Сурб Карапет
Монастырь | |
Сурб Карапет | |
---|---|
арм. Մշո Սուրբ Կարապետ վանք | |
Координаты: 38°57′40″ с. ш. 41°11′30″ в. д.HGЯO | |
Страна | Турция |
Местоположение | Юкарыйонгалы[тур.], Муш, Муш |
Дата основания | IV век |
Сурб Карапет (Монастырь святого Карапета, Монастырь святого Иоанна Предтечи, арм. Մշո Սուրբ Կարապետ վանք, Глакский монастырь[1], Глакаванк, арм. Գլակավանք) — исторический монастырь Армянской апостольской церкви в Западной Армении, на территории Турции, северо-западнее Муша, в стороне от правого берега реки Мурат, известный в армянском фольклоре под названием «Мшо султан сурб Карапет» (мушский владыка святой Карапет)[2][3]. Монастырь был посвящён святому покровителю армян Карапету (после принятия армянами христианства традиционно отождествляемому с Иоанном Крестителем). Существовал с IV по XIX век. Являлся общеармянским местом паломничества[4]. К нему перешли священные традиции соседнего языческого храма в городе Аштишат, где поклонялись языческой троице — богу Ваагну и богиням Анаит и Астхик. На храмовый праздник в день Вардавара сюда стекались паломники не только из соседних областей, но и из отдалённых мест[3].
Основан в гаваре Тарон (Туруберан, западнее озера Ван) Великой Армении в IV веке. Настоятелями монастыря были Зеноб Глак[1] (по его имени монастырь назывался Глакским[1] или Глакаванк) и Иоанн Мамиконян[5]. Им приписывается авторство «Истории Тарона»[1] — одного из самых спорных памятников армянской средневековой литературы[6].
Армянская апостольская церковь почитает как основателей монастыря преподобных Антона и Кронида, сподвижников Григория Просветителя. Антон и Кронид были кесарийскими греками. Согласно «Истории Тарона» по приказу Григория Просветителя был разрушен медный идол Гисане[7]. На его месте была построена церковь Святого Карапета, в которой обосновались эти два монаха. Умерли в 355 году, после сорока лет отшельничества. Их память отмечается в пятый понедельник после Воздвижения[8][9].
Согласно «Истории Тарона» в 584 году в монастырь прибыли семь отшельников: Поликарп, Фенай, Симеон, Иоанн, Епифаний, Димар и Нарцисс. Постники питались травами, поэтому их называют травоеды. Когда на Тарон напали войска правителя государства Сасанидов Хосрова II Парвиз, монахи покинули обитель, а травоеды отказались это сделать и были убиты персами в 604 году при нападении на монастырь. Их память отмечается Армянской апостольской церковью в пятый понедельник после Воздвижения[9].
Монастырь стал фамильным монастырём Мамиконянов, которые владели двумя большими областями — Тарон и Тайк[10].
В 1862 году настоятелем стал Мкртич I, впоследствии католикос всех армян. Здесь он основал семинарию и газету «Арцвик Тарони» («Орел Тарона»). Редактором газеты, а затем настоятелем монастыря был Гарегин Срвандзтянц[англ.] (1840—1892)[7].
С началом геноцида армян в 1915 году армяне в Сурб Карапет и других местах прибегли к стихийной самообороне, но потерпели неудачу из-за численного превосходства турецкой армии и малого количества боеприпасов[11]. Монастырь был снесён. На месте монастыря возникло курдское село Юкарыйонгалы[тур.] (Ченгили[12], Çengilli), в иле Муш.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Зеноб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIa. — С. 550.
- ↑ Армянский народный эпос «Сасунские удальцы». Избранные варианты / Перевод текстов, составление и словарь-комментарии К. Мелик-Оганджаняна. — Ер., 2004.
- ↑ 3,0 3,1 Лисициан С. Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // Кавказский этнографический сборник / Отв. ред. М. О. Косвен. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 1. — С. 182—265. — 376 с. — (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия/ АН СССР, т. XXVI).
- ↑ Одабашян А. А. Народные верования армян (по материалам рукописных талисманов XV-XIX вв.) / Отв. ред. М. О. Косвен. — Кавказский этнографический сборник (КЭС). — M.: Изд-во АН СССР, 1976. — Т. 6. — С. 121-130. — 300 с. — (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия/ АН СССР).
- ↑ Иоанн Мамиконьян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIIa. — С. 716.
- ↑ Арутюнова-Фиданян В. А., Щавелев А. С. Очерк истории изучения легенд об основаниях городов в древнерусской «Повести временных лет» и армянской «Истории Тарона»: Кий и Куар // Древнейшие государства Восточной Европы : ежегодник. 2011: Устная традиция в письменном тексте / Российская академия наук, Институт всеобщей истории ; [редкол.: Е. А. Мельникова (отв. ред.) и др.] ; отв. ред. тома Г. В. Глазырина. — М.: Восточная лит., 2013. — С. 9. — 589 с. — ISBN 978-5-91244-107-3.
- ↑ 7,0 7,1 Айвазян, К. В. «История Тарона» и армянская литература IV-VII веков : Ист.-филол. исследование / Ереван. гос. ун-т. — Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1976. — 409 с.
- ↑ Армянский обряд // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 356-374. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
- ↑ 9,0 9,1 Обретение мощей Агванского Католикоса Св. Григориса. День памяти свв. Отцов Татула и Вароса, Фомы, Антона и Кронида и семи травоедов, принявших мученичество в капище Иннакн . Армянский информационный портал (12 октября 2015). Дата обращения: 10 сентября 2019.
- ↑ Исторические связи и дружба украинского и армянского народов / АН Арм. ССР. Ин-т истории ; Ред. коллегия: А. Е. Арутюнян и др.. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1965. — Т. 2. — С. 152. — 183 с.
- ↑ Армянский вопрос. Энциклопедия / Под ред. К. С. Худавердяна. — Ереван: Главная редакция Армянской Энциклопедии, 1991. — 352 с.
- ↑ Лист карты J-37-47 Муш. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1973 г.