Староволжский мост
Старый Волжский мост | |
---|---|
![]() | |
Область применения | автомобильный |
Пересекает | реку Волга |
Место расположения | Тверь |
Конструкция | |
Общая длина | 215,5 м |
Ширина моста | 14 м |
Эксплуатация | |
Открытие | 8 сентября 1900 года |
|
|
56°51′53″ с. ш. 35°53′59″ в. д.HGЯO |
Старый Волжский мост (Старый мост) — автомобильный мост через реку Волга в городе Тверь. Мост пересекает административные границы Заволжского и Центрального районов, соединяет площадь Мира и Соборную площадь, через Волжский проезд. Первый постоянный мост через Волгу в Твери.
История
В Твери не существовало постоянного моста через Волгу. К началу XX века потребность в нём стала очевидной. До этого были в городе только понтонные мосты со времён Петра I. Наконец, государство выделило большую сумму денег на строительство, а еще часть вложила бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и нуждалась в постоянном сообщении через реку. Сооружен мост в 1897—1900 годах чешским инженером Л. И. Машеком по проекту, составленному в 1895 году в Санкт-Петербурге инженером-технологом В. Ф. Точинским[1]. Открыт 8 сентября 1900 года при губернаторе Н. Д. Голицыне. Подряд на строительство опор моста выполнил Семён Кириллович (Симха Кивович) Гранат. Обслуживали мост трое слесарей, а охранял сторож. На въездах на мост поставили по 2 литых фонаря. [2]
Конструкция
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F._%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C._%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%BE%D1%82_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B8._%D0%98%D0%B7%D0%B4.%D0%98.%D0%A5.%D0%94%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%80%D0%BE._1840-%D0%B5%D0%B3%D0%B3_%D0%93%D0%98_e1.jpg&width=280)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F._%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C._%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D1%83_%28%D0%BE%D1%81%D0%BD.1900%29_1903%D0%B3_222066.jpg&width=300)
Длина моста — 215,5 м, ширина проезжей части — 5,7 м, каждого из тротуаров — 2,5 м. Мост трёхпролетный, консольно-балочный (системы Гербера). Клёпаные из листовой стали фермы были установлены на 4 опорах (вместо пяти по Герберу), в связи с чем часть нагрузки моста была перенесена на отвесы в виде чугунных плит на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах. Это позволило увеличить длину консольной фермы в средней части моста, придать ей форму вогнутой дуги, а всему мосту — легкость, изящество. При въездах на мост были установлены фонари с художественно выполненным литьём (по два с каждой стороны), перенесённые в 1972 году на Театральную площадь к памятнику А. С. Пушкину.
В 1904 году подъезды к мосту были заасфальтированы.
В время войны в декабре 1941 года мост был взорван, но уже в начале 1942 года было проведено временное восстановление, а в 1946—1947 годах мост был восстановлен полностью.
В 1982—1985 годах мост был реконструирован по проекту московского института «Гипрокоммундортранс» (руководитель проекта В. М. Рогожкин, инженеры Г. М. Янковский, В. А. Тарнаруцкий). Металлоконструкции изготовил Воронежский мостовой завод, строительство производил Мостоотряд-19 (руководитель работ Р. И. Шнейдер)[3].
Старые пролётные строения заменены новыми, неразрезными сталежелезобетонными. Деревянное покрытие заменено асфальтобетонным, проезжая часть расширена до 9 м, сооружены береговые подземные переходы, обновлены фермы. Сквозные фермы старого моста были сохранены и навешены на новое пролётное строение как элемент архитектурного оформления[3].
Консольные фермы «цепного вида», использованные в композиции моста, своими общими контурами напоминают очертания цепных висячих мостов. Подобные решения применялись и за рубежом (Мост Свободы в Будапеште).
Движение
Автомобильное движение по мосту — 2 полосы движения (одна в каждую сторону). С 1931 по 1956 год по мосту проходила трамвайная линия.
Галерея
-
Вид на Старый Волжский мост в 1910 г.
-
Старый Волжский мост в мае
-
Старый Волжский мост зимой
Примечания
- ↑ Э. Фогт, Б. М. Кириков. Архитектор Карл Шмидт. — СПб.: Коло, 2011. — С. 76, 207.
- ↑ Староволжский мост в Твери: кусочек Будапешта в волжском городе. . Дата обращения: 10 ноября 2021. Архивировано 10 ноября 2021 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Гузевич Д. Ю. Мосты советской эпохи // Памятники науки и техники (1986). — Наука, 1987. — С. 161.