Киммерия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Киммерия (др.-греч. Κιμμέρια) — в античной историографии название северных областей известной тогда Ойкумены, в частности, территории Северного Причерноморья и Приазовья (современные Крымский полуостров, южные области Украины, Ростовская область и Краснодарский край России).

История

Древние греки довольно смутно представляли себе северные (относительно Греции) страны, в частности в «Одиссее» Гомер описывает эти края следующим образом:

Ὀδύσσεια
Ῥαψωδία λ
Одиссея
Одиннадцатая песня[1]

ἔνθα δὲ Κιμμερίων ἀνδρῶν δῆμός τε πόλις τε,
ἠέρι καὶ νεφέλῃ κεκαλυμμένοι· οὐδέ ποτ' αὐτοὺς
Ἠέλιος φαέθων καταδέρκεται ἀκτίνεσσιν,

Там находится город народа мужей киммерийских,
Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнце
Там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом,

Историческая наука говорит о том, что в конце бронзового — начале раннего железного века в Северном Причерноморье появляется новая археологическая культура — «киммерийская», названная по имени обитавшего здесь древнего ираноязычного народа. Время её существования специалисты относят к IX — началу VII вв. до н. э. Археологические материалы свидетельствуют о том, что она сложилась на основе культур эпохи поздней бронзы, существовавших в причерноморских степях. Характерным её признаком было отсутствие долговременных поселений, и это позволило сделать вывод о кочевом скотоводстве как основе хозяйственной деятельности населений. Таким образом, упоминаемая Геродотом «киммериан печальная область» — это реальная территория расселения киммерийских племён, в VIII — VII вв. до н. э. представлявшая собой огромные пространства степи и лесостепи от Фракии до Кавказа. Пребывание киммерийцев на территории юго-восточного Крыма и Керченского полуострова оставило след в топонимике географических названий: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерийский вал.

В русской культуре

Во время серебряного века русской культуры новое толчок использованию термина придал поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин, а позднее и кружок деятелей культуры сформировавшийся вокруг него. В 1907 году Волошин начал жить в Крыму, в Коктебеле, где его мать приобрела участок земли и начала строительство дачи. С 1910 года он начал писать стихи, впоследствии объединённые в циклы «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна». Волошин позиционировал Киммерию в восточном Крыму[2][3][4].

Художники пейзажисты К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин и ряд других, работавших на крымской и причерноморской натуре, включаются современными искусствоведами в «Киммерийскую школу живописи». В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания[5].

Пять музеев в Коктебеле, Феодосии и Старом Крыму в настоящее время объеденены в Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»[6].

В западной культуре

Киммерию как образ севера и варварского мужества использовал американский писатель-новеллист жанра фэнтези Роберт Ирвин Говард создатель Конана-киммерийца и вселенной Хайборейской эры. В 1932 году во Фредериксбурге, глядя на мрачные холмы сквозь туманный дождь, он представлял себе сказочную страну Киммерию, суровый северный регион, где обитают грозные варвары. В феврале, находясь в Мишшен, округ Хидалго, он написал стихотворение «Киммерия»[7]. После многократных журнальных сериалов в дешёвых мягких изданиях Говард стал одним из основоположников жанра «героического фэнтези». После смерти Говарда на основе его текстов вселенную Конана разрабатывали другие авторы[8]. 12-томное повествование о подвигах киммерийца, было отредактировано для издательства Lancer Books писателем-фантастом Леоном Спрэгом де Кампом. Книжная серия романов, повестей и рассказов про Конана задумана и осуществлена Спрэг де Кампом при соавторстве Лина Картера[8].

Серия о Конане-киммерийце неоднократно экранизировалась в фильмах 1982, 1984, 2011 годов.

См. также

Примечания

  1. Гомер. Одиссея XI, 14 — 16 Архивная копия от 22 марта 2012 на Wayback Machine / Пер. П. А. Шуйского. Под ред. А. И. Виноградова. — Свердловск: Изд. УрГУ им. А. М. Горького, 1948
  2. Максимилиан Александрович Волошин: биография, личная жизнь и творчество. pishi-stihi.ru. Дата обращения: 9 апреля 2021. Архивировано 9 апреля 2021 года.
  3. Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1877—1916. РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). СПб.: Алетейя, 2002.
  4. Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.
  5. Анастасия Сиренко. [http://artstudies.sias.ru/upload/2012_3-4_390-408-sirenko.pdf Киммерийская школа живописи. Константин Богаевский и Михаил Латри] // ЭПОХА. ХУДОЖНИК. ОБРАЗ. — 2012. — Т. 3—4. — С. 390—408. Архивировано 26 апреля 2019 года.
  6. Музеи заповедника. ГБУ РК «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»». Официальный сайт. Министерство культуры Республики Крым (2021). Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.
  7. Louinet, Patrice (2002), Hyborian Genesis Part I, The Coming of Conan the Cimmerian, Del Rey Books, ISBN 0-345-46151-7 
  8. 8,0 8,1 Sammon, Paul. Conan the Phenomenon: The Legacy of Robert E. Howard’s Fantasy Icon. — Oregon, United States: Dark Horse Books, 2007. — ISBN 1-59307-653-3.

Источники