Социальный возврат на инвестиции
Социальный возврат на инвестиции (англ. Social return on investment, SROI) — основанный на определённых принципах метод измерения ценностей по отношению к затраченным ресурсам. Метод может использоваться для оценки эффективности инвестиций в социальные и экологические проекты. Анализ SROI стандартизирован и обеспечивает последовательный количественный подход к оценке воздействия проекта, бизнеса или политики. Анализ учитывает воздействия, которые, как правило, не имеют рыночной стоимости.
Определение
Согласно методологии ООН социальный возврат на инвестиции (SROI) ― это методология, которая позволяет глубже понять социальные, медицинские, экологические и экономические ценности, созданные рядом НПО, реализующих проекты по социальному контракту. Это основа для измерения и учёта ценностей, создаваемых программой или серией инициатив, помимо финансовой ценности. Она включает в себя социальные, медицинские, экологические и экономические затраты и выгоды. SROI ― это основанный на участии подход, ориентированный на бенефициаров, который использует финансовые показатели, определенные самими бенефициарами программы, для представления результатов, что позволяет рассчитать соотношение затрат и выгод. Например, соотношение проектов 1:4 указывает на то, что донорские инвестиции в размере $1 обеспечивают 4 % социальной ценности непосредственным бенефициарам программы[1].
Анализ социального возврата на инвестиции – это инструмент оценки воздействия, обеспечивающий фондам, компаниям, НКО и государству лучше понять воздействие своих благотворительных и общественных программ за счёт оценки всех результатов деятельности количественно и представить их в денежных единицах, чтобы продемонстрировать ценность, которую создают данные социальные программы[2].
История
В то время как термин SROI применяется в анализе выгод и затрат, методика расчёта социального возврата на инвестиции применительно к социальному предприятию впервые была описана в 2000 году фондом REDF[3] (Roberts Enterprise Development Fund) в статье за авторством Джеда Эмерсона под названием «Социальный возврат на инвестиции: изучение аспектов создания стоимости в некоммерческом секторе» (Social Return on Investment: Exploring Aspects of Value Creation in the Nonprofit Sector).[4] С тех пор подход стал учитывать изменения в корпоративной отчётности в области устойчивого развития, а также изменения в области учёта социального и экологического воздействия. Интерес к SROI вызван растущим признанием важности измерения показателей для управления воздействиями, которые не включаются в традиционные расчёты прибылей и убытков, и необходимостью учёта этих показателей при принятии решения об инвестировании и оценке эффективности инвестиций.
Методология SROI была разработана в 2002 году Фондом Уильяма и Флоры Хьюлетт[англ.] в партнёрстве с американскими, канадскими, британскими и голландскими специалистами в форме Карты смешанных ценностей (Blended Value Map). Группа разработчиков вновь собралась в 2006 году, чтобы подготовить и представить пересмотренную версию модели, которая была опубликована в книге Social Return on Investment: a Guide to SROI (2006). Британский фонд «(New Economics Foundation[англ.])» начал изучение способов, с помощью которых SROI можно было бы протестировать и применить в британском контексте, опубликовав «Руководство по социальному возврату на инвестиции» (DIY Guide to Social Return on Investment) в 2007 году.
В 2009 году была опубликована актуальная редакция Social Return on Investment: a Guide to SROI (2009). В феврале 2012 года в Потсдаме состоялась международная конференция сети SROI.
Принципы
В основе SROI лежат 7 принципов [2]:
- вовлекать стейкхолдеров (принимать решения о том, что и каким образом измеряется на основании информации, полученной у заинтересованных лиц и организаций (стейкхолдеров));
- понимать изменения (описывать изменения и оценивать их на основании собранных данных, учитывая как положительные, так и отрицательные, а также запланированные и незапланированные изменения);
- оценивать то, что действительно важно (использовать финансовые прокси для обозначения ценности результатов. Многие результаты не имеют рыночной стоимости, и в результате их ценность не учитывается);
- анализировать только существенные изменения (определить, какая информация и данные должны быть включены в расчёты для получения полной картины деятельности и предоставления стейкхолдерам возможности сделать обоснованные выводы о воздействии на них);
- не переоценивать (учитывать только те ценности, которые создала рассматриваемая организация);
- действовать прозрачно (показывать, что проведённый анализ является точным и обоснованным, а его результаты будут предоставлены стейкхолдерам для обсуждения и анализа);
- подтверждать полученные результаты (проводить независимую верификацию отчёта).
Этапы анализа социального возврата на инвестиции
Процесс анализа SROI состоит из 6 этапов[2]:
- Выбор объекта анализа и определение ключевых стейкхолдеров (задаются чёткие рамки анализа SROI. Определяются участники процесса оценки, организуется их участие).
- Составление карты результатов (совместно со стейкхолдерами разрабатывается карта результатов (или теория изменений), показывающая связи между вкладами в проект или деятельность, его продуктами и конечными результатами)
- Подтверждение результатов и монетизация (собираются данные для подтверждения или опровержения достижения результатов, затем проводится подбор денежных эквивалентов результатов, не имеющих общепризнанной рыночной стоимости (монетизация)).
- Оценка воздействия (из анализа исключаются изменения, не являющиеся следствием анализируемого воздействия).
- Расчёт SROI (все положительные результаты проекта или деятельности в денежном выражении суммируются, из них вычитаются все выявленные в процессе анализа отрицательные результаты. Итог сопоставляется с общей суммой инвестиций в проект или деятельность. Проводится анализ чувствительности построенной модели социального возврата на инвестиции к вариациям различных параметров).
- Отчёт, обсуждение и использование результатов (полученные результаты представляются стейкхолдерам для обсуждения, анализа и принятия решений о конкретных действиях на основании результатов оценки SROI. Проводится независимая верификация отчёта об оценке SROI. Принимается решение об использовании инструментов сбора данных о результатах проекта или деятельности в дальнейшем на постоянной основе, чтобы анализировать изменения SROI во времени и под воздействием новых факторов).
Расчёт SROI
Расчёт показателя SROI включает 5 основных этапа[2]:
- прогнозирование;
- расчет чистой приведенной стоимости;
- расчет показателя SROI:
- [math]\displaystyle{ SROI=\frac {NPV}{I} }[/math],
- где [math]\displaystyle{ NPV }[/math] ― чистая приведённая стоимость, [math]\displaystyle{ I }[/math] ― инвестиции, при этом используется общественная ставка дисконтирования.
- анализ чувствительности;
- расчёт срока окупаемости.
Потенциальные ограничения
- Преимущества, которые невозможно выразить в денежной форме: существуют некоторые результаты и последствия (например, повышенная самооценка, улучшенные семейные отношения), которые важны для заинтересованных сторон, но которые не могут быть монетизированы[5]. Чтобы включить эти блага в коэффициент SROI, потребуются прокси. Анализ SROI не должен ограничиваться получением одного числа, а рассматривается как основа для изучения социального воздействия организации, в котором монетизация играет важную, но не исключительную роль.
- Концентрация на монетизации: одна из опасностей SROI заключается в том, что исследователь может сосредоточиться на монетизации, не отслеживая остальные процессы, имеющие подчас решающее значение для доказательства воздействия[6].
- Требуются значительные ресурсы: SROI — метод времязатратный и ресурсоёмкий[7]. Легче всего его применять, когда организация уже измеряет прямые и долгосрочные результаты своей работы с людьми, группами или окружающей средой.
- Использование разных подходов при оценке одних и тех же эффектов. В настоящее время не существует единых принципов монетизации, поэтому в каждом случае метод монетизации выбирает аналитик, проводящий расчёт SROI, что приводит к сильной вариативности итоговых результатов. Анализ SROI является развивающейся областью[8], и по мере его развития возможно, что методы монетизации большего количества результатов станут доступными и что будет расти число людей, использующих одни и те же прокси.
См. также
- Анализ «затраты-полезность»
- Анализ рисков и выгод
- Анализ экономических последствий
- Анализ финансовых последствий
- Анализ «затраты—выгоды»
- Анализ эффективности затрат
Источники
- ↑ Методология социального возврата на инвестиции (СВИ) и анализа чувствительности тематических исследований//Социальный возврат на инвестиции в услуги, связанные с ВИЧ ― ПРООН 21.07.2021
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Руководство по оценке социального возврата на инвестиции//CAF Russia, Январь 2012 ― 76с. ― С.3,9,67-68
- ↑ Millar; Hall. Social Return on Investment (SROI) and Performance Measurement (англ.) // Public Management Review : journal. — 2012. — Vol. 15. — P. 923—941. — doi:10.1080/14719037.2012.698857.
- ↑ Emerson, Jed; Wachowicz, Jay; Chun, Suzi. Social Return Social Return on Investment: on Investment: Exploring Exploring Aspects of Aspects of Value Creation Value Creation in the Nonprofit in the Nonprofit Sector (англ.) : journal. — 2000. Архивировано 27 августа 2018 года.
- ↑ Social Return on Investment Position Paper, New Philanthropy Capital (2010) p. 6
- ↑ Arvidson et al (2010) The Ambitions and Challenges of SROI. TSRC Working Paper 49, pp. 9-10
- ↑ SROI Act II: A Call to Action for Next Generation SROI. Gair, C (2009) REDF pp. 6-7.
- ↑ Arvidson et al (2010) The Ambitions and Challenges of SROI. TSRC Working Paper 49, p. 3
Ссылки
- SROI . Социальные результаты и показатели. Дата обращения: 3 декабря 2018.
- Стоимостные подходы к оценке социальных программ. Оценка социально-экономической эффективности//Общая информационно-технологическая платформа для оценки социальных результатов (ПИОН), 27.09.2018
- Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт/Е.И. Андреева, И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская — М.: Издательство «Проспект», 2014. — 72 с. ― ISBN 978-5-98597-289-4
- Social return on investment. Accounting for value in the context of implementing Health 2020 and the 2030 Agenda for Sustainable Development//World Health Organization, 2017