Большой минорный септаккорд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Шаблон:Аккорд

Большой минорный септаккордсептаккорд, состоящий из малой, большой и большой терций, образующийся с помощью добавления к минорному трезвучию большой терции[1].

Общая информация

Большой минорный септаккорд строится на IV ступени гармонического мажора и разрешается через доминантсептаккорд. Также строится на I ступени гармонического минора и разрешается через септаккорд II ступени[2].

Большой минорный септаккорд в гармоническом миноре и гармоническом мажоре

Считается, что минорные септаккорды звучат мягче простых минорных аккордов, и имеют характерную джазовую окраску[3].

Большой минорный септаккорд обозначается как m+7.

Обращения

Обращениями большого минорного септаккорда являются квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, состоящие из малых и больших терций, а также малой секунды, являющейся обращением большой септимы.

Интервальное строение обращений большого минорного септаккорда
Основной аккорд большой минорный септаккорд м. 3+ б. 3 +б. 3
Первое обращение большой минорный квинтсекстаккорд б. 3 + б. 3 + м. 2
Второе обращение большой минорный терцквартаккорд б. 3 + м. 2 + м. 3
Третье обращение большой минорный секундаккорд м. 2 + м. 3 + б. 3

Например, большой минорный септаккорд от ноты до (Cm+7) и его обращения состоят из нот до, ми-бемоль, соль и си, и звучат как одновременно взятые минорное трезвучие от ноты до и увеличенное трезвучие от ноты ми-бемоль.

В классической музыке

Большой минорный септаккорд появляется в классической музыке, но он используется больше в период позднего романтизма, чем в эпоху классицизма и барокко. Однако пример этого аккорда можно найти в последнем такте «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Септаккорд возникает на первой, сильной доле, но разрешается в до минор. Музыковед Джон Элиот Гардинер характеризует этот аккорд как «неожиданный и почти мучительный диссонанс <…> инструменты настаивают на звучании резкого септаккорда, прежде чем в конечном итоге раствориться в каденции»[4].

Завершающие такты «Страстей по Матфею», аудио
Последние такты «Страстей по Матфею»

Примечания

  1. Юрий Чугунов. Гармония в джазе / Редактор А. Вустин. — Москва: «Советский композитор», 1988. — С. 8. — 156 с.
  2. Построение аккордов в тональности. Music Fancy. — Элементарная теория музыки. Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 19 апреля 2012 года.
  3. Марк Филипс, Джон Чаппел. Гитара для «чайников» / Перевод с английского под редакцией А. А. Чекаткова. — Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005. — С. 111. — 304 с. — ISBN 5-8459-0815-9.
  4. Gardiner, 2013, p. 427.