальных функций (по терминологии Ж. Дюмезиля), т. е. в конечном счете родоначальников трех сословно-кастовых групп. Он же отметил близость этого мотива к скифской леген­де, трактуемой в социально-символическом плане, Учитывая упомянутое выше характерное для индоиранских представлений единство социального членения и символизма трех зон мироздания, сыновей Феридуна как основоположни­ков трехчленной сословно-кастовой структуры следует связы­вать с тем же космическим символизмом, который выше был проанализирован применительно к скифской легенде. Это за­ставляет рассматривать Траетаону-Феридуна как персонаж, вы­ступающий, подобно скифскому Таргитаю, в роли отца трех сыновей, персонифицирующих различные зоны мироздания. Сю­жетное и функциональное совпадение скифского и общеиран­ского мифа проявляется в этом достаточно ясно. Можно было бы объяснить это сходство широким распространением сюжета о трех соперничающих братьях и воздержаться от каких-либо предположений о тождестве рассматриваемых персонажей. Од­нако близость между ними не ограничивается названным моти­вом, а проявляется во многих связанных с Таргитаем и Траетаоной представлениях и сюжетах.

Примечания

  1. Дарчиев А. О Таргитае — прародителе скифов. Дата обращения: 29 марта 2008. Архивировано 17 марта 2008 года.
  2. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. Дата обращения: 10 февраля 2008. Архивировано 2 августа 2021 года.
  3. Менандр Протектор. Exc. De leg. Rom. 154—156.
  4. Советская археология №2 / Кменецкий И. С.. — Изд-во Академии наук СССР, 1970. — С. 66. — 308 с. Архивная копия от 15 декабря 2021 на Wayback Machine
  5. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен: опыт реконструкции скифской мифологии / Отв. ред. Грантовский Э. А.. — Москва: Наука, 1977. — С. 82. — 215 с.

Литература

  • Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 782 с.
  • Мурзин В. Ю. Скифские предания и легенды // Мелитопольский краеведческий журнал, 2016, № 8, с. 37-42.

Ссылки