Соглашения в Осло
Соглашение в Осло (Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению) — двусторонние секретные переговоры в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) с целью урегулирования израильско-палестинского конфликта, проходившие под эгидой Норвегии.
Предшествующие события
На протяжении многих лет правительства Израиля вели переговоры с соседними арабскими государствами относительно судьбы территорий Иудеи и Самарии и Сектора Газа и отказывались вести переговоры непосредственно с ООП, которую Израиль считал террористической организацией, и которая поставила своей целью «ликвидацию Государства Израиль, изгнание из Палестины большинства еврейских переселенцев и создание демократического и светского государства»[1][2].
В 1974 году произошло укрепление статуса ООП в связи с объявлением Лигой арабских государств о признании ООП исключительным представителем палестинцев[3].
Соглашения на саммите в Кэмп-Дэвиде в 1978 году и Египетско-израильский мирный договор 1979 года, помимо всего, были направлены на учреждение системы самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа, что должно было со временем привести к переговорам по «окончательному статусу», но сами палестинцы в этих соглашениях не участвовали[4].
В 1987 году на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа началась Первая палестинская интифада — восстание палестинцев в период с 1987 по 1991 г., целью которой была провозглашена борьба против израильской оккупации территорий, завоёванных Израилем в ходе Шестидневной войны. Интифада привела к множеству жертв с обеих сторон конфликта.
В 1988 году Иордания отказалась от своих притязаний на Западный берег р. Иордан в пользу будущего палестинского государства[5], а годом ранее произошёл провал лондонских соглашений[6]. В связи с этим возникло сильное давление со стороны международного сообщества на Израиль и палестинцев, чтобы те провели переговоры для урегулирования конфликта.
В 1991 году состоялась Мадридская мирная конференция, где израильские представители встретились в первый раз с представителями палестинцев, которые были частью совместной иордано-палестинской делегации. Конференция, хотя и не принесла прямых практических результатов, имела значение, поскольку именно на ней все стороны фактически согласились с принципом «территории в обмен на мир»[7][8]. На конференции было решено провести прямые двусторонние переговоры между Израилем и соседними арабскими государствами.
В 1992 году Ицхак Рабин вновь был избран премьер-министром.
В течение 1993 года заместитель министра иностранных дел Йоси Бейлин, втайне от И. Рабина, инициировал секретные переговоры — сначала в Лондоне, а затем в Осло. С израильской стороны их вели преподаватель Хайфского университета Яир Гиршфельд и его бывший ученик, историк и журналист Рон Пундак. Переговоры были непосредственно с руководством ООП, несмотря на то, что встречи с ним были запрещены на тот момент согласно израильскому законодательству. С продвижением переговоров Йоси Бейлин докладывал об их ходе министру иностранных дел Шимону Пересу и по мере продвижения переговоров и их дальнейшему прогрессу — премьер-министру Ицхаку Рабину, который дал разрешение на их продолжение.
Содержание соглашений Осло
Соглашения Осло состоят из различных соглашений[9]:
Основные соглашения:
Первое соглашение
Первое соглашение было подписано тайно в Осло 20 августа 1993 г. Шимоном Пересом и Махмудом Аббасом.
9 сентября 1993 года Ицхак Рабин и Ясир Арафат, в преддверии подписания соглашений, обменялись письмами о взаимном признании через министра иностранных дел Норвегии Йохана Йоргена Хольста.
Ясир Арафат направил премьер-министру Израиля Ицхаку Рабину письмо, в котором от имени ООП были впервые заявлены следующие принципы[9]:
- признание права Израиля на существование в мире и безопасности;
- признание резолюций 242 и 338 Совета Безопасности ООН;
- обязательство по решению конфликта мирным путём;
- отказ от терроризма и других форм насилия;
- принятие ответственности за исполнение этих обязательств всеми элементами и структурами ООП;
- объявление недействительными пунктов Палестинской хартии, отрицающих право Израиля на существование;
- обязательство внести необходимые изменения Палестинской хартии на рассмотрение Палестинского национального совета.
Ответом Израиля на это письмо стало признание ООП как представителя палестинского народа на переговорах о мире.
13 сентября 1993 года в Вашингтоне, на лужайке Белого дома, на которой присутствовали президент США Билл Клинтон, премьер-министр Ицхак Рабин и председатель ООП Ясир Арафат, на торжественной церемонии Израиль и ООП подписали совместную Декларацию о принципах[10]. Сам документ был подписан Шимоном Пересом от правительства Израиля и Махмудом Аббасом от ООП. Декларация была засвидетельствована государственным секретарём США Уорреном Кристофером от США и министром иностранных дел Российской Федерации Андреем Козыревым от России. После подписания состоялось историческое рукопожатие между Арафатом и Рабином.
Декларация содержала основные параметры промежуточного соглашения о палестинском самоуправлении, согласованные между сторонами: немедленное установление палестинской автономии в секторе Газа и анклаве Иерихона, скорейшее распространение её на палестинских жителей Иудеи и Самарии, договорённость о создании палестинского правительства и выборах законодательного совета. Особое внимание Декларация уделила развитию экономического сотрудничества между Израилем и ООП[9].
1. Соглашение «Газа-Иерихон» было подписано в Каире 4 мая 1994 года и определило статус территории сектора Газа и анклава Иерихона площадью около 65 квадратных километров. Соглашение охватывает четыре основных области — меры безопасности, гражданские вопросы, правовые проблемы и экономические отношения. Соглашение предусматривает вывод израильских войск с упомянутых территорий, передачу властных полномочий от израильской Гражданской Администрации Палестинской национальной администрации (ПНА), описывает структуру и состав ПНА, её юрисдикцию и законодательные полномочия, её полицейский контингент и будущие отношения между ПНА и Израилем.
2. 29 августа 1994 года Израиль и ООП подписали Соглашение о подготовке передачи полномочий и сфер ответственности, ставшее следующей фазой реализации Декларации о принципах. Речь идёт о передаче ПНА ответственности в пяти областях: образование и культура, социальное обеспечение, туризм, здравоохранение и налогообложение. Реализация соглашения завершилась 1 декабря того же года. 27 августа 1995 года был подписан протокол о передаче ПНА ответственности за трудовые отношения, торговлю и промышленность, газ и топливо, страхование, почтовое обслуживание, статистику, сельское хозяйство и местное самоуправление.
Второе соглашение
28 сентября 1995 года в Вашингтоне было подписано Временное палестино-израильское соглашение по Западному берегу Иордана и сектору Газа, получившее неформальное название «Осло-2» и завершившее первый этап переговоров между Израилем и ООП. Главной целью соглашения было расширение палестинского самоуправления в Иудее и Самарии путём создания избранного органа власти автономии — Палестинского Совета — на промежуточный период сроком не более пяти лет со дня подписания соглашения «Газа-Иерихон» (до мая 1999 года). Это должно было позволить палестинцам самостоятельно вести свои внутренние дела, свести к минимуму трения между израильтянами и палестинцами и начать новый этап мирного сосуществования и сотрудничества, опирающегося на общие интересы и взаимное уважение. Одновременно соглашение должно было защитить интересы Израиля в сфере как стратегической безопасности, так и охраны жизни и имущества израильских граждан на контролируемых территориях. Временное соглашение наметило курс развития отношений Израиля и ООП. Семь приложений к нему касаются мер безопасности, выборов, гражданских вопросов, правовых проблем, экономического сотрудничества и освобождения палестинских заключённых. Это соглашение дало палестинцам самоуправление палестинских городах на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа, а также в 450 палестинских деревнях.
В рамках соглашения Осло территория Западного берега реки Иордан и Сектора Газа была разделена на три зоны[12].
Зона | Военный контроль | Гражданская администрация |
---|---|---|
A | ПНА | ПНА |
B | Израиль и ПНА | ПНА |
C | Израиль | Израиль |
Кроме того, около 10 000 палестинцев были набраны для исполнения полицейских функций, получив тысячи трофейных автоматов Калашникова.
5 октября 1995 года глава правительства Ицхак Рабин представил Кнессету соглашение Табы — Осло-2, подписанное 28 сентября 1995-го года. Кнессет поддержал эту договорённость большинством голосов (61 против 59)[13]. В своём выступлении Ицхак Рабин пояснил, что цель соглашений является предотвращение двунационального государства путём создания субъекта, который «меньше чем государство», и который будет самостоятельно управлять жизнью палестинцев под своим руководством. Рабин подчеркнул, что постоянное соглашение не будет возвращением к линиям 4 июня 1967 года, а сохранит единый Иерусалим, будут аннексированы поселенческие блоки и граница безопасности Израиля будет в Иорданской долине[14][15] .
4 ноября 1995 года был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Шимон Перес возглавил осуществление соглашений Осло II в передаче городов на Западном берег р. Иордан контролю ПНА.
Главные проблемы
Соглашения Осло были подорваны следующими событиями:.
- Непрекращающаяся террористическая активность Хамаса, Исламского джихада, Народного фронта освобождения Палестины и вооружённых формирований ФАТХ, полное бездействие властей ПНА как следствие неспособности и нежелания эффективного противодействия террору[16][17][18][19].
- Теракт в Пещере Патриархов (Хеврон), совершённый евреем против мусульман, во время которого было убито 29 молящихся мусульман в мечети Ибрагима (в Пещере Патриархов) и ещё более 150 получили ранения. Этот теракт был осуждён руководством Израиля и были приняты меры по обеспечению безопасности для молящихся (см. Гольдштейн, Барух).
- Серия тяжёлых терактов с использованием террористов-самоубийц в городах Израиля, привёдшая к большому количеству убитых и раненых, возросшая обеспокоенность о личной безопасности в израильском обществе[16][20].
- Соответствующие периоды блокады территорий ПНА после и для предотвращения терактов израильской армией приводят к экономическому упадку, вызывая ещё большую враждебность.
- Нежелание властей ПНА выдавать Израилю террористов и отпускание их из тюрьмы (власти ПНА арестовывали и заключали в тюрьму часть террористов[21][22], совершавших теракты против Израиля, но потом зачастую освобождали их. Подобная практика получила название «политики вращающихся дверей»[англ.]). В результате многие преступники продолжили свою террористическую деятельность[23][24][25][26][27][28].
- Обеспокоенность израильских властей в вопросе жизнеспособности договорённостей со службами безопасности ПНА и эффективности их кооперации в борьбе с террором.
- Основные спонсоры мирного процесса не в состоянии оказать ПНА требуемую экономическую помощь из-за процветающего взяточничества и коррумпированности всех её структур[29][30][31].
- Смена правительства в Израиле в мае 1996 года привела к отсрочке передислокации израильских войск в Хевроне, вооружённым столкновениям с жертвами с обеих сторон и выработке новых концепций по поводу переговоров об окончательном урегулировании.
- Активная поселенческая деятельность[32].
- Невыполнение параграфа, предоставляющего палестинцам право свободного проезда между Газой и Иерихоном, по причинам безопасности[33].
Стоимость соглашений для Израиля
По данным газеты Гаарец[34], соглашения привели к значительным положительным финансовым изменениям, в том числе ослабление арабского бойкота, подписание мирных договоров с арабскими странами и сокращение бюджета обороны на 20 и более процентов — это 100 миллионов шекелей, которые были инвестированы в хозяйство.
По данным, приводимым Моше Фейглиным в Фейсбуке, заместителем председателя Кнессета, стоимость соглашений для Израиля составила 423 миллиарда шекелей (около 121 млрд долларов), и каждый год тратится ещё 15,3 миллиарда шекелей (ок. 4,4 млрд долларов).
Вот как распределяются эти расходы:
- Перевод средств в ПНА — 86 миллиардов шекелей и 4,53 миллиарда ежегодно.
- Дополнительные расходы на общую службу безопасности — 28,5 миллиарда и 1,5 миллиарда ежегодно.
- Пограничной полиции в Иудее и Самарии — 13 миллиардов и 0,7 миллиарда ежегодно.
- Дополнительные силы ЦАХАЛ в Иудее и Самарии — 57 миллиардов и 3 миллиарда ежегодно.
- Необходимые после соглашений охранники в любом общественном месте — 68 миллиардов и 3.57 миллиарда ежегодно.
- Строительство объездных дорог — 20 миллиардов и 1 миллиард ежегодно.
- Разделительная стена — 4,7 миллиарда.
- Расходы и выплаты жертвам терроризма — 3,5 миллиарда.
- Операция «Защитная стена» — 14 миллиардов.
- Снижение доходов от туризма — 129 миллиардов и 1 миллиард ежегодно[35].
Литература
Полисар Д. Выбирая диктатуру. Ясир Арафат и формирование органов власти Палестинской администрации / Пер. с англ. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003.
Примечания
- ↑ Организация освобождения Палестины (недоступная ссылка). slovari.yandex.ru. Дата обращения: 14 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ Палестинская хартия (см. статьи 9, 15, 19, 21) . avalon.law.yale.edu. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 2 сентября 2011 года.
- ↑ Seventh Arab League Summit Conference Resolution on Palestine Rabat, Morocco 28 october 1974 (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано 18 мая 2012 года.
- ↑ Ближний Восток: история провалов . news.bbc.co.uk. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 9 сентября 2019 года.
- ↑ Обращение короля Иордании Хуссейна к нации 31 июля 1988 года . www.kinghussein.gov.jo. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 22 июля 2019 года.
- ↑ The Peres-Hussein London Agreement, 11 April 1987, section C, quoted in Shimon Peres, Battling for Peace: Memoirs, Orion Books, 1995, p. 423
- ↑ Itamar Rabinovich. Waging peace: Israel and the Arabs, 1948-2003 (англ.). — Updated and revised. — Princeton, NJ: Princeton University Press, 2004. — P. 36. — 326 p. — ISBN 0-691-11982-1. Архивная копия от 8 ноября 2014 на Wayback Machine
- ↑ Avi Shlaim. The Rise and Fall of the Oslo Peace Process // International Relations of the Middle East (англ.) / Fawcett, L. — 2nd Ed.. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — P. 242. — 356 p. — ISBN 0199269637. Архивная копия от 16 мая 2011 на Wayback Machine
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 ДВУСТОРОННИЕ ПЕРЕГОВОРЫ, сайт МИД Израиля . mfa.gov.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
- ↑ Arab Israeli Peace Agreement 1993 . www.britishpathe.com. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 26 ноября 2018 года.
- ↑ (הסכם טאבה (אוסלו ב . www.knesset.gov.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 11 августа 2020 года.
- ↑ Full text of The Israeli-Palestinian Interim Agreement on the West Bank and the Gaza Strip (Oslo II), September 28, 1995 . www.jewishvirtuallibrary.org. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 19 июня 2020 года.
- ↑ Кнессет тринадцатого созыва . knesset.gov.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 22 октября 2020 года.
- ↑ הודעת ראש הממשלה ושר הביטחון יצחק רבין במליאת הכנסת, על אישור הסכם ישראלי-פלשתיני בדבר הגדה המערבית ורצועת-עזה . www.knesset.gov.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 20 июня 2020 года.
- ↑ PM Rabin in Knesset- Ratification of Interim Agreement . www.mfa.gov.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
- ↑ 16,0 16,1 По данным МИД Израиля, за семь лет с момента подписания Соглашений Осло и до начала Второй интифады в результате террористических атак погибло 269 мирных граждан и солдат Израиля . www.mfa.gov.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 4 июня 2017 года.
- ↑ Roni Shaked. EXPOSE: HAMAS MURDERERS UNDER ARAFAT'S AEGIS (англ.). Yediot Ahronot (15.10.97). — Selected Articles on Terrorism, МИД Израиля. Дата обращения: 14 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ Roni Shaked. PALESTINIAN POLICEMAN SERVED AS GANG OF DEATH COMMANDER (англ.). Yediot (Mar 8, 1998). — Selected Articles on Terrorism, МИД Израиля. Дата обращения: 14 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ Nadav Shragai. Intelligence Sources: Hamas Members Who Planned Attacks are Serving in the Palestinian Security Forces (англ.). Ha'aretz (July 3, 1998). — Selected Articles on Terrorism, МИД Израиля. Дата обращения: 14 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ Кровавая статистика Войны Осло: За четыре года начавшейся в 2000 году Интифады Аль-Акса, согласно данным Шабака, погибли 1017 израильтян (включая солдат), и 5598 были ранены. За это время было совершено 138 терактов с участием смертников, выпущено 480 ракет «Касам» и 313 других ракет и снарядов (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано 11 ноября 2005 года.
- ↑ Arafat’s Men Arrest 100 Hamas Activists . www.nytimes.com. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 25 октября 2017 года.
- ↑ Analysis / Arafat’s nightmare: Israel bombs the jails . www.haaretz.co.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 8 июля 2006 года.
- ↑ Roni Shaked. ARAFAT'S SOFT HAND (англ.). Yediot Ahronot (Aug 1, 1997). — Selected Articles on Terrorism, МИД Израиля. Дата обращения: 14 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ Defending the Holy Land: A Critical Analysis of Israel’s Security and Foreign Policy. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2006 . books.google.com. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 5 апреля 2015 года.
- ↑ terrorism-info.org : The detention and rush release of terrorists: the revolving door policy under Arafat, October 24 , 2007 (недоступная ссылка). www.terrorism-info.org.il. Дата обращения: 5 мая 2011. Архивировано 5 мая 2011 года.
- ↑ Human Rights Watch: Palestinian Authority: End Torture and Unfair Trials, November 29, 2001 . www.hrw.org. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 8 ноября 2014 года.
- ↑ Profiles in terror: the guide to Middle East terrorist organizations By Aaron Mannes . books.google.com. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 5 апреля 2015 года.
- ↑ Israel and the Palestinians: A New Strategy, By Moshe Yaalon, Azure no. 34, Autumn 5769 / 2008 . www.azure.org.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 18 сентября 2010 года.
- ↑ Как пишет арабский журналист с Западного берега р. Иордан Х. Джаралла: «Палестинцы могли бы построить одну из лучших экономик в регионе после начала мирного процесса в 1993 году. Но вместо того чтобы использовать миллиарды долларов, которые были даны им американцами и европейцами на создание новых рабочих мест, руководство ООП украло большую часть средств, а позже обвинило Израиль в уничтожении палестинской экономики». . www.gatestoneinstitute.org. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 5 ноября 2013 года.
- ↑ С 1993 по 2002 годы в Палестинскую автономию было передано денег в расчёте на одного палестинца $1330. Для сравнения, в пересчёте на современный курс, по плану Маршалла каждый европеец «получил» лишь $272 . israelipalestinian.procon.org. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 6 ноября 2013 года.
- ↑ Европейский суд аудиторов (ЕСА) в очередном годовом отчёте в специальной главе планирует заявить, что не может установить судьбу нескольких миллиардов евро, которые были переведены Евросоюзом Палестинской администрации, в том числе — в Сектор Газа.. . stop-news.com. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ согласно данным бюро статистики — с 1995 года по 2012 год, количество поселенцев на Западном берегу р. Иордан выросло примерно 2,5 раза . www.cbs.gov.il. Дата обращения: 22 июля 2020. Архивировано 16 марта 2022 года.
- ↑ Соглашения в Осло (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ Йорам Габай. כולם מדברים על שלום, אף אחד לא מדבר על כסף (иврит). Гаарец. Дата обращения: 16 марта 2021. Архивировано 23 мая 2022 года.
- ↑ Куда уходят деньги в результате договора Осло . Дата обращения: 5 марта 2014. Архивировано 7 марта 2014 года.