Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой
Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой (ТВВАУЛ) | |
---|---|
Прежние названия | см. раздел Наименования |
Год основания | 7 декабря 1931 года |
Год закрытия | 26 августа 1995 года |
Тип | военный институт |
Расположение | Россия, Тамбов |
Юридический адрес | почтовый: г. Тамбов, Тамбов-4 |
Награды | |
Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой (Тамбовское ВВАУЛ им. М. М. Расковой) — расположенное в Тамбове высшее военное лётное училище, ведущее свою историю с 7 декабря 1931 года.
Наименования
Исторические наименования формирования:
- 14-я военная авиационная школа (15.12.1930 г.);
- Энгельсская школа лётчиков;
- Энгельсская школа лётчиков имени М. М. Расковой (1943 г.);
- Энгельсское военное авиационное училище имени М. М. Расковой (1945 г.);
- Тамбовское военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой (1956 г.)
- Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза М. М. Расковой (1959 г.)
- Тамбовское Краснознамённое высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза М. М. Расковой (1981 г.).
История училища
Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой ведет свою историю с 14-й военной школы пилотов. 14-я военная школа пилотов сформирована на основе Директивы НКО СССР А1/017821 от 15 декабря 1930 года «О создании 14-ой Военной школы пилотов…» с дислокацией в городе Энгельсе (до 1931 года — Покровская Слобода), Саратовской области.
В 1931 году в 1,5 км от Энгельса, на пустыре, началось строительство военной школы пилотов. На стройке работало около 10 тысяч человек. К концу 1931 года в эксплуатацию были введены: корпус для размещения красноармейцев и курсантов, корпус для размещения начальствующего состава, курсантская столовая.
Первым начальником школы был назначен полковник Алексей Петрович Мейер. 7 декабря 1931 года им был издан приказ № 1 по 14-й Военной школе пилотов о начале формирования лётных подразделений. К 31 декабря 1931 года укомплектование лётных подразделений инструкторским составом завершается. Первые курсанты прибывают 15 января 1932 года из Ленинградской Военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота после окончания теоретической подготовки и наиболее успевающих студентов из ВУЗов страны.
С 27 января 1932 года курсанты приступают к наземной подготовке к полётам. 8 июля 1932 года курсант Михаил Новокщенов выполнил первый в истории школы самостоятельный полёт. Его инструктором был командир РККА — лётчик Николай Жадейко. Через три месяца после вылета курсанта Новокщенова состоялся выпуск группы наиболее подготовленных курсантов. На 1 января 1933 года в школе находилось 70 самолётов Р-1. 1 августа 1933 года состоялся первый массовый выпуск 254-х курсантов в звании командир РККА — младший лётчик самолёта Р-1. В дальнейшем подготовка курсантов проводилась на самолётах У-2, Р-1, Р-5, И-15, И-16.
По итогам боевой подготовки за 1955 год школа признаётся лучшей на территории Московского Военного округа. В конце 1954 года Энгельсское училище летчиков в полном составе было передислоцировано в Тамбов и января 1956 года получило наименование Тамбовского военного авиационного училища летчиков, а в 1959 году — высшего авиационного училища.
В 1957 году в училище появились самолёты Ил-28, сменившие Пе-2 и Ту-2, а в 1963 году — Л-29. В том же году состоялся первый выпуск летчиков-инженеров.
В начале 1980-х гг. училище перешло на новую авиационную технику — Ту-124 Ш и Ту-134УБЛ (обучение курсантов 3-го и 4-го курсов). Летную подготовку курсанты проходили в учебных авиационных полках, входящих в состав училища:
- 643-й учебный авиационный полк (сформирован в 1952 году на аэродроме Тамбов, с 1978 года — аэродром Тула). Полк готовил курсантов на самолётах Як-18 и Л-29. Это был единственный полк в ВВС, который за время своего существования ежегодно полным составом убывал в летние лагеря (Кирсанов, Новогородовка). Полк был расформирован в 1990 г.;
- 644-й учебный авиационный полк (был сформирован в 1952 году в Мичуринске). До 1957 года осуществлял обучение курсантов на самолётах Пе-2 (УТБ), затем на Ил-28 (1957—1979 гг.), Л-29 (1979—1992 гг.) и Л-39 (1992—1995 гг.). Во время летной подготовки использовались два лагерных аэродрома: Староюрьево и Первомайский. В 1995 году полк передан в состав Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков;
- 652-й учебный авиационный полк (сформирован в 1952 году на аэродроме Энгельс как третий полк Энгельсской школы летчиков, перебазирован на аэродром Тамбов в 1954 году. До 1957 года обучал курсантов старших курсов полетам на бомбардировщике Ту-2, затем — на Ил-28. В начале 1980-х гг. полк перешел на самолёты Ту-124 Ш и Ту-134 УБЛ. В 1992 г. полк был передан в состав 43-го Центра боевого применения и переучивания Дальней авиации, а в 1998 году — расформирован;
- 127-й учебный авиационный полк на самолётах Л-39, передан в состав училища в 1990 году из состава Борисоглебского Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1995 году расформирован.
За большие заслуги в подготовке высококвалифицированных летных кадров училище в 1981 году Указом президиума Верховного совета СССР было награждено орденом Красного знамени.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.8.1995 N 1168-р «Об упразднении Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков имени М. М. Расковой» училище закрыто[1]. Училище произвело 75 выпусков летчиков. 23 октября 1995 года — личный состав попрощался со знаменем училища.
Начальники
- полковник Мейер Алексей Петрович (27 ноября 1931 — июнь 1934)
- полковник Агальцов Филипп Александрович (август 1941 — февраль 1943)
- генерал-майор авиации Удонин Илья Давыдович (1954—1960)
- генерал-майор авиации Белявский Сергей Матвеевич (1960—1962)
- генерал-майор авиации Меняйленко Георгий Николаевич (1962—1972)
- генерал-майор авиации Еремеев Юрий Александрович (1972 — октябрь 1974, погиб при посадке на Ил-28)[2]
- генерал-майор авиации Антонов Владимир Трофимович (1976—1980)
- генерал-майор авиации В. К. Федоров (1980—1987)
- генерал-майор авиации Александров Василий Егорович (1987—1989)[3]
- генерал-лейтенант авиации Ключенок Василий Дмитриевич (1989—1995)[4]
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации выпускники училища
- Волков, Сергей Александрович (космонавт) — российский космонавт, Герой Российской Федерации (2009), лётчик-космонавт Российской Федерации (2009). Окончил училище по специальности «Командная тактическая бомбардировочная авиация»[5].
- Дейнеко, Юрий Михайлович — гвардии подполковник, военный лётчик первого класса, Герой Российской Федерации (2003), за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга[6].
- Куимов, Николай Дмитриевич — заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой Российской Федерации (2006).
- Меницкий, Валерий Евгеньевич — заслуженный лётчик-испытатель СССР, шеф-пилот ОКБ имени Микояна, заместитель генерального конструктора ОКБ имени Микояна (1992—2008), Герой Советского Союза (1982). Лауреат Ленинской премии.
- Оськин, Виктор Семёнович — подполковник, военный лётчик первого класса, Герой Российской Федерации (1992).
Другие известные выпускники
- Андросов, Павел Васильевич — командующий 37-й воздушной армией ВГК (СН) Дальней авиации (2007—2009), генерал-майор, заслуженный военный лётчик Российской Федерации
- Афиногентов, Александр Иванович — начальник Главного управления авиации — начальник авиации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с 13 октября 2016 года, генерал-лейтенант, заслуженный военный лётчик Российской Федерации
- Волков, Александр Никитович — командующий Военно-транспортной авиацией (1979—1986) и министр гражданской авиации СССР (1987—1990), маршал авиации.
- Дудаев, Джохар Мусаевич — первый президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия (1991—1996), чеченский политический деятель, генерал-майор авиации
- Жихарев, Анатолий Дмитриевич — командующий Дальней авиацией (с августа 2009 г. по сентябрь 2016 г.), генерал-лейтенант, военный лётчик-снайпер, заслуженный военный лётчик Российской Федерации
Примечания
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 26.08.1995 N 1168-р (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано 18 января 2017 года.
- ↑ Виталий Скрижалин. Притяжение сердец . Красная звезда (3 мая 2012). Дата обращения: 21 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
- ↑ Сайт Имена, связанные с тамбовщиной. Александров В. Е. . Дата обращения: 21 января 2017. Архивировано 7 марта 2014 года.
- ↑ Ключенок Василий Дмитриевич Архивная копия от 2 февраля 2017 на Wayback Machine.
- ↑ Сергей Александрович Волков . — биография в «Космической энциклопедии». Дата обращения: 20 января 2017. Архивировано 22 марта 2012 года.
- ↑ Музей авиационной техники-Боровая/Дейнеко Юрий Михайлович (недоступная ссылка)
Литература
- Зимин Г. В. Истребители. — М.: Воениздат, 1988. — 432 с. — 65 000 экз. — ISBN 5–203–00053–0.
Ссылки
- Волков Сергей Александрович . Сайт «Герои страны». (Дата обращения: 20 января 2017)
- Дейнеко Юрий Михайлович . Сайт «Герои страны». (Дата обращения: 20 января 2017)
- Куимов Николай Дмитриевич . Сайт «Герои страны». (Дата обращения: 20 января 2017)
- Оськин Виктор Семёнович . Сайт «Герои страны». (Дата обращения: 20 января 2017)