Анийский собор

Материал из энциклопедии Руниверсалис
армянский собор
Кафедральный собор Святой Девы
Մայր Եկեղեցի
Координаты: 40°30′22″ с. ш. 43°34′22″ в. д.HGЯO
Страна  Турция
Городище Ани
Конфессия Армянская Апостольская Церковь
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Армянский
Автор проекта Трдат Архитектор
Строительство 9891001 годы
Состояние руины

Кафедральный собор Святой Девы в Ани, или Анийский соборармянский кафедральный собор в городе Ани. Возведён в 9891001 годах по проекту архитектора Трдата, придворного архитектора Багратидов. Собор считается самым большим и впечатляющим сооружением Ани. Он, как и весь город, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 году. В настоящее время сохранились руины сооружения.

История

Реконструкция собора Вильгельмом Любке
Расположение собора на схеме города Ани

Кафедральный собор был основан армянским царем Смбатом II в 989 году. Строительство было завершено в 1001 году супругой армянского царя Гагика I Багратуни, царицей Катраниде. Архитектором собора стал придворный архитектор Багратидов Трдат.

В 1064 году сельджуки захватили Ани и превратили собор в мечеть. В 1124 году эмир Ани поместил большой полумесяц на куполе собора Ани. Разгневанные анийцы пригласили грузинского царя Давида Строителя и открыли городские ворота его войскам. Собор был заново освящен и функционировал как церковь, снова заняв важное место в духовной жизни Армянского царства.

В 1126 году грузины были вынуждены вернуть Ани шаддадианцам, поклявшимся не посягать на собор. В 1213 году Тигран Хоненц отремонтировал полуразрушенную лестницу храма. Купол собора был разрушен землетрясением 1319 года, а северо-западный угол разрушен землетрясением 1988 года.

Архитектура

Храм относится к созданному в Армении ещё в VII веке типу купольных базилик, несколько развитому и видоизменённому. Строгое и выразительное решение наружных стен собора несколько смягчается их декоративным убранством: аркатурой на парных тоненьких полуколонках, врезанными в стены нишами с богато отделанными завершениями, изящной резьбой, оконными обрамлениями, энергично выступающими портиками входов и т. д.

Характер интерьера собора в целом отличается динамичностью и стройностью пилонов, поддерживающих лёгкие, как бы парящие над внутренним пространством стрельчатые арки и своды. Широкая перспектива центрального нефа завершается алтарной абсидой, обработанной внутри девятью полукруглыми в плане нишами. Четыре мощных и широко расставленных пилона поддерживали купол, рухнувший в 1319 году.

Высокие архитектурно-художественные достоинства собора, ставшего важной вехой в развитии церковной архитектуры Армении, получили высокую оценку европейских учёных (Й. Стржиговский и др.), считавших, что в интерьере этого храма были применены принципы, получившие дальнейшее развитие в готической архитектуре, широко распространившейся в XII—XIV вв. в странах Западной Европы[1].

Галерея

Примечания

  1. Вараздат Арутюнян. Город Ани. Глава Четвёртая — Памятники церковной архитектуры. Архивная копия от 13 мая 2012 на Wayback Machine — Ереван: Армянское государственное издательство, 1964.

Ссылки