Сталинская реконструкция Москвы
Сталинская реконструкция Москвы — крупномасштабная перестройка (реконструкция) Москвы, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е годы, коренным образом изменившая архитектурный облик столицы[1][2]. Идею реконструкции Иосиф Сталин высказал на заседании Политбюро ВКП(б) 20 февраля 1931 года[3][4].
В 1935 году правительство Москвы утвердило постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Генеральный план реконструкции Москвы был разработан под руководством архитекторов Владимира Семёнова и Сергея Чернышова и предусматривал создание новых и расширение имеющихся транспортных магистралей, возведение мостов, строительство метрополитена, обводнение и озеленение Москвы.
Генеральный план стал результатом коллективной работы разных специалистов, архитекторов и политиков[3].
Предыстория
В Москве с 1912 года при городской Думе существовала Комиссия по внешнему благоустройству города. Инициатором её создания и первым председателем был гласный Думы Николай Щенков, а примером организации послужили аналогичные комиссии в Берлине, Вене и Риме. Её задачей было благоустройство города в смысле внешнего его вида — от разбивки парков и украшения фасадов и улиц до мощения мостовых и организации городских общественных уборных. У Щенкова было собственное видение города: «Москва должна принять европейский вид. Исторические памятники и здания, конечно, останутся, но теперешний азиатский характер города — все эти кривые улочки, неправильную планировку построек и странную окраску домов — необходимо уничтожить… Скоро Москва станет вполне европейским городом. В 1914 году будет повсюду проведено электричество, бульвары переделаны на заграничный образец, древесные насаждения на них увеличены, на безобразных площадях, вроде Кудринской, устроены великолепные фонтаны; мостовые будут перемощены»[5].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Plan_of_Moscow_1917.jpg&width=220)
В Москве начала XX века начался строительный бум, продолжавшийся до начала Первой мировой войны. 8 января 1913 года в газете «Голос Москвы» под заголовком «Москва, теряющая свой облик» появились размышления известных архитекторов и художников о будущем облике города[5]. К тому году три четверти строившихся в Москве домов составляли одно- и двухэтажные деревянные и полудеревянные (низ — кирпичный, верх — деревянный) дома деревенского типа[6][7].
Состояние Москвы в 1920-е годы
В результате пятилетки индустриализации (1928—1932 гг.) население столицы увеличилось с 2026 тыс. человек в 1926 году до 3663,3 тыс. в 1933 году[3].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Doroga-Moscow-1920e.jpg&width=300)
Нужда населения в строительстве жилищ и культурно-бытовых зданий была обострена: с 1917 года жилой фонд практически не обновлялся, на жителя столицы приходилось 5 м². жилой площади. Для большинства это были койки в общежитиях, бараках, подвалах и временных строениях. Ничтожный процент домов были подключены к канализации, водопроводу и электросетям; не было центрального отопления и газоснабжения. Отапливали жильё дровами, готовили в печах и на керосинках. Почти отсутствовало уличное мощение, улицы тонули в грязи[3]. Только половина всего покрытия московских улиц была мощена булыжником, имела твердое покрытие, асфальт или диабазовая брусчатка покрывали не более 3 % всех улиц и проездов. Движение грузовых автомобилей и автобусов создавало на мостовых большие колеи. Московские мосты, не рассчитанные на высокую нагрузку, были замощены деревянными настилами[8].
Ночами по городу двигались зловонные ассенизационные обозы, сливавшие нечистоты в Москву-реку и Яузу. Последняя фактически представляла собой "открытую сточную канаву: при при расходе в 700 литров/сек. её сток состоял из 100 литров воды и 600 литров стоков, а сама река имела чернильный цвет[9]. Секретарь ЦК ВКП(б) Л. М. Каганович, в начале 1930 года избранный на пост первого секретаря московского комитета ВКП(б)[3], вспоминал, что идею реконструкции Москвы подал И. В. Сталин на заседании Политбюро 20 февраля 1931 года. Начав со «скромного вопроса» об электрических лампочках в подъездах и отоплении, Сталин развернул программу обновления города: «развивай дальше, напиши в постановлении и о хороших мостовых, <…> сколько жилищ, напиши в постановлении об общем развитии теплофикации (он особенно упирал на теплофикацию Москвы, на невозможность отапливать Москву средневековым способом — дровами), расширяй рамки постановления, вставляй метро, вставляй Москва-Водоканал»[3][4].
Под руководством Кагановича была образована комиссия для подготовки комплексных предложений по улучшению городского хозяйства, в которую вошли члены и кандидаты в члены Политбюро и ЦК, руководители высших органов власти: В. М. Молотов, И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, А. П. Розенгольц, В. И. Межлаук, С. М. Киров и другие[3].
Планы реконструкции и перестройки столицы
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) одобрил «Практические мероприятия по улучшению и развитию Московского городского хозяйства»[10], которые обеспечили начало комплексной реконструкции города с акцентом на его благоустройство и улучшение санитарных условий[3].
- организация нового жилищного строительства и ремонт старого квартирного фонда;
- улучшение организации общественного питания;
- строительство теплоэлектростанций и сетей для перехода на централизованное электроснабжение, отопление, газоснабжение;
- развитие системы общественного транспорта и прокладка метро;
- доставка питьевой воды через соединение Москвы-реки с верховьем Волги;
- ремонт дорог, обустройство набережных, асфальтирование улиц;
- улучшение санитарного состояния города, включая механизированную уборку улиц;
- строительство новых полей орошения и канализационной сети;
- разработка «серьезного, научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки Москвы».
Все отделы Мосгорисполкома (МПЖд, Мостранс, Москомгаз, Водоканализация, Пордоротдел, зеленого строительства, очистки города, наружного освещения и др.) трудились над предложениями к Генплану и одновременно началось строительство метро, канала Москва-Волга, газопровода Саратов-Москва, сети трамвайных и железнодорожных путей[3].
Для концентрации архитектурных сил была проведена реформа проектных организаций, созданы проектные и планировочные архитектурные мастерские Моссовета[3].
На Июньском пленуме ЦК 1931 года также было поддержано решение о выделении города в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с собственными органами управления и бюджетом, а также оговорена необходимость развёртывания «серьезной научной технико-экономической разработки плана развития московского городского хозяйства, скорейшего приведения его в соответствие с бурным ростом промышленности, населения и соответственной распланировки Москвы как социалистической столицы пролетарского государства»[8].
Изменилось назначение ряда зданий, например экспроприированных дворцов царской фамилии и знати.
Начали строиться новые типы общественных зданий — рабочие клубы, такие как московский Дворец культуры Пролетарского района, возведённый в 1931—1937 годах.
С начала 1920-х годов до середины 1930-х постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры — простоту и эклектичность архитектурных форм 1920-х потребовалось заменить отражением победы социализма. Поэтому советская архитектура предвоенного времени характеризуется монументализацией и парадной представительностью[11].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=1925_moscow-shestacov.jpg&width=220)
Подготовительные мероприятия
Предложения архитекторов
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Stamp_of_USSR_1157.jpg&width=205)
Уже сразу после Октябрьской революции были созданы проекты городов будущего, вынесены предложения по реконструкции Петрограда и Москвы. Этими разработками для Москвы занимались профессор Борис Сакулин, проектная мастерская под руководством Алексея Щусева и Ивана Жолтовского, инженер С. С. Шестаков («Большая Москва»). Эти планы, как отмечает историк архитектуры С. О. Кузнецов, содержали не детальную проработку планировочной структуры, а скорее общие принципы и идеи развития города, которые принципиально отличались: освоение пригородных территорий и расширение города (А. Щусев) и окружение столицы городами-спутниками (И. В. Жолтовский, Б. В. Сакулин, С. С. Шестаков)[3].
В конце 1920-х годов советское правительство стало задумываться о судьбе Москвы как столицы первого в мире социалистического государства, и она должна была соответствовать своему статусу. Конец 1920-х и начало 1930-х годов — время бурных дискуссий о принципах социалистического расселения, типах жилища, путях развития будущей Москвы, о будущем советского народа[6][7]. В целом это был конфликт «урбанистов» и «дезурбанистов». Первые отстаивали развитие города в высоту, в их главе был экономист и социолог, автор концепций «генерального плана построения социализма в СССР» 1929 года и «социалистического города» 1930-го Леонид Сабсович. А вторые были сторонниками развития города в ширину и малоэтажного строительства, их главная персона — социолог, экономист и градостроитель Михаил Охитович[12][13][14]. «Урбанисты» настаивали на превращении всех населённых пунктов страны за 10-15 лет в «социалистические города» с населением 50-80 тысяч человек, соединённые транспортными путями высокого класса[15]; «дезурбанисты» принимали за основу создание сети транспортных магистралей, вдоль которых осуществляется расселение в виде индивидуальных домов облегченной конструкции. Проблемы связи и обслуживания должны были решаться при помощи личного автомобиля[16].
Утопичность дезурбанистических концепций была резко раскритикована во время широкой дискуссии 1929—1930 годов, вследствие чего в 1931 году Советский Союз пережил непродолжительный период урбанистических экспериментов[17].
В 1932 году Моссоветом был организован закрытый конкурс на идею генерального плана Москвы. В конкурсе принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский[12]. Также в 1936 году, уже после реализации Генерального плана, проект реконструкции Москвы был предложен Львом Ильиным. Он предусматривал создание связанных между собой ансамблей-комплексов[18].
Генеральный план
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow_General_plan_1935.jpg&width=220)
Ни один из конкурсных проектов, озвученных ранее, не был признан достаточно убедительным, чтобы стать основой будущего реального плана преобразования Москвы. Поэтому в сентябре 1933 года путём объединения двух комиссий — городской (Моссовета) и партийной (МК и МГК ВКП(б)) — была создана Архитектурно-планировочная комиссия МГК ВКП(б) и Моссовета, или Арплан [в некоторых источниках Архплан] во главе с Л. М. Кагановичем[3]. Вопросами реконструкции центра столицы в 1933—1935 гг. начала заниматься планировочная мастерская № 2 Моссовета, одним из руководителей которой был ленинградский архитектор Владимир Щуко[19].
На первых заседаниях Арплана были сформированы проектные и планировочные мастерские Моссовета[20], получившие задание немедленно приступить к детальной планировке основных магистралей, узлов и площадей города. За образец Каганович взял реконструкцию Парижа бароном Османом, поддержав в этом плане идеи главного архитектора Отдела планировки Моссовета Владимира Семёнова, до лета 1934 года отвечавшего за сведение частей плана Москвы в общую схему[3].
На заседании IV областной и III городской партконференции Москвы и Московской области 17 января 1934 года Л. М. Каганович поставил задачу трансформировать Москву в «образцовую столицу образцового социалистического государства»[21]. По мнению С. О. Кузнецова, именно Л. М. Каганович стал «главным дирижёром» реконструкции, «придал этому делу подлинно революционный размах, глубокую идейность и большевистские темпы». Это было подчеркнуто в постановлении объединённого городского пленума МК ВКП(б) и Моссовета от 11 июля 1935 года, уже после того, как Каганович перешёл на работу в МПС с 27 февраля[3].
В 1935 году Иосиф Сталин как первый секретарь ЦК ВКП (б) и Вячеслав Молотов как глава правительства утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы»[22]. К моменту утверждения генплана по нему уже велись масштабные градостроительные работы: в 1935 году завершили первую очередь метрополитена и развернулись проектные и строительные работы по сооружению канала имени Москвы[23][19][24][25].
В постановлении было также отмечено, что к 1934-35 году в сравнении с довоенным периодом мощность московских электростанций возросла в 3.5 раза до 232 МВт и появились первые ТЭЦ (88,5 МВт), пассажирооборот трамвая — в 7,6 раза (до 920 млн в год), максимальная суточная подача воды — в 5,8 раза (до 49 млн вёдер), площадь усовершенствованных мостовых — в 14 раз (до 2.8 млн м².), потребление газа — в 5,7 раза (свыше 80 млн кубометров в год)[22].
Предполагалось, что новый генеральный план, разработанный Владимиром Семёновым и Сергеем Чернышёвым, будет воплощён в жизнь за десятилетие. Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Кагановича. Вплоть до Великой Отечественной войны работы по осуществлению Генерального плана шли непрерывно, с нарастанием объёмов всех видов строительства[23][26].
Большое значение придавалось также обводнению Москвы. В 1937 году было завершено строительство канала Москва-Волга (нынешнего канала им. Москвы), ставшего как водоснабжающей, так и судоходной магистралью[27][28]. Особое внимание уделялось строительству каналов, которые должны были соединить столицу со всеми крупными реками европейской части страны[12]. К 1937 году появились новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, а в период с 1936 по 1937 год были реконструированы три существующих моста и построены девять новых[29].
Новая Москва
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Dvorec-sovetov1950.jpg&width=220)
Ударный период строительства Новой Москвы пришелся на первые три года реализации Генплана 1935 года - по 1938 год. В столице появились новые районы, одетые гранитом набережные, мосты, метро и канал Москва – Волга. Некоторые аспекты плана остались на бумаге: не было построено здание Дворца Советов, не замкнулось Бульварное кольцо, Северный канал не связал Химкинское водохранилище с Яузой. Реализации проекта сильно помешала Великая Отечественная война, хотя и во время неё прокладка метро продолжалась. Создание облика Москвы по Генплану реконструкции и его редакциям было завершено в 1953 году[30].
Прокладка проспектов
Проблему «узости, кривости» улиц Москвы решали за счет расширения старых площадей и улиц и прокладки новых. Три диагональных магистрали шли по направлениям нынешних Ленинградского, Щёлковского и Можайского шоссе. Более десятка улиц старинных улиц спрямили и расширили — Большую Полянку, улицу Горького, Кузнецкий Мост, Арбат, Покровку, Таганку, Малую Дмитровку и другие[30].
Старые здания при расширении улиц подлежали сносу, что было во многом оправдано с учётом состояния жилого фонда, преимущественно деревянного и малоэтажного. Однако при расширении улицы Горького старинные здания, которые считали целесообразным сохранить (как, например, здание Моссовета и дом Союзов), надстраивались и с помощью специальной технологии переносились на уровень новой красной линии[30]. Таким образом переехало назад 23-тонное Саввинское подворье, освободив место для проезжей части улицы, и резиденция генерал-губернатора, сдвинутая на 13 м[31]. Технологию переноса каменных зданий с отрывом от фундамента освоил инженер Эммануил Гендель. На время переноса в жилых домах даже не отселяли людей: перенос готовили несколько месяцев, а затем осуществляли его за несколько часов[31].
В течение трёх лет были реконструированы и архитектурно оформлены основные площади — Красная, площади Ногина, Дзержинского, Свердлова и Революции[30].
Развитие города шло к юго-западу: «Расширение территории г. Москвы произвести в первую очередь за счет прилегающих к городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Ленинскими горами вдоль Москвы-реки от Кунцево до Ленино (бывш. Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и удобной по расположению пригородной территории». Но также в черту Москвы вошли Измайлово, Люблино, Перово — Кусково, Новинки — Нагатино, Терехово, Мневники, Хорошево, Щукино, Тушино, Захарково, Авиагородок, Ховрино, Лихоборы, Медведково и другие районы[30].
Некоторые проспекты, намеченные генпланом 1935 года, так и не появились на карте города, некоторые были проложены много позже завершения сталинской реконструкции. Так, проспект Калинина (Новый Арбат) пробили уже в 1960-е годы, а Новокировский проспект — в конце 1970-х[31].
Освещение
В ходе реконструкции Москвы основные улицы и здания приобрели парадный вид, город был полностью переведён на электрические фонари. Лион Фейхтвангер, посетивший Советский Союз в 1937 году, отметил: «Общественные здания монументальны, и благодаря электрификации Москва сияет ночью как ни один город в мире»[30].
В первые месяцы после утверждения постановления «О генеральном плане реконструкции города Москвы» в 1935 году стало ясно, что трудовые и материальные ресурсы не соответствовали реализации «гигантского размаха московского строительства». Из-за отсутствия строительных механизмов и машин, постоянных кадров рабочих, инженеров, руководителей-хозяйственников установленные планы выполнять не удавалось, а затраты на строительство увеличивались. ЦК ВКП(б) и СНК СССР пришлось рассмотреть дополнительно вопросы по решению проблем строительства «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства» от 11 февраля 1936 года[32].
Знаковые объекты
Общественные и жилые здания
Реализация генерального плана началась в районе Манежной площади и улицы Горького — с создания таких знаковых образцов новой архитектуры, как жилой дом № 13 на Моховой улице архитектора Ивана Жолтовского, здание Ленинской библиотеки архитекторов Владимира Гельфрейх и Владимира Щуко, здание Госплана архитектора Аркадия Лангмана.
Здание Наркомзема построено в 1928—1933 годах в стиле позднего конструктивизма. При строительстве применялись новые технологии, новые материалы и был реализован авангардный дизайн, что предполагало каркасную систему здания. Также в архитектуре строения появились округлые элементы[33].
Жилой дом № 77 на улице Осипенко (нынешней Садовнической) построен в 1929 году архитектором П. Яньковским. В 1937-м в связи с реконструкцией Краснохолмского моста через Москву-реку было принято решение разделить дом на две части и перенести одну из них, длина которой составляла 86 м, а вес — 9 тыс. т, развернув на 19 градусов[34].
Напротив Кремля в 1931 году по проекту Бориса Иофана был построен Дом на набережной. Он создавался специально для партийной элиты того времени. Здесь проживали известные учёные, герои гражданской войны, герои Труда, писатели и деятели культуры[35][36].
Дворец Советов
Одним из знаковых объектов Генплана был Дворец Советов по проекту Бориса Иофана, который намечалось построить на месте Храма Христа Спасителя. В течение года с привлечением лучших специалистов подготавливали взрыв, потом почти два года тысячи рабочих разбирали взорванный храм[37]. Идея строительства дворца на месте храма Христа Спасителя имела особое значение: разрушение главной московской церкви — символа победы царизма над Наполеоном было важным шагом в процессе удаления символов прошлого. На смену религиозному символу старой России приходит новый символ новой империи[38][39]. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием планеты, опередив американский Эмпайр-стейт-билдинг[40].
Строительство дворца, начатое только в 1937 году, так и не завершилось — началась война. К 1939 году закончилось строительство фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волхонке. Однако сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали для изготовления противотанковых ежей. В 1942 году стальные конструкции здания были демонтированы и использованы для строительства мостов на железной дороге, созданной для снабжения северным углем центральных районов[41]. После войны ещё какое-то время существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Борис Иофан продолжал работу над проектом. И только в 1960 году было принято решение прекратить дальнейшее проектирование дворца. Место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, а Дворец Советов заменили новым зданием МГУ, архитектором которого стал Лев Руднев. Работы над новым зданием велись в очень сжатые сроки, поэтому в основу лёг проект Иофана, что подчёркивало преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. На память о Дворце Советов осталась станция метро «Кропоткинская» (прежде одноимённая) работы мастера Алексея Душкина, которая изначально задумывалась как подземный вестибюль дворца[41].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Dom_na_nab04.jpg&width=220)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow_mokhovaya_2.jpg&width=220)
Гостиница «Москва»
Первой гостиницей, построенной в столице при советской власти, была гостиница «Москва». Она возводилась с 1933 по 1936 год. В здании прослеживаются характерные черты от переходного периода конструктивизма к сталинскому ампиру. Гостиницу украшали скульптуры, панно, живопись, мозаика. В 2004 году здание было снесено, а к 2013-му на его месте построили новое[33][42].
В целом по Генплану предусматривалось полное обновление гостиниц и строительство новых, отвечающих современным требованиям комфорта, с утроением количества мест[22].
Потери памятников архитектуры
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Church_of_Ascension_of_Jesus_Nikitskaya_street.jpg&width=220)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%98%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC_%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F_%D0%98%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0._1929_%D0%B3..jpg&width=220)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Christ_saviour_explosion.jpg&width=220)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Simonov_Monastery-4.jpg&width=220)
Во время реализации госплана количество памятников московской архитектуры, официально состоявших под государственной охраной, заметно сократилось: в 1928 году их было 216, в 1932-м — 104, а к 1935 году осталось только 74 здания[43]. В 1930-х годах на улице Фрунзе была снесена церковь Знамения, первое упоминание о которой относится к 1600 году. До 1925 года улица, на которой она находилась, называлась по её имени — Знаменка. 30 августа была закрыта церковь Большого Вознесения, расположенная у Никитских ворот, в которой за сто лет перед этим венчался Александр Пушкин. Здание сильно пострадало (в нём даже планировалось открыть крематорий), однако уцелело, и в 1970-е годы было отреставрировано[44].
По задумке, все значимые площади города, включая Красную, должны были увеличиться как минимум в два раза благодаря сносу находящихся вокруг них строений. Это придало бы большую значимость возводимым зданиям, а также служило бы местом для проведения масштабных массовых мероприятий[45].
Ширина практически всех важных улиц города, проспектов и шоссе тоже должна была увеличиться до 30-40 метров и более за счет сноса и переноса стоявших там зданий. Тверская улица и Новый Арбат — пример того, как должны были бы выглядеть прямые и широкие центральные улицы[45].
Почти все культовые сооружения в районе новостроек (по Тверской и Охотному ряду) были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность.
Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Так были уничтожены Китайгородская стена с Иверскими воротами, Сухарева башня, единственный в своём роде памятник XVII века, в которой размещалась первая в России математическая навигационная школа, Триумфальная арка, сооружённая Осипом Бове у Белорусского (бывшего Александровского) вокзала в память о событиях 1812 года[46][47].
В 1930 году при реконструкции Сухаревской площади исчез рынок, который существовал на этом месте с 1812 года, а в 1934-м снесли знаменитую Сухареву башню, построенную по распоряжению Петра I. На месте башни установили доску почёта колхозов московской области, которая простояла на площади два года.
Уничтожены были и Красные ворота, существовавшие в Москве с начала XVIII века, автором которых является Дмитрий Ухтомский. Эта триумфальная арка, построенная в 1753 году, была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей по причине расширения Садового кольца[48].
В ходе сталинской реконструкции в столице было уничтожено немало храмов. Среди них оказались Храм Христа Спасителя, место которого было отдано под строительство Дворца Советов, церковь Иоанна Воина на Убогом дому, где возвели гостиницу «Славянка», на месте Страстного женского монастыря появился театр «Россия», памятник Пушкину и сквер. По некоторым свидетельствам, та же судьба могла постигнуть и храм Василия Блаженного[49].
На месте частично снесённого Симонова монастыря построили Дворец культуры ЗИЛа[50][51]. Уничтожение Симонова монастыря, основанного в 1370 году, стало одной из самых крупных потерь для церкви. С ним связаны многие ключевые события в истории России. Монастырь называли «щитом Москвы» — он нередко отражал первый удар неприятеля, пытавшегося взять приступом столицу. Сергий Радонежский любил монастырь и часто в нём останавливался, на его территории находились захоронения героев Куликовской битвы[48].
Какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. Его не было. Он исчез, этот Водопьяный переулок. Он просто больше не существовал. Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. Как будто их всех вырезали из тела города. Исчезла библиотека имени Тургенева. Исчезла булочная. Исчезла междугородная переговорная. Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться. Реконструкция знакомого перекрестка была сродни выпадению из памяти. В Москве уже стали выпадать целые кварталы. Потом наступила более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски.
Помимо уничтожения памятников старой Москвы, пострадала и московская топонимия. В 1922-м и в 1937 годах по Москве прокатились две волны переименований. Восстановление прежних названий улиц и площадей, переименовывания станций метрополитена начинается с 1990 года. Площадь 50-летия Октября вновь стала Манежной, проспект Калинина — Новым Арбатом, а проспект Маркса вновь разделился на три улицы: Охотный Ряд, Театральный проезд и Моховую[52].
Новая топонимия была ситуативной и отражала политическую необходимость. Например, 25 ноября 1955 года московский метрополитен получил имя Владимира Ленина, а станция «Охотный ряд» стала станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда сам Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название — «Охотный ряд». Название просуществовало до 30 ноября 1961 года, когда его сменили на «Проспект Маркса». 5 ноября 1990 года станции вернули историческое название «Охотный ряд»[53].
Остановка работ
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow-vysotki.jpg&width=220)
Реализация грандиозных планов создания Новой Москвы была остановлена с началом Великой Отечественной войны в 1941 году. В послевоенный период генеральный план продолжал реализовываться со значительными коррективами. В панораме столицы появились новые высотные акценты — так называемые сталинские высотки. Все восемь (построены только семь) московских высоток были заложены в один и тот же день 800-летия Москвы — 7 сентября 1947 года, и в один и тот же час — в 13:00 по московскому времени[54].
Участки для строительства были выбраны в основном на пересечении радиальных магистралей с Садовым кольцом и рекой Москвой[55]. Предполагалось, что высотные здания создадут комплекс градостроительных доминант, подчеркнут радиально-кольцевую структуру городского плана и станут основой формирования новых ансамблей площадей города. Так, например, здание Московского государственного университета наиболее значимо с градообразующей точки зрения, именно поэтому оно построено на Воробьевых горах — в самом высоком месте Москвы[56].
На смену сталинскому классицизму пришёл сталинский ампир — лидирующее направление в советской архитектуре с 1936 по 1955 годы. Известный архитектор того времени Натан Остерман писал: «Коммунизм… выступает не только как общественный порядок, но и как закон природы»[57]. Для сталинского ампира характерно сочетание монументальности с использованием архитектурных ордеров, композиций из скульптур трудящихся, спортсменов, военных, а также портиков, барельефов, колонн, панно из мозаики, государственной символики, гербов. Для отделки фасадов и внутренних интерьеров использовались мрамор, гранит, бронза. Характерными памятниками архитектуры того времени являются здание Главного павильона ВСХВ и станции метрополитена[58][59][60].
В это же время прекращается снос православных храмов, во многом лишённых своих опознавательных знаков — колоколен, пятиглавия. Это позволило некоторым из них сохраниться до нашего времени. Общепризнано, что сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре.
Итоги реализации Генплана
План был реализован лишь частично, однако многие районы города претерпели существенную перестройку[61]. В отличие от исторического центра, новые районы стали строить по строгой прямоугольной сетке. Подмосковье с этого периода рассматривается как придаток столицы, где располагаются важнейшие стратегические военные базы, склады, сортировочные, сооружения коммунального обслуживания. Генеральный план предписывал построить там дома отдыха, пионерлагеря и дачи[62].
Тогда же распланировали линии метро, которые должны были обслуживать разрастающийся город, и выделили территории для строительства высоток.
Реки и каналы рассматривались как ещё один путь сообщения, потому должны были обрести такой же парадный облик, как и широкие автомагистрали, что было реализовано в ходе строительства — появились гранитные набережные Москвы-реки[62].
В основном реализация Генплана 1935 года была завершена в 1953 году, но некоторые намеченные в нём объекты возводились ещё 20 лет[63].
В филателии
Тема сталинской реконструкции Москвы получила отражение в серии почтовых марок СССР 1939 года:
-
Серия «Реконструкция Москвы»: Дом Совнаркома ( (ЦФА [АО «Марка»] № 654), 1939 год).
См. также
Примечания
- ↑ Москва сталинская: большая иллюстрированная летопись. — 2008.
- ↑ Жукова О. Избранные работы по философии культуры. — 2022.
- ↑ Перейти обратно: 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 Кузнецов С. О. Власть и генеральный план реконструкции Москвы (1931 — начало 1950-х гг.) // AMIT. — 2019. — № 4 (49). — С. 28—46.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 РГАСПИ, ф. 81, оп. 3, д. 158, л. 159—161.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Петр Кудрявцев. Воздушные замки Москвы . «Современный дом» (2000). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 14 мая 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 Проспекты советской Москвы, 2015, с. 9.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 История советской архитектуры, 1985, с. 7.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Бахирев, Игорь. Андрей Евгеньевич Страментов — родоначальник транспортной мастерской Института Генплана Москвы // Сайт Института генплана Москвы. — Москва, 2021. — 20 июля.
- ↑ ЦГА г. Москвы. Ф. Т-41. Оп. 1. Д. 12. Л. 206. Планировка города Москвы. 1934.
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 "О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР". Постановление Пленума ЦК ВКП (б) от 15 июня 1931 года . КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 5: 1929-1932, Москва 1984, с. 313-327. (15 июня 1931).
- ↑ Основы архитектуры, 1989, с. 75—76.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 Сергей Кавтарадзе, Алексей Тарханов. Великий город, существующий в нескольких временах, образах и реальностях . Kommersant.ru (14 марта 1995). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 23 июня 2017 года.
- ↑ Мария Бахарева. Схватка Сабсовича с Охитовичем . «Русская жизнь» (26 октября 2007). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 28 декабря 2014 года.
- ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 12.
- ↑ Социалистические города, 1930, с. 23—24.
- ↑ От чего гибнет город, 1930, с. 9—11.
- ↑ Строительство Новой Москвы, 2015, с. 21.
- ↑ Великая школа, 1936, с. 2.
- ↑ Перейти обратно: 19,0 19,1 Зодчие Москвы, 1988, с. 114.
- ↑ Зодчие Москвы, 1988, с. 112.
- ↑ РГАСПИ. Ф. 81. Оп. 3. Д. 158. Л. 159—161. Выступление Л. М. Кагановича на заседании IV областной и III городской партконференции Москвы и Московской области 17.01.1934.
- ↑ Перейти обратно: 22,0 22,1 22,2 Генеральный план реконструкции Москвы . Истмат. Журнал Госплана и ЦУНХУ СССР "План" № 15 1935 г. Стр.32-35 (11 июня 1935).
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 Генеральный план реконструкции города Москвы, 1935 год . «Ландшафт-дизайн» (2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 31 декабря 2017 года.
- ↑ Игорь Лисов. Проектирование и первые очереди строительства . «Московское метро» (2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 19 мая 2017 года.
- ↑ История метрополитена (недоступная ссылка). mosmetro.ru (2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 12 февраля 2013 года.
- ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 83.
- ↑ Москва на стройке, 1955.
- ↑ Речные трамвайчики, 2015.
- ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 86.
- ↑ Перейти обратно: 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 30,5 Москва в генплане 1935 года . Институт Генплана Москвы (23 июня 2020).
- ↑ Перейти обратно: 31,0 31,1 31,2 Александр Усольцев. Призраки генплана 1935 года. Следы нереализованных идей . Прогулки по Москве (29 июля 2014). Дата обращения: 15 марта 2023.
- ↑ О. Е. Антонова. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года: источниковедческий аспект . «Вестник архивиста.ru» (2 апреля 2011). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 3 июня 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 33,0 33,1 Архитектура Москвы 30-х годов . MoscowChronology.ru (2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 25 мая 2017 года.
- ↑ Как переехал дом № 77 на Садовнической . Проект «Москва глазами инженера» (22 мая 2017). Дата обращения: 27 мая 2017. (недоступная ссылка)
- ↑ Дом на набережной . Mos-holidays.ru (2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 26 июня 2017 года.
- ↑ Лариса Скрыпник. С видом на Кремль. История Дома на Берсеневской набережной . «Аргументы и факты» (21 августа 2015). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 26 сентября 2018 года.
- ↑ Москва вековечная, 1997, с. 270—271.
- ↑ Строительство Новой Москвы, 2015, с. 23.
- ↑ К истории построения и сноса храма Христа Спасителя, 1988, с. 66.
- ↑ Александра Бахматская. Советская фантастика или нереализованные архитектурные проекты СССР (недоступная ссылка). RegionalRealty.ru (5 июня 2015). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 25 июня 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 41,0 41,1 Савелий Кашницкий. Забытый символ коммунизма. Почему Дворец Советов так и не построили . «Аргументы и Факты» (11 января 2014). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 25 февраля 2018 года.
- ↑ Легенда СССР: история гостиницы «Москва» . «Аргументы и Факты» (20 декабря 2014). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 29 мая 2017 года.
- ↑ Константин Михайлов. Пустота не так пуста, как кажется . «Журнальный зал» (2014). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 3 марта 2018 года.
- ↑ Ближний круг Сталина, 2005.
- ↑ Перейти обратно: 45,0 45,1 Степан Чаушьян. Москва по Сталину. Какой должна была стать столица по генплану 1935 года . «Аргументы и Факты» (10 июля 2015). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 16 мая 2017 года.
- ↑ История советской архитектуры, 1985, с. 101—102.
- ↑ Москва вековечная, 1997, с. 268.
- ↑ Перейти обратно: 48,0 48,1 Кирилл Яблочкин. Москва, которую мы потеряли. 7 уничтоженных столичных зданий . «Аргументы и Факты» (3 июня 2014). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 15 мая 2017 года.
- ↑ Подвижник, 1987, с. 21.
- ↑ У нас тут стояло . Lenta.ru (26 марта 2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 27 марта 2017 года.
- ↑ История храма (1812-2000). Разрушение (недоступная ссылка). Авторский сайт клирика Храма Христа Спасителя прот. Андрея Овчинникова (2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 8 мая 2017 года.
- ↑ Реабилитируют московскую старину, 1990.
- ↑ Елена Слободян. Какие станции московского метро были переименованы и почему? . «Аргументы и Факты» (10 апреля 2014). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 13 мая 2017 года.
- ↑ 1930-1953. Москва советская. Метро. Высотки. Население . domarchive.ru (2017). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 27 июня 2017 года.
- ↑ Советская энциклопедия, 1980, с. 58.
- ↑ Сталинские высотки — световые доминанты города, 2015, с. 88—89.
- ↑ О жилище будущего, 1970, с. 68—79.
- ↑ Айнур Карамов. Со сталинским размахом . Коммерсант.ru (16 февраля 2010). Дата обращения: 29 мая 2017. Архивировано 1 мая 2017 года.
- ↑ Мария Комарова. Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому . РБК (21 июля 2015). Дата обращения: 29 мая 2017. Архивировано 25 мая 2017 года.
- ↑ Архитектура имени вождя: 10 самых ярких зданий сталинского ампира в Москве (недоступная ссылка). РИА.Недвижимость (20 декабря 2013). Дата обращения: 29 мая 2017. Архивировано 22 июня 2017 года.
- ↑ Призраки генплана 1935 года. Следы нереализованных идей . moscowwalks.ru (29 июля 2014). Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 28 мая 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 62,0 62,1 Москва в генеральных планах: от болота у стен Кремля до третьего транспортного кольца (недоступная ссылка). «Стрелка» (2014). Дата обращения: 21 мая 2020. Архивировано 5 сентября 2019 года.
- ↑ Сталинская перестройка: московские хорды и центральные диаметры . История.рф (10 июля 2019). Дата обращения: 16 марта 2023.
Литература
- Беренде Я. К. Строительство Новой Москвы: меняющийся символ советской модерности // Новое литературное обозрение. — М., 2015. — № 3. — С. 18—29.
- Ильин Л. А. Великая школа // Архитектурная газета. — 1936. — № 38. — С. 2.
- Логинов А., Лопатин П. Москва на стройке. — М.: Молодая гвардия, 1955. — 464 с.
- Генеральный план реконструкции Москвы // Москва. Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 56—58.
- Десятников В. Подвижник // Огонёк. — 1987. — № 46. — С. 21.
- [coollib.com/b/349037/read Зодчие Москвы] / Сост.: М. И. Астафьева-Длугач, Ю. П. Волчок, А. М. Журавлев. — М.: Московский рабочий, 1988. — Т. 2. — 368 с. — ISBN ISBN 5-239-00057-3.
- История советской архитектуры (1917-1954 гг.). — М.: Стройиздат, 1985. — 256 с.
- Кильпе Т. Л. Основы архитектуры. — М.: Высшая школа, 1989. — С. 72—78.
- Мешков В. М. Москва вековечная. — М.: Книжная палата, 1997. — 672 с.
- Медведев Р. А. Ближний круг Сталина. Соратники вождя. — М.: Эксмо, Яуза, 2005. — 352 с.
- Окороков А. В. Речные трамвайчики. Ч. 1 // Журнал Института наследия. — 2015. — № 1.
- Остерман Н. А. О жилище будущего // Советская архитектура. — 1970. — № 19. — С. 68—79.
- Охитович М. От чего гибнет город // Строительство Москвы. — М., 1930. — № 1. — С. 9—11.
- Решетников В. Реабилитируют московскую старину // Известия. — 1990.
- Рогачев А. В. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг.. — М.: Центрполиграф, 2015. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.
- Сабсович Л. М. Социалистические города. — М.: Московский рабочий, 1930. — 131 с.
- Эйгель И. К истории построения и сноса храма Христа Спасителя // Архитектура и строительство Москвы. — 1988. — № 7. — С. 66.
- Шестаков С. С. Большая Москва. — М., 1925. — 41 с.
- Сталинские высотки — световые доминанты города // Вестник «Зодчий.21 век». — 2015. — № 3. — С. 88—93.
Ссылки
- Сталинская реконструкция Москвы (видео на YouTube)
- История Манежной площади // varlamov.ru