Малый септаккорд
Шаблон:Аккорд Ма́лый се́птаккорд[1][2] — септаккорд, состоящий (от основания) из малой терции, уменьшённой квинты и малой септимы[3][4]. По-другому описывается как состоящий из двух малых терций и одной большой терции. Названием обязан малой септиме — интервалу между крайними звуками описываемого аккорда.
Терминология
Термин «малый септаккорд» для описываемого созвучия зафиксирован в качестве нормативного в специализированных музыкальных справочниках и универсальных российских энциклопедиях XX — XXI веков[1][2][5]. Эта же норма используется в учебных пособиях по элементарной теории музыки и гармонии, выпущенных во второй половине XX века, например, в популярных (неоднократно переиздававшихся) учебниках И. В. Способина[6] и В. А. Вахромеева[4]. В учебнике ЭТМ Б. Алексеева и А. Мясоедова (1986) малый септаккорд именуется «малым септаккордом с уменьшённой квинтой»[7]. В учебнике «Практическое руководство по музыкальной грамоте» (1957) Г. Фридкин использует термин «малый вводный септаккорд»[8] по отношению к септаккорду, построенному на VII ступени натурального мажора, однако не называет таким же термином структурно идентичный септаккорд на II ступени натурального и гармонического минора.
Обращения
Обращение | Название аккорда | Состав |
---|---|---|
<score>\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {
< c' es' ges' bes' >1 < es' ges' bes' c >1 < ges' bes' c es >1 < bes' c es ges >1 }</score> | ||
Основной аккорд | Малый септаккорд | м. 3 + м. 3 + б. 3 |
Первое | Малый квинтсекстаккорд | м. 3 + б. 3 + б. 2 |
Второе | Малый терцквартаккорд | б. 3 + б. 2 + м. 3 |
Третье | Малый секундаккорд | б. 2 + м. 3 + м. 3 |
Обращениями малого септаккорда (как и любого другого спетаккорда) являются квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Например, малый септаккорд от ноты ля (Am7-5) и его обращения состоят из нот ля, до, ми-бемоль и соль, и звучат как одновременно взятые уменьшённое трезвучие от ноты ля и малое трезвучие от ноты до.
Джазовая цифровка
В эстрадной цифровке обозначается как минорный септаккорд с добавлением символа пониженной пятой ступени (-5 или b5). Например, полууменьшённый септаккорд от ноты ля обозначается Am7-5 или Am7b5[9]. Ещё одним распространённым обозначением полууменьшённого септаккорда является круг с диагональной линией, например Cø.
Терминология и символы для обозначения этого аккорда отличаются от обычных. Так как Adim обозначает уменьшённое трезвучие, а A7 — мажорное трезвучие с малой септимой, ожидаемым обозначением Adim7 было бы уменьшённое трезвучие с малой септимой. На самом деле Adim7 обозначает уменьшённое трезвучие с уменьшённой септимой (уменьшённый септаккорд), поэтому и был введён символ «ø».
Малый септаккорд в мажорно-минорной тональности
Строится на VII ступени натурального мажора, на II ступени натурального и гармонического минора.
Этот раздел не завершён. |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.22.
- ↑ 2,0 2,1 Аккорд // Большая российская энциклопедия. Т.1. М., 2005, с.342.
- ↑ Способин И. В. Элементарная теория музыки. М., 1963, с. 81.
- ↑ 4,0 4,1 Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. М., 1962, с. 159.
- ↑ Аккорд Архивная копия от 1 апреля 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); Дата обращения: 30.05.2019.
- ↑ Способин И. В. Элементарная теория музыки. М., 1963, с. 81.
- ↑ Алексеев Б., Мясоедов А. § 70. Септаккорды // Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1986. — С. 144. — 240 с.
- ↑ Г. Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. — С. 250..
- ↑ Игорь Бойко. Полууменьшённые септаккорды . Guitar.ru (13 сентября 2000). — Уроки guitar.ru. Дата обращения: 24 мая 2010. Архивировано 11 мая 2012 года.