Смешанная стоимость

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Инфографика по теме «Смешанная стоимость»

Смешанная стоимость (смешанная ценность)  — термин, относящийся к формирующейся концептуальной структуре, при которой некоммерческие организации, бизнес и инвестиции оцениваются на основе их способности создавать смесь финансовой, социальной[англ.] и экологической[англ.] ценности. Появление термина обычно приписывают Джеду Эмерсону (Jed Emerson), иногда он используется как синоним концепции тройного критерия.

В основе появления смешанных ценностных предложений лежит тот факт, что зачастую ценность не может быть разделена по указанным типам, и по сути находится более чем в одном измерении производительности. Например, под смешанной ценностью в случае коммерческих предприятий понимается социальное и экологическое воздействие на общество, наряду с традиционными финансовыми показателями деятельности предприятия. В том же контексте для некоммерческих организаций учитывается их финансовая эффективность и устойчивость в тандеме с социальными и экологическими показателями.

Смешанно-ценностный подход предполагает, что истинный показатель деятельности любой организации заключается в её способности целостно проанализировать все 3 составляющих своей деятельности.

Смешанная ценность на практике

5 «силосов» смешанной ценности

Смешанная ценность, по Джеду Эмерсону, может быть представлена в виде 5 секторов, или так называемых «силосных башен», в которых организации, чаще всего целенаправленно, ищут сочетание социальных, экологических и финансовых элементов деятельности[1].

В эти 5 «силосных башен» входят:

Смешанно-ценностные бизнес-модели

Организации, использующие смешанно-ценностные бизнес-модели активно стремятся к максимизации своей ценности для общества, также максимизируя свою финансовую эффективность. В качестве примера можно назвать кооперативы справедливой торговли кофе[англ.], создающие социальную ценность через гарантированные минимальные закупочные цены на кофе и прямые инвестиции в развитие сообщества. Способность такого кооператива создавать смешанную ценность зависит от его финансовой состоятельности. Прирост смешанной ценности свидетельствует о том, что все 3 компонента (социальный, финансовый, экологический) интегрированы в любое измерение ценности.

Другой пример — социальные предприятия, такие как индийская сеть глазных клиник Аравинд[англ.]. Клиники сети предлагают высокое качество лечения глаз, при скользящей шкале расценок — тех, кто не может позволить себе медицинскую помощь, лечат бесплатно, с остальных взимается плата. Даже после поведения лечения более 32 миллионов пациентов (большинство операций проведены бесплатно или на субсидии для бедных людей), клиники сети остаются весьма прибыльными предприятиями.[2] Их финансовая устойчивость, в сочетании с влиянием на здоровье миллионов сельских жителей Индии, позволяет Аравинду поддерживать высокий уровень смешанной ценности.

Цепи поставок

Бизнес-модели цепи поставок также должны учитываться при оценке смешанной добавленной стоимости. Для компании, торгующей одеждой, например, источники продукции с «потогонной фабрики[англ.]», вроде обрушившейся в 2013 году в Саваре — будет генерировать низкий уровень социальной ценности. Организации (коммерческие и некоммерческие), выдвигающие смешанно-ценностные предложения, должны тщательно выбирать поставщиков, которые, в свою очередь, также должны генерировать высокую смешанную стоимость; продолжая приведенный выше пример, можно отметить, что компания, выбирающая в качестве поставщика текстильную мануфактуру[англ.], работающую по принципам справедливой торговли, может обеспечить высокий уровень смешанной добавленной стоимости.

Смешанная стоимость в инвестировании

Джед Эмерсон предложил термин «смешанная стоимость» в контексте инвестирования социального воздействия для описания различных категорий отдачи, к которой должен стремиться инвестор. Эмерсон выдвигает идею о том, что измерение инвестиций только с точки зрения финансовой отдачи — это неискренние оценки реальности, потому что существуют социальные и экологические последствия, связанные с предпринимательской деятельностью[3]. Есть небольшое различие между бизнес-моделью, создающей смешанную стоимость, и инвестицией, также создающей смешанную ценность. Разницу можно объяснить на основе концепции дополнительности.

Дополнительность[англ.] — это добавленная стоимость, которую можно отнести к инвестициям (то есть, если инвестиции имеют высокую степень дополнительности, то большая часть воздействия организации может быть выделена и отнесена к определенному вливанию капитала). Обособление этой части предназначено для того, чтобы показать, как именно инвестиционный капитал создает различные уровни стоимости. Организации собирают сведения для того, чтобы сообщать о своих успехах своим инвесторам. Когда инвесторы стремятся к созданию смешанные ценности, они также стремятся к социальной, экологической и финансовой отдаче. Хотя на данный момент не существует единой стандартизированной системы измерения, чтобы определить эту отдачу для инвесторов, такие организаций как GIIN и GIIRS Архивная копия от 19 августа 2020 на Wayback Machine прикладывают усилия для создания набора инструментов измерения и показателей для целостной оценки инвестиций.

Существующие системы включают в себя:

Примечания

  1. Emerson, Jed Maximizing Blended Value– Building Beyond the Blended Value Map to Sustainable Investing, Philanthropy and Organizations.
  2. Mehta, Pavithra. Infinite Vision: How Aravind became the World's Greatest Business Case for Compassion (англ.). — San Francisco: Berrett Koehler, 2011. — ISBN 978-1-60509-979-8.
  3. Bugg-Levine, Antony. Impact Investing (неопр.). — Jossey-Bass, 2011.

Литература

  • Энтони Багг-Левин, Джед Эмерсон. Социально-преобразующие инвестиции. Как мы меняем мир и зарабатываем деньги = Impact Investing: Transforming How We Make Money While Making a Difference. — М.: Политическая энциклопедия, 2017. — 271 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-2063-3.