Вильнюс (аэропорт)
Аэропорт Вильнюс | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Vilniaus oro uostas | |||||||
| |||||||
| |||||||
ИАТА: VNO – ИКАО: EYVI | |||||||
Информация | |||||||
Вид аэропорта | гражданский | ||||||
Страна |
|
||||||
Расположение | Вильнюс, Киртимай, Йуодасис кяляс | ||||||
Дата открытия | 17 августа 1932 | ||||||
Владелец | Правительство Литвы | ||||||
Оператор | Lithuanian Airports | ||||||
Узловой аэропорт для | |||||||
Высота НУМ | 197 м | ||||||
Часовой пояс | UTC+2 | ||||||
• Летом | UTC+3 | ||||||
Сайт | vno.lt/ru/ | ||||||
Карта | |||||||
Расположение аэропорта на карте Литвы |
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
Статистика (2019) | |||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 5,004,922 чел. | ||||||
Годовой грузопоток | ▲ 13,974 тонн | ||||||
Взлётов/Посадок | ▲ 47,439 | ||||||
Источники: Статистика[1] |
Аэропорт Ви́льнюс (лит. Vilniaus oro uostas; ИАТА: VNO, ИКАО: EYVI) — международный аэропорт столицы Литвы, расположен в 7 километрах к югу от центра Вильнюс.
Является крупнейшим аэропортом в Литве (80 % пассажиропотока, 2017 г.) и вторым по загруженности аэропортом в Прибалтике (по итогам 2019 года аэропорт обслужил свыше 5 миллионов человек).[1]
Аэропорт является узловым для литовских чартерных авиакомпаний Heston Airlines, GetJet Airlines и Avion Express, лоукостеров Ryanair и Wizz Air, а также для авиакомпании airBaltic. Эксплуатантом аэропорта является государственная компания Lithuanian Airports.
История
Аэропорт начал свою работу 17 августа 1932 года. Первоначально аэропорт носил название «Вильно-Порубанек» (польск. Wilno-Porubanek) по названию близлежащей деревни Порубанек (сейчас район Киртимай). Сначала из аэропорта осуществлялись только внутренние рейсы на Варшаву и Львов. Затем, с 15 апреля 1939 года, и международные, на Каунас.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Vilnius_Airport_main_entrance.jpg&width=300)
4 октября 1954 года было завершено строительство первого здания аэровокзала, построенного в стиле сталинский ампир по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина и Геннадия Ёлкина. Здание с семью нишами главного западного фасада, в которых расположены скульптуры, с кессонными потолками, лепниной, рельефными колоннами в интерьере включено в Реестр культурного наследия Литвы и охраняется государством как объект регионального значения; код в Реестре 15877[2]. В настоящее время в старом здании расположен терминал прилёта.
В конце 1980-х годов старое здание уже с трудом справлялось с возросшим пассажиропотоком и было принято решение о постройке второго терминала. Оно было открыто в 1993 году; в нём расположился терминал вылета.
После вступления Литвы в Шенгенскую зону (2007) потребовалось построить третье здание, чтобы аэропорт соответствовал всем требованиям и правилам Шенгенского соглашения. Его открытие состоялось в 2007 году[3]. В настоящее время аэропорт может обеспечить пассажиропоток порядка 1,8 млн пассажиров при количестве полетов приблизительно 30 тыс. в год, не считая грузовых перевозок, объём которых уже превысил 5000 тонн в год.
В 2014 году были проведены исследования ВПП, которые выявили необходимость её реконструкции. Ремонт планировалось начать в 2016 году, но только в 2017 году была проведена значительная реконструкция (после этого ВПП прослужит еще 25 лет), аэропорт был закрыт на пару месяцев (многие рейсы были перенесены в Каунас)[4][5]. В 2021 году завершилась реконструкция рулежных дорожек и строительство северного перона. В 2022 году планируют начать строительство завода по переработке стоков от противооблединительной обработки самолетов, собранная жидкость на заводе будет преобразована для вторичного использования. Также был построен посылочный терминал DHL.
В 2019 году в 1,5 км от терминала аэропорта была установлена площадка для наблюдения за самолётами (англ. Planespotting). Площадка оборудована смотровой вышкой, сидячими местами с крышей и освещением, парковкой для автомобилей и детской площадкой. В 2021 году был открыт отремонтированный после реконструкции северный перрон и новые построены рулежные дорожки.В 2022 году начато строительство строительство завода по переработке стоков от противооблединительной обработки самолетов, собранная жидкость на заводе будет преобразована для вторичного использования которая завершится в 2023 году.4 ноября начаты подготовительные работы для строительства двухэтажного терминала пребытия которая завершится во второй половине года 2024 года.
Авиакомпании и пункты назначения
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Small_Planet_Airlines_Boeing_737-300_takes_off_from_Vilnius_Airport.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Wizz_Air%2C_HA-LYO%2C_Airbus_A320-232_%2834081937665%29.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Belavia%2C_EW-340PO%2C_Embraer_ERJ-175LR_%2833270711503%29.jpg&width=300)
По состоянию на март 2022 года из аэропорта Вильнюс выполняют рейсы следующие авиакомпании:
Грузовые авиакомпании
Статистика
Год | Пассажиропоток, чел. | Изменения | Рейсы |
---|---|---|---|
1992 | 248520 | ||
1993 | 230200 | –7,4 % | |
1994 | 352373 | +53,1 % | |
1995 | 355638 | +0,9 % | |
1996 | 370537 | +4,2 % | |
1997 | 410879 | +10,9 % | |
1998 | 461989 | +12,4 % | 16711 |
1999 | 480708 | +4,1 % | 18711 |
2000 | 521529 | +8,5 % | 17277 |
2001 | 584171 | +12,0 % | 18362 |
2002 | 634991 | +8,7 % | 17124 |
2003 | 719850 | +13,4 % | 18336 |
2004 | 964164 | +33,9 % | 23665 |
2005 | 1281872 | +33,0 % | 29193 |
2006 | 1451468 | +13.2 % | 29347 |
2007 | 1717222 | +18.3 % | 32840 |
2008 | 2048439 | +19.3 % | 37839 |
2009 | 1308632 | −36.1 % | - |
2010 | 1373859 | +4.98 % | 26106 |
2011 | 1712467 | +24.7 % | 27703 |
2012 | 2208099 | +28.94 % | 29995 |
2013 | 2661869 | +20.55 % | 32778 |
2014 | 2942670 | +10.55 % | 37254 |
2015 | 3336084 | +13,37 % | 39289 |
2016 | 3814001 | +14,33 % | 41304 |
2017 | 3761837 | ||
2018 | 4923000 | ||
2019 | 5004922 |
Транспортное сообщение
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Vilnius_airport_raiway_station.jpg&width=300)
Аэропорт связан с Вильнюсом:
- автобусным сообщением (приблизительно с 5:30 до 23:00):
- маршруты № 1 и 2 разными путями связывают аэропорт с железнодорожным вокзалом. Стоимость билета на август 2022 составляет 1€.
- маршрут № 88, проходя через центральную часть города, связывает аэропорт с площадью Европы;
- скорый маршрут № 3G, проходя через центральную часть города, связывает аэропорт со спальным микрорайоном Фабиёнишкес.
- железнодорожным сообщением: между железнодорожным вокзалом и аэропортом ходит автомотриса (рельсовый автобус) PESA 620M (18 рейсов в день (по расписанию 2020 г. с 4:55 до 20:30)[6])
- такси При помощи вызова такси через приложение Bolt, Дорога в город обойдётся всего от 4€ , зависимости от точки назначения. К слову стоимость билета в автобусе составляет 1€.
Международное сообщение с Ригой: из аэропорта в латвийскую столицу и обратно курсируют микроавтобусы компании flybus. Расписание привязано к прилётам и вылетам Wizz Air и Ryanair.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Vilnius airport statistics . Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 5 июня 2019 года.
- ↑ Vilniaus oro uosto pastatas (лит.). Kultūros vertybių registras. Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 9 июля 2021. Архивировано 19 ноября 2016 года.
- ↑ О Вильнюсском аэропорте Архивная копия от 6 мая 2014 на Wayback Machine на сайте «Привет Литва»
- ↑ Реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) Вильнюсского аэропорта (недоступная ссылка). Вильнюсский аэропорт. Дата обращения: 9 сентября 2017. Архивировано 9 сентября 2017 года.
- ↑ Vilnius Airport to be closed for a renovation until Aug. 17 . The Seattle Times (13 июля 2017). Дата обращения: 9 сентября 2017. Архивировано 21 августа 2017 года.
- ↑ Расписание Архивная копия от 23 апреля 2020 на Wayback Machine на сайте компании «Литовские железные дороги»
Ссылки
- Официальный сайт Архивная копия от 5 ноября 2017 на Wayback Machine (рус.) [1] Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine (лит.)
- Интервью с Генеральным директором Вильнюсского аэропорта Архивная копия от 2 июля 2019 на Wayback Machine
- Интервью с Коммерческим директором вильнюсского аэропорта Архивная копия от 23 августа 2018 на Wayback Machine