Септаккорд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.

С точки зрения классической музыки, добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма. В современной музыке септаккорды используются гораздо шире.

Звуки, или тоны, образующие септаккорд, именуются следующим образом: основной тон или «примовый» равен нижнему звуку септаккорда, терцовый равен звуку после основного тона, образует терцию. Квинтовый тон равен звуку после терцового тона, образует квинту вкупе с основным тоном, септимовый тон равен звуку после квинтового тона, вместе с основным тоном образует септиму, которая может быть малой, большой, и уменьшенной в зависимости от септаккорда.

Виды

По строению

Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов:

Название Трезвучие Септима Терции Обозначение Лад Ступень извлечения в мажорном ладу
1-я 2-я 3-я
<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {

< c' e' g' b' >1 < c' es' g' b' >1 < c' e' gis' b' >1 < c' e' g' bes' >1 < c' es' g' bes' >1 < c' es' ges' bes' >1 < c' es' ges' beses' >1 } \addlyrics {"1" "2" "3" "4" "5" "6" "7"}</score>

1. Большой мажорный мажорное большая Б м Б Cmaj7, CM7, CΔ, CΔ7 Тональный диатонический натуральный лад 1, 4
2. Большой минорный минорное большая м Б Б Cmmaj7, CmM7, CmΔ, CmΔ7, C-Δ7 Тональный диатонический натуральный лад 6
3. Большой Увеличенный септаккорд увеличенное большая Б Б м C5+/maj7, Cmaj7 (♯5), C+M7, C+Δ7 Тональный условно - диатонический гармонический лад 1, 6
4. Малый мажорный (доминантсептаккорд) мажорное малая Б м м C7 Тональный диатонический натуральный лад 5
5. Малый минорный минорное малая м Б м Cm7, Cmin7, C-7 Тональный диатонический натуральный лад 2, 3, 6
6. Малый уменьшенный септаккорд уменьшённое малая м м Б CmØ, C-7 (♭5) Cm7-5 Cm7(b5) Тональный условно - диатонический дважды гармонический лад 2, 3, 4
7. Уменьшённый уменьшённое уменьшённая м м м 7, Cdim7 Тональный условно - диатонический дважды гармонический лад 2

По расположению в ладу

В натуральном мажоре
Название Терции Обозначение
1-я 2-я 3-я
<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {

< d' f' a' c >1 < g' b' d f >1 < b' d f a >1 }</score>

Септаккорд II ступени ― один из основных аккордов субдоминантовой функции. Этот аккорд и его обращения допускают разнообразные альтерации. В натуральном мажоре септаккорд II ступени по структуре «малый минорный», в гармоническом миноре и мажоре ― «малый с уменьшенной квинтой» м б м II7
Септаккорд V ступени (доминантсептаккорд) ― основной аккорд доминантовой функции, на разрешение которого опирается вся мажоро-минорная система ладов. Имеет структуру «малого мажорного септаккорда» б м м V7
Септаккорд VII ступени (вводный септаккорд) ― аккорд доминантовой группы, но более слабый, чем доминантсептаккорд. В гармоническом мажоре и миноре имеет структуру «уменьшенного септаккорда». В натуральном мажоре звучит как «малый с уменьшенной квинтой септаккорд» и

используется гораздо реже. Обозначения в гармоническом мажоре и миноре: умVII. Обозначение в натуральном мажоре: мVII.

м м б VII7
УмVII7

Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации), а также VII натуральной в миноре и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название «побочных»[1] или «секвенцаккордов».

Обращения

Пример большого мажорного септаккорда от тоники «до»
Обращение Название аккорда Состав Обозначение
<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {

< c' e' g' b' >1 < e' g' b' c >1 < g' b' c e >1 < b' c e g >1 }</score>

Основной аккорд Септаккорд б. 3 + м. 3 + б. 3 Cmaj7
Первое Квинтсекстаккорд м. 3 + б. 3 + м. 2 C65
Второе Терцквартаккорд б. 3 + м. 2 + б. 3 C43
Третье Секундаккорд б. 2 + б. 3 + м. 3 C2

См. также

Примечания

Литература