Судебная система Российской Федерации
Судебная система Российской Федерации — система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации.
Определение
Согласно Э. Р. Рубининой, выделяют широкое и узкое видение судебной системы, где в узком значении под этим понимается судоустройство, а широкое дополнительно включает в себя множество структурных компонентов[1].
В последнем случае Рубинина, ссылаясь на Ю. М. Гайдидею, определяет судебную систему как «саморегулируемую социальную организацию, являющуюся формой выражения судебной власти» и включает: судейский корпус; органы судейского сообщества; третейские суды; работников аппарата суда; арбитражных и присяжных заседателей; судебно-правовую культуру; судебное и судейское право[1].
Согласно Большой российской энциклопедии судебная система определяется как «совокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»[2].
Основные положения
Судебная власть в Российской Федерации:
- осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей[3]. Никакие другие органы и лица не имеют права принимать на себя осуществление правосудия;
- самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
- осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства[4].
Законодательство о судебной системе
Судебная система Российской Федерации устанавливается следующими актами:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
Единство судебной системы
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Общая схема судебной системы
Конституционные суды | Суды общей юрисдикции | Арбитражные суды | Судебный дисциплинарный орган | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Основные суды | Военные суды | ||||||||
Рассматривают дела | Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ — КС РФ | Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции | Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба | Судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности | Обжалование решений ВККС (ККС субъектов РФ) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и обжалование результатов квалификационных аттестаций | ||||
Федеральный уровень | |||||||||
Суд высшей инстанции (надзор) | Конституционный суд Российской Федерации | Верховный Суд Российской Федерации (президиум) | |||||||
Суды IV инстанции (вторая кассация) |
— | Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам Верховного Суда РФ[комм. 1] | Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ[комм. 2] | Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ[комм. 3] | — | ||||
Суды III инстанции (первая кассация) |
— | Кассационные суды общей юрисдикции | Кассационный военный суд | Арбитражные суды округов[комм. 4] | Суд по интеллектуальным правам[комм. 5] | — | |||
Суды II инстанции (апелляция) |
— | Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов[комм. 6] | Апелляционные суды общей юрисдикции[комм. 7] | Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ[комм. 8] | Окружной (флотский) военный суд[комм. 9] | Апелляционный военный суд[комм. 10] | Арбитражные апелляционные суды | Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ | |
Суды I инстанции | — | Городские, районные и межрайонные суды | Гарнизонные военные суды | Арбитражные суды субъектов Российской Федерации | Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ | ||||
Уровень субъектов Российской Федерации | |||||||||
— | Мировые судьи[комм. 11] | — | — | — | |||||
Комментарии:
|
Верховный суд
Верховный суд Российской Федерации[5] (неофиц. сокр. ВС РФ) — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. Осуществляет судебный надзор за деятельностью судов. Расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. С 2014 года не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации. В структуру Верховного суда Российской Федерации входит:
- Пленум Верховного суда Российской Федерации
- Президиум Верховного суда Российской Федерации
- Апелляционная коллегия
- Судебная коллегия по административным делам
- Судебная коллегия по уголовным делам
- Судебная коллегия по гражданским делам
- Судебная коллегия по экономическим спорам
- Судебная коллегия по делам военнослужащих
- Дисциплинарная коллегия
Суды общей юрисдикции
Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к федеральным судам общей юрисдикции относятся: кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды и система военных судов.
К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (не путать с чрезвычайными судами). В концепции развития судебной системы предусматривается создание административных, ювенальных и миграционных судов.
Однако Специализированный суд по интеллектуальным правам[6] не относится к системе судов общей юрисдикции, так как является специализированным судом системы арбитражных судов[7].
Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).
Кассационные суды общей юрисдикции
Кассационные суды общей юрисдикции — рассматривают в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле[8].
Апелляционные суды общей юрисдикции
Апелляционные суды общей юрисдикции — являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты названных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле[9].
Суды субъектов Российской Федерации
Действуют в составе:
- президиума суда;
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по административным делам;
- судебной коллегии по уголовным делам.
Являются вышестоящей инстанцией по отношению к районным, межрайонным и городским судам, рассматривают апелляционные жалобы на решения районных и приравненных к ним судов и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.
Рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, дела о признании решений иностранных судов и третейских судов (арбитражей)[10], о признании забастовки незаконной[11], о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования[12], о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии[13], и иные дела отнесённые федеральными законами к подсудности судов субъектов Российской Федерации. Обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле[14].
Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет"
Городские, районные, межрайонные суды
Районный суд — это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные (межрайонные, городские) суды образуются в соответствии с федеральными законами в судебном районе, состоящем из нескольких административно-территориальных образований (тогда это межрайонный суд, например, юрисдикция Советского районного суда Республики Марий-Эл распространяется на территории следующих административно-территориальных образований: Куженерского, Новоторъяльского и Советского районов) либо в судебном районе, когда этот судебный район составляет один административный район, районах города (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами). До тех пор, пока не во всех судебных районах мировые судьи осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о введении в действие ГПК РФ. В этих случаях судебные постановления по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ.[источник не указан 762 дня]
В ведении районных судов входят решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и т. д.). Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена. Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК — подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98% гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.[источник не указан 762 дня]
Мировые судьи
Мировые судьи Российской Федерации являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, в том числе Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изменениями от 18 июля 2011 г.) (далее Законом о мировых судьях), а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 этого Закона о мировых судьях мировой судья рассматривает по первой инстанции:
- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.
- дела о выдаче судебного приказа;
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
- дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме дел, перечисленных выше, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела рассматривались районными судами (Федеральный закон от 14.11.2002 № 137-ФЗ). В настоящей статье определяется подсудность дел мировым судьям. На сегодняшний день ещё не во всех субъектах Российской Федерации действуют мировые судьи, в связи с чем в Законе о введении в действие ГПК РФ предусматривается, что до создания системы мировых судей в тех судебных районах, где мировые судьи ещё не осуществляют деятельность, подсудные им дела рассматривают районные суды. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции Федеральным законом. Деление на судебные участки, количество мировых судей и судебных участков определяются Федеральным законом № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».
Военные суды
Военные суды — являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба[15]. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда России (высшее звено); кассационного военного суда; апелляционного военного суда; окружных (флотских) военных судов; гарнизонных военных судов (первое звено).
Военным судам подсудны[16]:
- Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
- Дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
- Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
- Дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам;
- Материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Арбитражные суды
Арбитражные суды являются федеральными. Они разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности, возникшие из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, и дела о несостоятельности (банкротстве)[17][18].
Арбитражные суды округов
Осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ. Например: Арбитражный суд Уральского округа (АС УО) — осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Пермского края, Курганской области, Оренбургской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области и соответствующими арбитражными апелляционными судами; Арбитражный суд Поволжского округа (АС ПО) — осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан, Ульяновской области. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции; как первая инстанция также рассматривает вопросы, связанные с присуждением компенсации за нарушение арбитражными судами, входящими в округ, права на судопроизводство в разумный срок или нарушение публичными органами и организациями права на исполнение судебного акта в разумный срок, если взыскание производится за счет бюджетных средств.
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражный апелляционный суд действует в составе:
- президиума;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
- иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел[19]
- постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда[19].
Полномочия Арбитражного апелляционного суда:
Арбитражный апелляционный суд:
- проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
- изучает и обобщает судебную практику;
- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- анализирует судебную статистику.
Президиум арбитражного апелляционного суда — действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного апелляционного суда неоднократно.
К полномочиям президиума арбитражного апелляционного суда относятся:
- утверждение по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
- рассмотрение других вопросов организации работы суда;
- рассмотрение вопросов судебной практики.
Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда
Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого суда по мере необходимости. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного апелляционного суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного апелляционного суда. При этом, члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.
В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.
В случае необходимости Председатель суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий — из числа судей этого суда.
Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда.
Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного апелляционного суда сроком на три года. При этом один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
Председатель арбитражного апелляционного суда является судьёй и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председатель арбитражного апелляционного суда:
- организует деятельность арбитражного апелляционного суда;
- распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда;
- формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы;
- созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума;
- осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
- представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
- осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.
Председатель арбитражного апелляционного суда издает приказы и распоряжения.
Заместители председателя арбитражного апелляционного суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Заместители председателя арбитражного апелляционного суда в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, постоянные судебные присутствия вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного апелляционного суда. В случае отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя — один из заместителей председателя.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учётом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации федеральным законом, могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.
Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических и иных предусмотренных законом правоотношений в качестве суда первой инстанции.
Суд по интеллектуальным правам
Суд по интеллектуальным правам[6] является специализированным судом системы арбитражных судов[7], рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанными с защитой интеллектуальных прав[20].
Конституционный Суд
Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
Упразднённые суды
Высший Арбитражный суд Российской Федерации (упразднён с 2014 года)
Высший арбитражный суд Российской Федерации до упразднения являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики. В состав Высшего Арбитражного Суда входил Пленум.
21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении ВАС РФ с Верховным судом РФ[21]. 6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов[22].
6 августа 2014 года суд был упразднён.
Дисциплинарное судебное присутствие (упразднено с 2014 года)
Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам (обращениям) на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и принимающим окончательное решение по таким делам.
Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением председателей судов и их заместителей) в количестве шести членов.
Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из нормы представительства: по три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Упразднены с 6 августа 2014 года. Их полномочия переданы дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ[23].
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (упразднены с 2023 года)
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.
В 2020 году в Конституцию РФ были внесены поправки, которые коснулись, в том числе и перечня судов, существующих в Российской Федерации. В обновленном перечне Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не значатся. В законе, подписанном в декабре 2020 года Президентом Российской Федерации, было предписано до 1 января 2023 года ликвидировать оставшиеся конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Судебная статистика
По состоянию на 31 декабря 2020 г. в Российской Федерации функционировали:[24]
- 85 верховных суда республик, краевых и областных суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономных округов;
- 9 кассационных судов общей юрисдикции;
- 5 апелляционных судов общей юрисдикции;
- 9 окружных (флотских) военных судов;
- 2127 районных и равных им судов;
- 1 кассационный военный суд;
- 1 апелляционный военный суд;
- 100 гарнизонных военных судов, в том числе 5 судов, находящихся в местах дислокации российских войск за пределами территории Российской Федерации;
- 10 арбитражных судов округов;
- 21 арбитражный апелляционный суд;
- 83 арбитражных суда субъекта Российской Федерации;
- 1 специализированный арбитражный суд – Суд по интеллектуальным правам.
Всего по состоянию на 31 декабря 2020 г. в Российской Федерации функционировали 2452 федеральных суда, в том числе:
- федеральных судов общей юрисдикции – 2337 ед.;
- федеральных арбитражных судов – 115 ед.
По состоянию на 31 декабря 2020 г. фактическая численность судей федеральных судов общей юрисдикции составила:
- в кассационных судах общей юрисдикции: 583 судьи;
- в апелляционных судах общей юрисдикции: 134 судьи;
- в областных и равных им судах: 4827 судей;
- в районных и равных им судах: 15 802 судьи;
- в кассационном военном суде: 18 судей;
- в апелляционном военном суде: 13 судей;
- в окружных (флотских) военных судах: 203 судьи;
- в гарнизонных военных судах: 476 судей.
По состоянию на 31 декабря 2020 г. фактическая численность судей федеральных арбитражных судов составила:
- в арбитражных судах округов – 382 судьи;
- в арбитражных апелляционных судах – 571 судья;
- в арбитражных судах субъектов Российской Федерации – 2913 судей;
- в Суде по интеллектуальным правам – 17 судей.
В 2007 году судами было рассмотрено 9 млн 365 тыс. гражданских, 1 млн 200 тыс. уголовных дел, 5 млн 254 тыс. дел об административных правонарушениях, а также 2 млн различных материалов в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.
- Доля оправдательных приговоров, если дело дошло до суда, составляет менее 1 %[25], однако, в эту статистику не включено 29 % дел, которые прекращают по нереабилитирующим основаниям[26].
Общественная оценка
Подробным рекомендациям по созданию независимой судебной системы в РФ посвящены 3 статьи проекта "Санация права"[27][28][29]. Политик и блогер Максим Кац дал оценку российской судебной системе и предложил меры к её улучшению в своём видео "Проблемы российских судов и как их исправить"[30]. По данным исследования Левада-Центра, недоверие к судебной системе является частью недовольства властью в целом[31].
По результатам исследования Европейской Комиссии по эффективности правосудия Совета Европы российская судебная система призанана наиболее эффективной и экономной[32][33].
См. также
- Судейское сообщество
- Декреты о суде
- Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации
- Судебный пристав
- Судебный пристав-исполнитель
- Судебный исполнитель
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Рубинина Э. Р. Понятие судебной системы современной России: новые подходы // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — Вып. 1 (35). — ISSN 1998-6963. Архивировано 11 января 2021 года.
- ↑ Судебная власть / И. Л. Петрухин // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004. — С. 421-424. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
- ↑ статья 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»
- ↑ часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации
- ↑ В текстах Конституции Российской Федерации и нормативных актов второе слово пишется с прописной буквы — Верховный Суд; согласно Правилам русской орфографии и пунктуации — со строчной (полный академический справочник РАН, 2009)
- ↑ 6,0 6,1 РГ + Россия 24: В России создадут суд по интеллектуальным правам . Российская газета. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
- ↑ 7,0 7,1 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (18 июля 2019). Дата обращения: 27 февраля 2020. Архивировано 26 сентября 2018 года.
- ↑ Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ. Статья 23.2.
- ↑ Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ. Статья 23.10.
- ↑ Гражданский процессуальный кодекс РФ. Глава 3. Статья 26.
- ↑ Трудовой кодекс РФ. Глава 61. Статья 413.
- ↑ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Глава 6. Статья 35.
- ↑ Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ. Глава IX. Статья 42.
- ↑ Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ. Статья 25.
- ↑ Статья 1. Военные суды Российской Федерации \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 8 августа 2022. Архивировано 8 августа 2022 года.
- ↑ Статья 7. Подсудность дел военным судам \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 8 августа 2022. Архивировано 8 августа 2022 года.
- ↑ Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Глава 4.
- ↑ Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Глава 1. Статья 2.
- ↑ 19,0 19,1 по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы:…
- ↑ Статья 43.2. Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
- ↑ Госдума приняла законопроект об объединении судов . Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
- ↑ Президент РФ Владимир Путин подписал закон об объединении судов . Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ С 6 августа 2014 года упраздняется Дисциплинарное судебное присутствие \ Консультант Плюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ Отчёт Судебного департамента при Верховном Суде России по итогам 2020 года . Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 20 июля 2021 года.
- ↑ Пресса Британии: Кира Найтли в Останкинском суде . BBC Русская служба. Дата обращения: 13 февраля 2018. Архивировано 25 марта 2018 года.
- ↑ 99,64%. С такой вероятностью вас признают виновным, если дело дойдет до суда (рус.), Новая газета - Novayagazeta.ru. Архивировано 14 февраля 2018 года. Дата обращения 13 февраля 2018.
- ↑ К честному суду. Часть 1. Уравнять судей . sanatsia.com. Дата обращения: 4 августа 2022. Архивировано 19 октября 2021 года.
- ↑ К честному суду. Часть 2. Реформировать судебные органы . sanatsia.com. Дата обращения: 4 августа 2022. Архивировано 19 октября 2021 года.
- ↑ К честному суду. Часть 3. Сделать судей независимыми . sanatsia.com. Дата обращения: 4 августа 2022. Архивировано 4 августа 2022 года.
- ↑ Проблемы российских судов и как их исправить / @Максим Кац (рус.) ?. Дата обращения: 4 августа 2022. Архивировано 4 августа 2022 года.
- ↑ Зависимость от исполнительной власти губит репутацию российских судов — ПРАВО.RU . Дата обращения: 8 апреля 2012. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Судебная система России признана наиболее эффективной и экономной в Европе . РАПСИ (3 ноября 2020). Дата обращения: 4 августа 2022. Архивировано 13 сентября 2021 года.
- ↑ Судебная система России признана наиболее эффективной в Европе . Российская газета. Дата обращения: 4 августа 2022. Архивировано 4 августа 2022 года.
Литература
Книги
- Абова Т. Е., Абросимова Е. Б., Боровский М. В. Судебная власть. — М.: Институт государства и права РАН, Прооспект, 2003. — 720 с. — ISBN 598032092X. — ISBN 9785980320928.
- Скорев В. А. Судебная система Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. — Litres, 2021-09-03. — 102 с. — ISBN 978-5-04-354055-3.
- Изварина А. Ф. Судебная система России: концептуальные основы организации, развития и совершенствования. — Проспект, 2019-08-28. — 423 с. — ISBN 978-5-392-13875-3.
Статьи
- Лазарев С. Е. Прокуратура и суды в СССР в 1930-е годы№ 12). — С. 3—14. — ISSN 2220-9018. // Гражданин и право : журнал. — 2015. — Декабрь (
Отчеты
- О состоянии судебной системы в России Международная комиссия юристов, 2010
- Выводы и рекомендации Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов по результатам визита в РФ, 2009
- Защита правосудия: Дисциплинарное производство в отношении судей в Российской Федерации Доклад миссии МКЮ Международная комиссия юристов, 2012
- Назначение судей: процедура отбора на судейскую должность в Российской Федерации, Доклад миссии МКЮ, Международная комиссия юристов, 2014.