Малый септаккорд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Шаблон:Аккорд Ма́лый се́птаккорд[1][2]септаккорд, состоящий (от основания) из малой терции, уменьшённой квинты и малой септимы[3][4]. По-другому описывается как состоящий из двух малых терций и одной большой терции. Названием обязан малой септиме — интервалу между крайними звуками описываемого аккорда.

Терминология

Термин «малый септаккорд» для описываемого созвучия зафиксирован в качестве нормативного в специализированных музыкальных справочниках и универсальных российских энциклопедиях XX — XXI веков[1][2][5]. Эта же норма используется в учебных пособиях по элементарной теории музыки и гармонии, выпущенных во второй половине XX века, например, в популярных (неоднократно переиздававшихся) учебниках И. В. Способина[6] и В. А. Вахромеева[4]. В учебнике ЭТМ Б. Алексеева и А. Мясоедова (1986) малый септаккорд именуется «малым септаккордом с уменьшённой квинтой»[7]. В учебнике «Практическое руководство по музыкальной грамоте» (1957) Г. Фридкин использует термин «малый вводный септаккорд»[8] по отношению к септаккорду, построенному на VII ступени натурального мажора, однако не называет таким же термином структурно идентичный септаккорд на II ступени натурального и гармонического минора.

Обращения

Малый септаккорд от звука «до»
Обращение Название аккорда Состав
<score>\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {

< c' es' ges' bes' >1 < es' ges' bes' c >1 < ges' bes' c es >1 < bes' c es ges >1 }</score>

Основной аккорд Малый септаккорд м. 3 + м. 3 + б. 3
Первое Малый квинтсекстаккорд м. 3 + б. 3 + б. 2
Второе Малый терцквартаккорд б. 3 + б. 2 + м. 3
Третье Малый секундаккорд б. 2 + м. 3 + м. 3

Обращениями малого септаккорда (как и любого другого спетаккорда) являются квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Например, малый септаккорд от ноты ля (Am7-5) и его обращения состоят из нот ля, до, ми-бемоль и соль, и звучат как одновременно взятые уменьшённое трезвучие от ноты ля и малое трезвучие от ноты до.

Джазовая цифровка

Полууменьшённый септаккорд от ноты «до»

В эстрадной цифровке обозначается как минорный септаккорд с добавлением символа пониженной пятой ступени (-5 или b5). Например, полууменьшённый септаккорд от ноты ля обозначается Am7-5 или Am7b5[9]. Ещё одним распространённым обозначением полууменьшённого септаккорда является круг с диагональной линией, например Cø.

Терминология и символы для обозначения этого аккорда отличаются от обычных. Так как Adim обозначает уменьшённое трезвучие, а A7 — мажорное трезвучие с малой септимой, ожидаемым обозначением Adim7 было бы уменьшённое трезвучие с малой септимой. На самом деле Adim7 обозначает уменьшённое трезвучие с уменьшённой септимой (уменьшённый септаккорд), поэтому и был введён символ «ø».

Малый септаккорд в мажорно-минорной тональности

Строится на VII ступени натурального мажора, на II ступени натурального и гармонического минора.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.22.
  2. 2,0 2,1 Аккорд // Большая российская энциклопедия. Т.1. М., 2005, с.342.
  3. Способин И. В. Элементарная теория музыки. М., 1963, с. 81.
  4. 4,0 4,1 Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. М., 1962, с. 159.
  5. Аккорд Архивная копия от 1 апреля 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); Дата обращения: 30.05.2019.
  6. Способин И. В. Элементарная теория музыки. М., 1963, с. 81.
  7. Алексеев Б., Мясоедов А. § 70. Септаккорды // Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1986. — С. 144. — 240 с.
  8. Г. Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. — С. 250..
  9. Игорь Бойко. Полууменьшённые септаккорды. Guitar.ru (13 сентября 2000). — Уроки guitar.ru. Дата обращения: 24 мая 2010. Архивировано 11 мая 2012 года.