Тамбовская военная авиационная школа пилотов

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тамбовская военная авиационная школа пилотов
(Тамбовская ВАШП)
Год основания 15.12.1930 г.
Год закрытия 12.1946 г.
Тип Государственный
Студенты курсанты

Тамбовская военная авиационная школа пилотов (Тамбовская ВАШП) — ныне расформированное лётное училище в городе Тамбов (Тамбовская область).

История наименований

История создания

Для подготовки кадров Гражданского флота СССР 15 декабря 1930 года приказом № 108 по Главному Комиссариату Гражданского Воздушного Флота СССР «О создании 3 авиационных школ Гражданского Воздушного Флота СССР» сформировано три авиационных школы ГВФ СССР:

С 1931 года началось строительство административных и жилых зданий, инфраструктуры и аэродромной сети школы. В 1931 году было построено здание штаба учебной авиационной эскадрильи, в 1932 году был построен учебный корпус, в 1934 году построено здание штаба авиационной части. Все эти здания сущестуют в настоящзее время. В 1935 году были построены здания бытового назначения: баня, прачечная, хлебопекарня, складские помещения, здание санчасти. В 1936 году был построен жилой дом и одноэтажное здание детского сада[1].

На месте аэродрома школы был построен современный аэродром Тамбовского ВВАУЛ имени М.М. Расковой.

С июня 1931 года 2-я авиационная школа Гражданского Воздушного Флота СССР имени Петрова приступила к подготовке лётчиков и штурманов для ГВФ. Многие выпускники после окончания школы переводились в 14-ю военную школа пилотов (с 1938 года Энгельское военное авиационное училище лётчиков). В 1938 году был построен второй жилой дом и здание столовой. Началось строительство 3 и 4 дома. Однако с началом Великой Отечественной войны завершение строительства данных домов было приостановлено[1].

С началом Великой Отечественной войны 2-я авиационная школа Гражданского Воздушного Флота СССР имени Петрова перебазируется в Джизак (Узбекистан) и в дальнейшем расформировывается. На базе школы разворачивается Тамбовская военная авиационная школа пилотов, которая готовит лётные кадры для всех родов авиации: лётчиков, штурманов, стрелков — радистов и специалистов других специальностей[1].

7 сентября 1941 года на базе школы начал формироваться Тамбовский истребительный авиационный полк (впоследствии 785-й истребительный авиационный полк) по штату 015/134 (3 эскадрильи и 32 самолёта). Основой полка стали кадры и инструкторский состав школы. К окончанию формирования полк имел в боевом составе 9 Як-1, 12 И-15бис и 9 И-16. 20 октября 1941 года полк получил боевую задачу по прикрытию от воздушных налетов железнодорожный узел Тамбов, участки железной дороги: Тамбов — Рассказово, Тамбов — Никифоровка, Тамбов — Ржакса и завод имени Котовского. Полк базировался на аэродроме Тамбов и имел в своем составе 18 самолётов и 31 летчика. По типам: И-15бис — 7 шт, И-5 — 6 шт., Як-1 — 1 шт., остальные учебно-тренировочные[2].

Директивой Генерального штаба ВВС РККА командованию школы была поставлена задача по организации обучения курсантов — лётчиков на самолёты Пе-2. В январе 1942 года в школе состоялся первый выпуск лётчиков бомбардировочной авиации на самолёты Пе-2. С подходом немецких войск к Воронежу на аэродромных площадках в районе Тамбова, Турмасово, Староюрьево, Богоявленска, Кирсанова, Никифоровки, Новгородовки и других площадках рассредоточиваются авиаполки бомбардировочной авиации, которые ведут бомбардировку фашистских войск под Сталинградом. В период боёв под Сталинградом технический состав Тамбовской школы обеспечивал боевые вылеты с полевых аэродромов училища самолётов ДБ-3ф полков дальней бомбардировочной авиационной дивизии, базировавшихся на аэродромах школы. Лётно-инструкторский состав школы привлекался к ведению воздушной разведки, к лидированию на фронт маршевых авиационных полков и эскадрилий[1].

C 1943 года школа начала подготовку летчиков штурмовой авиации на самолётах Ил-2. В 1944 году школа вернулась в Тамбов. После окончания Великой Отечественной войны школа продолжала подготовку лётного состава для частей ВВС до января 1947 года. Наряду с Энгельскской школой пилотов здесь проходит подготовка военных лётчиков для ВВС Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Албании, Финляндии[1].

В период с 1945 по 1947 годы силами немецких военнопленных завершается строительство жилых домов. В декабре 1946 года школв расформировывается, а не её базе в январе 1947 года формируются[1]:

  • Курсы подготовки к полётам на новых типах самолётов высшего командного состава ВВС. Курсы существовали до декабря 1954 года.
  • Высшие офицерские курсы слепой посадки и ночной подготовки лётчиков — офицеров ВВС.

На базе Высших офицерских курсов слепой посадки и ночной подготовки лётчиков — офицеров ВВС. 19 апреля 1953 года начато формирование центра боевого применения ВВС, позже получившего наименование 4-й центр боевого применения ВВС[1].

Перевооружение частей Дальней авиации на новые реактивные самолёты требовало строительства новых аэродромов с длинной ВВП до 3000 метров и более. 14 декабря 1954 года на основании Директивы Генерального штаба Советской Армии № 49556 от 3 июля 1954 года Энгельсское военное авиационное училище в полном составе передислоцировано в Тамбов, а 4-й центр боевого применения ВВС переведён в Воронеж (в 1960 году — в Липецк)[1].

Начальники школы

Известные выпускники

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Сергей Шипилов. ТАМБОВСКОМУ ВВАУЛ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.М. РАСКОВОЙ 80 ЛЕТ. TAMBOV.RU (3 января 2012). Дата обращения: 14 января 2021. Архивировано 7 ноября 2014 года.
  2. МО РФ. Копия журнала боевых действий 785 иап за период Великой Отечественной войны. Период с 20.10.1941 по 09.05.1945 г.. ЦАМО РФ. Дата обращения: 24 апреля 2016. Архивировано 19 июля 2020 года.
  3. Кондратюк Даниил Фёдорович. Война: Великая Отечественная война в контексте Второй мировой. Дата обращения: 25 сентября 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года.

Литература

Ссылки