Операция «Деревянная нога»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Операция «Деревянная нога»
Основной конфликт: часть израильско-палестинского конфликта
McDonnell Douglas F-15 Eagle, заправляющиеся в полёте от Boeing 707McDonnell Douglas F-15 Eagle, заправляющиеся в полёте от Boeing 707
Дата 1 октября 1985
Место Хаммам Шот, Тунис
Итог уничтожен штаб ООП
Противники

Флаг Израиля Израиль

НФОП — Внешние операции

Командующие

Флаг Израиля Шимон Перес

Силы сторон

8 F-15 Eagle
1 Boeing 707 (дозаправка в воздухе)

неизвестно

Потери

нет

47-71 человек убиты
около 100 человек ранены

Операция «Деревянная нога» (ивр.מבצע רגל עץ‏‎ Мивца Регель Эц) — налёт ВВС Израиля на штаб-квартиру Организации освобождения Палестины (ООП) в Хаммам Шотт, около Туниса, Тунис 1 октября 1985 года. С целью на расстоянии 2060 км от начальной точки, это была самая далёкая операция ЦАХАЛа после операции «Энтеббе» в 1976 году.

25 сентября 1985 года на борту яхты в районе Ларнаки (Кипр) были убиты три гражданина Израиля. Ответственность за убийство взяло на себя подразделение ООП Force-17[1]. В ответ на это израильская авиация совершила налёт на штаб-квартиру ООП в Тунисе, находившуюся там после Ливанской войны 1982 года.

Операция получила кодовое название «Деревянная нога» и была проведена 1 октября 1985 года. Удар наносили 8 истребителей-бомбардировщиков F-15. Ещё 2 самолёта F-15 находились в резерве на случай неисправности какого-либо самолёта из ударной группы. Самолёты преодолели 3000 км до цели с дозаправкой в воздухе от танкера Боинг 707[2]. Система ПВО Туниса не предприняла никаких мер противодействия налёту. В результате удара штаб-квартира была уничтожена, погибло около 60 активистов ООП. Правительство Туниса заявило, что имелись жертвы среди мирного населения.

Международная реакция на рейд была крайне негативной, осуждение последовало в том числе со стороны США, главного союзника Израиля. Совет Безопасности ООН в Резолюции 573 [3]также осудил налёт, охарактеризовал его как грубое нарушение хартии ООН и отметил право Туниса получить возмещение ущерба (репараций).

По мнению Ноама Хомского, в ответ на операцию был произведён захват пассажирского лайнера «Акилле Лауро» 7 октября того же года[4], однако в 2013 это было опровергнуто вдовой организатора захвата Абу Аббаса Рим аль-Нимер: она заявила, что акция готовилась 11 месяцев, а не неделю[5].

Примечания

  1. Yassin Musharbash. Force 17 — Israel’s new scapegoat (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 ноября 2009. Архивировано 27 июня 2002 года.
  2. October 1st, 1985 — The long reach of the IAF (недоступная ссылка — историякопия)
  3. Письмо Постоянного представителя Туниса при Организации Объединенных Наций от 1 октября 1985 года на имя Председателя Совета Безопасности (S/17509). undocs. Дата обращения: 22 октября 2019. Архивировано 12 октября 2019 года.
  4. Noam Chomsky. 'The world' according to Washington (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 ноября 2009. Архивировано 6 января 2010 года.
  5. Robert Fisk: How Achille Lauro hijackers were seduced by high life. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 9 апреля 2015 года.

Ссылки