Симфония № 2 (Чайковский)
Симфония № 2 | |
---|---|
«Малороссийская» | |
Композитор | П. И. Чайковский |
Форма | симфония |
Тональность | До минор |
Дата создания | 1872 |
Место создания | Москва |
Номер опуса | 17 |
Номер по каталогу | TH 25 |
Первое исполнение | |
Дата | 7 февраля 1873 |
Место | Москва |
Симфония № 2 до минор, соч. 17 «Малороссийская» — симфония Петра Ильича Чайковского.
Написана в 1872 году. Премьера состоялась 7 февраля 1873 года в Москве под управлением Николая Рубинштейна.
История создания
Вторую симфонию Чайковский писал летом 1872 года, которое проводил в разных местах. Июнь прошел в украинском имении Каменка, у Давыдовых — родственников Петра Ильича по сестре, Александре Ильиничне. Каменка очень привлекала Чайковского, вдохновляла на создание и поиски новых музыкальных разработок. Не случайно в финале звучит знаменитая украинская народная песня Журавель. Позднее симфония получила известность под названием Малороссийской или «Симфонии с журавлём». Выехав из Каменки, Чайковский пробыл несколько дней в Киеве, в июле же гостил у старого друга Владимира Шиловского. Только во второй половине августа возвратился в Москву, здесь симфония и была закончена. В первый месяц осени и октябре, по выражению самого Чайковского, «с остервенением занимался инструментовкой». Завершив работу над симфонией, он повёз показывать её в Петербург. Об этой поездке Пётр Ильич в феврале 1873 года сообщал брату: «Когда я был в Петербурге, то играл финал на вечере у Римского-Корсакова, и вся компания чуть-чуть не разорвала меня на части от восторга»[1].
Премьера состоялась 26 января 1873 года в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна. На следующий же день композитор писал Стасову: «По правде сказать, я не особенно доволен первыми тремя частями, но самый «Журавель» вышел ничего себе, довольно удачен»[2].
К состоявшемуся вскоре - 27 марта (8 апреля по новому стилю) второму исполнению Чайковский сделал некоторые изменения в оркестровке.
Однако через семь лет, в конце 1879 года, решительно пересмотрел симфонию, нашёл в ней, наряду с удачными эпизодами, много слабого, назвал симфонию незрелой и посредственной и сжёг партитуру. В течение нескольких дней была выполнена новая редакция симфонии — переписана первая часть, кроме оставшейся в неприкосновенности интродукции, переделано скерцо, значительно сокращён финал. В неизменённом виде осталось лишь анданте. В новой редакции симфония была впервые исполнена 31 января 1881 года в Петербурге под управлением дирижёра и аккомпаниатора, руководителя концертов РМО Карла Зике. Успех был очень велик, однако никто из критиков не отметил в своих статьях разницы по сравнению с музыкой, звучавшей восемь лет назад.
Музыка
Первая часть начинается медленным вступлением, тут слышны мотивы украинского варианта известнейшей русской народной песни «Вниз по матушке по Волге». Смена проходит быстро, меняются очертания, главная партия выдержана в классических бетховенских традициях. Видны полёт и мечтательность, формы обретают новый вид, сменяющийся противоборством, но возвращающийся к исходной точке. Очень хорошо это отражено в коде, партия соло валторны возвращает нас к истокам на малую Родину.
Вторая часть представляется нам сценой, крайние разделы которой основаны на сцене свадебного шествия из ранней, уничтоженной композитором оперы «Ундина» по Жуковскому, а средний раздел — на мелодии русской народной песни «Пряди, моя пряха». Марш кажется наивным, как в детской игре, его обличье смягчено вариациями струнных и деревянных духовых. Возникает образ удивительной прелести, трогательной чистоты и наивности.
Третья часть — музыкальный кабак, очень шустро и легко проносятся мимо одурманенные, и только где-то вдалеке в конце комнаты слышны голоса уснувших. Весёлое сопровождение скрипок, ритмическая пульсация, при которой мелодические обороты все время меняются. Созданы индивидуальные моменты, взлетающие из общего звучания. Временами мелькают в общем движении нотки обиды, угрозы, страха, но возвращается музыка первого раздела, и всё уносится в буйном веселье.
Финал — в нём господствует тема песни «Журавель» (эта тема ещё раз была использована Чайковским в Симфонии ми-бемоль мажор[3]), начало торжественно и величественно, но не покидающее чувство картинки не даёт покоя. Представляются сцены ярмарки, мелодия в стремительном и задорном движении. Нежные моменты с предупреждением о чём-то, создан романтический образ. Заключение — безудержное ликование, нарастающая динамика мелодии возносит на новые высоты, зовущие к великим начинаниям.
Состав оркестра
- Деревянные духовые
- Флейта пикколо
- 2 флейты
- 2 гобоя
- 2 кларнета (B, C)
- 2 фагота
- Медные духовые
- 4 валторны (F)
- 2 трубы (C)
- 3 тромбона
- Туба
- Струнные
- I и II скрипки
- Альты
- Виолончели
- Контрабасы
Структура произведения
- Анданте sostenuto. Allegro vivo.
- Andantino marziale, quasi moderato.
- Скерцо. Allegro molto vivace.
- Финал. Moderato assai.
Первая часть, центральный раздел которой представляет упругое, классически сжатое и динамичное сонатное allegro, обрамлена медленным вступлением и заключением, основанными на широкой протяжной песенной мелодии украинского происхождения. В развёрнутом по масштабу вступительном Andante sostenuto эта тема изложена в виде ряда остинатных вариаций, чередующихся с эпизодами развивающего типа. Затем она снова появляется в разработке, переплетаясь с отдельными мотивами побочной партии, что дает повод для сложных контрапунктических комбинаций. Завершается первая часть кратким проведением той же темы в её первоначальном виде.
Вторая часть, напоминающая причудливое сказочное шествие, уводит в иную образную сферу, но в среднем её разделе фольклорная тема возвращается — звучит мелодия русской народной песни «Пряди, пряха», интонационно близкая к предыдущей, благодаря чему перебрасывается арка от первой части.
Стремительное скерцо с его «тревожной фантастикой» (Асафьев) и прихотливой игрой света и тени — единственная часть симфонии, в которой нет фольклорного тематизма. Однако тема трио очень напоминает короткие шуточные попевки типа «дразнилок», а изложение её деревянными духовыми с поддержкой валторны создаёт подобие народного ансамбля рожечников или дударей.
Увенчивает симфонию монументальный финал на тему украинской шуточной народной песни «Журавель».
Известные аудиозаписи
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
- 1940 — Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижёр Игорь Стравинский[4].
- 1967 — Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов[4].
- 1979 — Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Герберт фон Караян[4].
- 2008 — Мельбурнский симфонический оркестр, дирижёр Олег Каэтани.
- 2011 — Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Валерий Гергиев.
Примечания
- ↑ Чайковский П. И. Письма к родным. — М., 1940. — Т. 1. — С. 192.
- ↑ П. И. Чайковский — В. В. Стасову, 27 января 1873 года . Дата обращения: 18 мая 2017. Архивировано 30 сентября 2017 года.
- ↑ Рабинович Д. А. Возрождённая симфония // Советская музыка : Журнал. — М.: Композитор, 1957. — Т. 5 (222). — С. 132—133. — ISSN 2686-9284.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Симфония №2 до минор (1872-73/1879-80), Op. 17 - Чайковский, Пётр Ильич - слушать онлайн, скачать, ноты . classic-online.ru. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.