Рига (аэропорт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Скулте (аэропорт)»)
ГАО «Международный Аэропорт „Рига“»
Starptautiskā lidosta «Rīga»
ИАТА: RIXИКАО: EVRA
Информация
Вид аэропорта гражданский
Страна  Латвия
Расположение Марупский край
Дата открытия 1974 (гражданский)
Владелец Правительство Латвии
Оператор RIX GH, TAV Airports
Узловой аэропорт для
Высота НУМ 11 м
Часовой пояс UTC+2
Летом UTC+3
Сайт riga-airport.com/ru
Карта
RIX (Латвия)
Точка
RIX
Расположение аэропорта на карте Латвии
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
18/36 3,200 асфальт/бетон
Статистика (2019)
Годовой пассажиропоток 7 798 382 чел.
Годовой грузопоток 27 265 тонн
Источники: Статистика[2]

Аэропорт Ри́га (латыш. Starptautiskā lidosta «Rīga»; ИАТАRIX, ИКАОEVRA) — международный аэропорт Риги, столицы Латвии. Расположен в 13 километрах от центра города, на территории Марупского края. Находится во владении Министерства сообщения Латвийской Республики. Оператор аэропорта — сам аэропорт (RIX GH) и турецкий холдинг TAV Airports (Havas Latvia).

Рижский аэропорт — самый крупный аэропорт в странах Прибалтики по объёму грузовых и пассажирских перевозок. По итогам 2019 года пассажиропоток аэропорта превысил 7,7 миллионов человек[2]. Аэропорт «Рига» обслуживает почти половину (49 %) всех пассажиров балтийских столиц (для сравнения, в 2016 году аэропорт Таллина (Эстония) обслужил 21 % всех пассажиров и аэропорт Вильнюса (Литва) обслужил 30 %).[источник не указан 1269 дней]

Является хабом для национальной авиакомпании Латвии airBaltic, а также для чартерной авиакомпании SmartLynx Airlines и лоукостера Ryanair (c 2022)[3]. В 2021 году о создании своей базы в Риге объявил Ryanair[3]. В аэропорту также базируются Raf-Avia, Inversija и Vip Avia.Прямыми рейсами из Рижского аэропорта можно добраться до 100 городов мира (на середину 2018), включая Лондон, Осло, Франкфурт, Хельсинки, Берлин, Стокгольм, Копенгаген, и все из них обеспечивают дальнейшую связь с трансконтинентальными воздушными маршрутами.[источник не указан 1269 дней]

История

Пассажирский аэровокзал был построен в Рижском районе в 1973 году с восточной стороны взлетно-посадочной полосы (ВПП) большого военного аэродрома МО СССР. Сам военный аэродром располагался в посёлке Скулте с западной части ВПП и продолжал функционировать вплоть до развала СССР. Гражданские воздушные суда использовали для взлёта и посадки ВПП этого военного аэродрома. Таким образом аэродром с 1973 года фактически стал аэродромом совместного базирования.[источник не указан 1269 дней]

В Скулте после 1945 года располагались большой военный аэродром, гарнизон и посёлок авиационной части. Здесь базировался 1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк Балтийского флота, который в 1941 году бомбил Берлин, взлетая с эстонского острова Сааремаа. Позднее здесь находились полк фронтовых бомбардировщиков Ил-28 Балтийского флота и 145-я отдельная противолодочная эскадрилья самолётов Ил-38 Балтийского флота[4].

На военном аэродроме Скулте до начала семидесятых годов базировался 1-й гвардейский минно-торпедный Клайпедский Краснознамённый авиационный полк. Лётчики этого полка первыми в Великую Отечественную войну, 7 августа 1941 года, наносили удары по Берлину. В военном городке близ аэропорта «Рига» позднее находились также лётный гарнизон морской авиации «Скулте» и база 145-й отдельной противолодочной авиаэскадрильи дальнего действия[5][4].

До строительства пассажирского аэровокзала в качестве аэропортов города Риги использовались:

  • аэропорт Спилве (с 1930 по 1986 год); в настоящее время используется в качестве аэродрома АОН, но по плану развития города планируется застроить эту территорию;
  • аэропорт Румбула. Был основан как военный аэродром после Второй мировой войны. Начиная с 1965 года обслуживал также пассажирские рейсы на крупных самолётах, для которых полоса в аэропорту Спилве была мала. Гражданские полёты были прекращены через год после постройки аэропорта Рига. В 1978 году был закрыт, военные самолёты перебазировались на аэродром Лиелварде. В наши дни территория бывшего аэродрома занята авторынком. В качестве своего рода «наследства», стоит упомянуть оставшееся загрязнение от бывших резервуаров для горючего, где на аэродроме хранился керосин. На территории аэродрома проходят полёты на парапланах.

Полная модернизация аэропорта Рига и строительство его южной части завершились в 2001 году, к празднованию 800-летия Риги.

На территории, прилегающей к аэропорту, работал созданный энтузиастом Виктором Талпой Рижский музей авиации под открытым небом; в нём представлены военные и гражданские летательные аппараты, преимущественно советского времени, среди которых Ту-134 авиакомпании Аэрофлот, Ту-154, Ми-6, Ту-22М1, МиГ-25РБС и другие уникальные образцы авиационной техники[6]. На данный момент, после судебных разбирательств, музей перенесён и функционирует под частным владением Виктора Талпы, находится по новому адресу — Skultes iela 35 (всё так же близ аэропорта Риги)[источник не указан 815 дней].

Современное состояние

Вид на лётное поле международного аэропорта «Рига» из зала ожидания

В 2006 году было завершено строительство северной части терминала, а также построен современный ангар для технического обслуживания и ремонта самолётов.

За всю историю аэропорта в нём ни разу не происходили серьёзные аварии.

В 2005 году в Мюнхене на конгрессе Европейской организации Международного совета аэропортов аэропорт «Рига» был признан лучшим в Европе в категории обслуживающих от одного до пяти миллионов пассажиров в год. Жюри оценивает аэропорты с точки зрения обслуживания пассажиров, самолётов, мер безопасности.

17 октября 2008 года по инициативе министра сообщения Айнара Шлесерса закончены работы по удлинению взлётно-посадочной полосы на 650 метров — до 3,2 км, теперь аэропорт может принимать практически все типы самолётов (полоса сдана в эксплуатацию 30 октября). Реализация этого проекта обошлась в 16,51 млн латов (23,58 млн евро).

В 2009 Международный аэропорт «Рига» впервые попал в рейтинг «Топ-100» аэропортов мира по количеству обслуженных пассажиров на международных рейсах в течение недели: по данным исследовательско-аналитического издания рынка авиационной индустрии OAG Aviation Solutions (OAG) разместился на 98 строчке, обслужив в течение недели с 24 по 30 августа 66,427 пассажиров международных рейсов, вылетающих из аэропорта.

В 2009 году прирост пассажиропотока Рижского аэропорта составил 10,2 %; в 2011 году — 9,5 %.[7]. В течение последних лет государственное акционерное общество «Международный аэропорт Рига» стало одним из наиболее быстро развивающихся аэропортов в Европе. Так в аэропорту в 2016 году было обслужено 5,4 млн пассажиров, 2018 — 7,06 млн, 2019 — 7,8 млн пассажиров[8][9]. Услуги воздушного груза и срочных посылок таких международных поставщиков как Lufthansa, Schenker BTL, DHL и TNT обеспечивают однодневную доставку в пределах Европы и двухдневную доставку для остальных стран мира[источник не указан 1307 дней]. Исследовательское общество воздушного транспорта (The Air Transport Research Society) признало аэропорт самым конкурентоспособным аэропортом в Европе, исходя из затрат и структуры тарифов на одного пассажира[источник не указан 1307 дней].

В 2019 году прошла реконструкция взлетно посадочной полосы впоследствии чего была построена новая рулежная дорожка. В 2021 году грузооборот аэропорта подстегнула электронная коммерция: объём переваленных грузов достиг 27,900 тонн, что на пятую часть больше, чем в 2020 году, даже на 2 % больше, чем в доковидном 2019-м. Одним из инструментов роста стал новый грузовой рейс в Гонконг, который выполняет международная экспедиторская компания Venipak дважды в неделю[10]. Было завершено строительство грузового терминала DHL площадью 4500 м².[10][11] В 2022 году было восстановлено дорожное покрытие Z3

Авиакомпании и пункты назначения

Bombardier CS300 airBaltic в аэропорту Рига
Boeing 737-800 Turkish Airlines в аэропорту Рига
Airbus A320-200 Wizz Air в аэропорту Рига
Boeing 737-800 Ryanair на перроне перед терминалом

По состоянию на январь 2019 года аэропорт Риги обслуживал рейсы следующих авиакомпаний (доля рынка показана на 2021 год[12]):

Авиакомпания Пункты назначения
Латвия airBaltic (доля в 2021 г. 57,2 %) Амстердам, Барселона, Берлин (Тегель), Биллунн, Брюссель (Национальный), Будапешт, Варшава (Шопен), Вена, Вильнюс, Гамбург, Гётеборг, Дублин (с 31 марта 2019), Дюссельдорф, Женева, Киев (Борисполь), Копенгаген, Ларнака, Лиепая, Лиссабон, Лондон (Гатвик), Мадрид, Малага, Милан (Мальпенса), Мюнхен, Осло (Гардермуэн), Паланга, Париж (Шарля де Голль), Прага, Рим (Фьюмичино), Стокгольм (Арланда), Таллин, Тампере, Тбилиси, Тель-Авив (Бен-Гурион), Турку, Франкфурт-на-Майне, Хельсинки, Цюрих, Штутгарт (c 31 марта 2019)
Сезонные: Абердин, Абу-Даби, Алма-Ата, Афины, Баку, Бордо, Венеция, Гданьск, Дубровник, Казань, Калининград, Катания, Львов (с 1 апреля 2019), Мальта, Ницца, Одесса, Ольбия, Пальма-де-Мальорка, Попрад, Рейкьявик, Риека, Родос, Салоники, Сплит, Ставангер , Марокко(с 30 октября 2022 года). Чартерные: Верона, Зальцбург
Греция Ellinair Летние: Салоники
Летние чартерные: Ираклион, Керкира
Финляндия Finnair
выполняется Финляндия Nordic Regional Airlines (доля в 2021 г. 1,4 %)
Хельсинки
Польша LOT Polish Airlines Варшава (Шопен)
Германия Lufthansa (доля в 2021 г. 1,8 %) Франкфурт-на-Майне
Норвегия Norwegian Air Shuttle (доля в 2021 г. 2,1 %) Копенгаген, Осло (Гардермуэн), Стокгольм (Арланда), Тронхейм
Сезонные: Берген
Ирландия Ryanair (доля в 2021 г. 21,2 %) Бергамо, Берлин (Шёнефельд), Бремен (до 29 марта 2019 года), Брюссель (Шарлеруа), Бургас, Восточный Мидландс, Глазго (Международный), Дублин, Жирона, Кёльн/Бонн, Лидс-Брадфорд, Лондон (Станстед), Мальта, Манчестер, Прага (со 2 апреля 2019 года), Хан, Эдинбург
Летние: Пафос
Швеция Дания Норвегия Scandinavian Airlines Стокгольм (Арланда)
Латвия SmartLynx Airlines (доля в 2021 г. 2,7 %) Чартерные: Анталья, Афины, Бургас, Ираклион, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Люксембург, Монастир, Тенерифе, Хургада, Шарм-эш-Шейх, Маскат , Варна
Турция Turkish Airlines (доля в 2021 г. 2,9 %) Стамбул (Ататюрк)
Узбекистан Uzbekistan Airways Ташкент (Южный)

Статистика

Статистика аэропорта Рига
Год Пассажиропоток, чел Грузопоток, тонн Изменения пассажиропотока, %
2019 7,798,382 27,265 +10.5 %
2018 7,056,089 28,256 +15.7 %
2017 6,097,434 25,525 +13.0 %
2016 5,401,243 19,760 +4.6 %
2015 5,162,149 18,863 +7.2 %
2014 4,813,959 32,984 +0.4 %
2013 4,793,045 53,540 +0.5 %
2012 4,767,764 32,953 −6.6 %
2011 5,106,926 12,665 +9.5 %
2010 4,663,647 12,294 +14.7 %
2009 4,066,854 9,431 +10.2 %
2008 3,690,549 7,669 +16.7 %
2007 3,160,945 8,130 +26.7 %
2006 2,495,020 12,558 +32.8 %
2005 1,878,035 15,896 +77.1 %
2004 1,060,426 8,751 +49.0 %
2003 711,753 +12.4 %
2002 633,332 +1.7 %
2001 622,647 +8.4 %
2000 574,356 +2.1 %
1999 562,383 +1,4 %
1998 554,628 +4,4 %
1997 531,199 +6.8 %
1996 497,124 +1.3 %
1995 490,607 +25.1 %
1994 392,065 +26.4 %
1993 310,132
1992
1991
1990
Источник: Riga International Airport[2][13]


Стоянки

На территории аэропорта «Рига» действуют одна краткосрочная (P1) и две долгосрочные (P3, P4) стоянки круглосуточно[14].

При аэропорте реализована услуга Park&Fly. Park&Fly — это круглосуточная автостоянка, которая находится в минуте езды от рижского аэропорта. Пассажир оставляет свою машину на Park&Fly, а его самого вместе с багажом бесплатно доставляют прямо к дверям аэропорта. По возвращении в аэропорт Рига, бесплатный автобус Park&Fly доставляет пассажира обратно к автомашине[15].

Транспорт

Остановка 22 автобуса в аэропорту Рига

От аэропорта до Риги можно добраться несколькими способами — на такси, на общественном транспорте и на маршрутном микроавтобусе Airport Express авиакомпании airBaltic.

  • Городской автобус 22-го маршрута связывает аэропорт с центром города (улица Абренес). Интервал движения — 10-30 минут[16]. Продолжительность поездки составляет 35 минут[17]. Билет на одну поездку приобретается у водителя (цена 2.00 евро) или в билетном автомате (1.15 евро).
  • Airport Express микроавтобус на выходе из терминала Е. Курсирует каждые полчаса. Путь до центра Риги занимает около 20 минут.

Судебные процессы

В мае 2014 года латвийское государство в лице аэропорта «Рига» проиграло в Лондонском арбитражном суде иск против Ryanair, за что ему пришлось выплатить авиакомпании 802 тысячи евро. Латвии не удалось доказать, что заключенный по инициативе министра сообщения Айнара Шлесерса в 2004 году договор между авиакомпанией и аэропортом, предусматривавший скидки на услуги аэропорта и аэронавигации при достижении порога в 500 тыс. пассажиров в год, был невыгодным. Суд удовлетворил практически все требования Ryanair и отклонил встречный иск аэропорта на 2 млн евро о не оплаченных счетах за услуги аэронавигации, которые по договору были включены в аэродромные сборы[18].

См. также

  • Рижский музей авиации — находился на территории Рижского аэропорта c 1997 года, один из самых крупных авиационных музеев в Европе. Перебазирован в связи со строительством терминала ответвления железной дороги Rail Baltica[6].
  • В 1965 году при Латвийском управлении гражданской авиации, на территории аэропорта «Рига», в здании учебно-тренировочного центра, был создан Клуб юных лётчиков имени Ф. А. Цандера. Клуб просуществовал вплоть до развала СССР.

Примечания

  1. Ryanair Announces New Base in Riga for Winter'21. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 8 января 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Riga International Airport - Итого за год (недоступная ссылка). riga-airport.com. Дата обращения: 3 октября 2017. Архивировано 23 сентября 2017 года.
  3. 3,0 3,1 Ryanair Launches New Base At Riga Airport (англ.). corporate.ryanair.com. Ryanair's Corporate Website (10 ноября 2021). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  4. 4,0 4,1 Мелконов, Юрий Юрьевич. Авиационный гарнизон в Скулте. Baltfort, военно-исторический журнал (24 марта 2013). Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  5. Встреча Андрея Мамыкина с жителями поселка Скулте. Дата обращения: 3 февраля 2022.
  6. 6,0 6,1 LETA. Рижский музей авиации переезжает в Скулте. press.lv (23 августа 2021). Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  7. Международный аэропорт «Рига» в 2011 году обслужил 5,107 млн пассажиров — на 9,5 % больше, чем в 2010 году, сообщили BNS в аэропорту. Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. Аэропорт «Рига» – второй среди самых быстроразвивающихся аэропортов Европы - Aэропорт «Рига». www.riga-airport.com. Международный аэропорт Рига (1 августа 2018). Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  9. Riga Airport becomes part of TOP 5 of Europe’s rapidly growing airports (англ.) ?. Baltic News Network - News from Latvia, Lithuania, Estonia (20 сентября 2017). Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  10. 10,0 10,1 E-commerce boosts Riga cargo traffic (англ.). Air Cargo News (11 января 2022). Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  11. Rachelle Harry. DHL set to build new cargo-handling facility at Riga Airport (англ.). Air Cargo News (11 ноября 2019). Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  12. AIRLINE MARKET SHARE* 2021 (англ.). Riga airport (24 января 2022). Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 25 января 2022 года.
  13. Pasažieru Statistika Starptautiskajā lidostā «Rīga» Архивная копия от 19 декабря 2009 на Wayback Machine, riga-airport.com
  14. Parking – Riga Airport - Riga Airport. www.riga-airport.com. Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  15. Autostāvvieta Park & Fly Airport Parking Latvija (латыш.). Park & Fly. Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 15 февраля 2022 года.
  16. Расписание отправления автобуса 22 от аэропорта. Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 6 декабря 2018 года.
  17. Расписание движения автобуса 22 по маршруту. Дата обращения: 20 декабря 2021. Архивировано 19 ноября 2020 года.
  18. LETA. Аэропорт "Рига" проиграл в Лондонском арбитражном суде дело против Ryanair. delfi.lv (13 мая 2014). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.

Ссылки