Вводный септаккорд
Вводный септаккорд (или септаккорд VII ступени) — септаккорд, строится на VII ступени лада. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7[1].
Обращения
Обращение | Название аккорда | Состав | Обозначение |
---|---|---|---|
<score>\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {
< b' d f a >1 < d f a b >1 < f a b d' >1 < a b d f >1 }</score> | |||
Основной аккорд | Вводный септаккорд | м. 3 + м. 3 + б. 3 | VII7 |
Первое | Вводный квинтсекстаккорд | м. 3 + б. 3 + б. 2 | VII65 |
Второе | Вводный терцквартаккорд | б. 3 + б. 2 + м. 3 | VII43 |
Третье | Вводный секундаккорд | б. 2 + м. 3 + м. 3 | VII2 |
Описание
В септаккорд VII ступени входят все неустойчивые ступени тональности.
Вводный септаккорд и доминантсептаккорд имеют три общих звука, поэтому для получения звучности диссонирующей доминанты необходимо септиму вводного септаккорда повести на секунду вниз.
Виды вводного септаккорда
В зависимости от лада вводный септаккорд может быть малым (в натуральном мажоре) или уменьшенным (в гармоническом мажоре или миноре). В натуральном миноре септаккорд VII ступени не применяется, вместо него образуется доминантсептаккорд параллельного мажора.
Малый вводный септаккорд
Малый вводный септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажорного лада, состоит из уменьшённого трезвучия и большой терции, или из двух малых терций и большой терции[2] — это малый септаккорд с уменьшенной квинтой (полууменьшённый). В состав аккорда входит доминантовый тритон тональности.
Уменьшённый вводный септаккорд
Уменьшенный вводный септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора или минора, состоит из уменьшённого трезвучия и малой терции, или из трёх малых терций — это уменьшённый септаккорд. В состав аккорда входят обе уменьшённые квинты тональности.
Разрешение
Во избежание нежелательного параллельного движения квинтами II ступень лада, являющаяся терцовым тоном вводного септаккорда, при разрешении в тонику переходит в III ступень, а не в I. В итоге септаккорд VII ступени разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоением терцового тона.