Сан-Симеоне Пикколо

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Католический храм
Сан-Симеоне Пикколо
итал. San Simeon Piccolo
Фасад, обращенный на Гранд-каналФасад, обращенный на Гранд-канал
Страна  Италия
Город Венеция
Конфессия католицизм
Епархия Патриархат Венеции
Тип здания церковь
Архитектурный стиль Неоклассицизм
Автор проекта Джованни Скальфаротто
Строительство 17181738 годы
Состояние действующий храм
Координаты: 45°26′25″ с. ш. 12°19′20″ в. д.HGЯO

Це́рковь Сан-Симео́не Пи́кколо (итал. San Simeon Piccolo) — католический храм в Венеции, расположенный в районе Санта-Кроче, на Гранд-канале, справа от Палаццо Адольдо и напротив железнодорожной станции Санта-Лучия. Храм посвящён святым Симону и Иуде и является единственным в Венеции, в котором литургия проводится по канонам Тридентской мессы.

Название «Сан-Симеоне Пикколо» — Сан-Симеоне Маленькая — дано, чтобы отличать церковь от другой — Сан-Симеоне Гранде, которая расположена по соседству. После постройки нового храма в XVIII веке «Маленькая» церковь стала намного больше по размерам, чем «Большая», однако названия сохранились.

История

Предположительно, первая церковь была основана в X—XI веке венецианскими семьями Адольдо и Бриози. Основание прихода следует отнести к XI веку, а освящение первого храма состоялось 21 июня 1271 года. Первый храм, вероятно, был базиликой с тремя нефами и был расположен параллельно Гранд-каналу. Это сооружение к XVI веку настолько просело, что было решено полностью его перестроить. Храм посвящён святым Симону и Иуде[1].

В 1718 году, по инициативе приходского священника Джамбаттисты Молина, строительство нового храма было поручено архитектору Джованни Скальфаротто, о чём сохранилась надпись в пронаосе храма[2]. Однако существуют сомнения в том, что Скальфаротто был единственным архитектором; высказываются предположения, что он отвечал только за строительство и сметы, а у заказчика уже был проект, который разработал кто-то другой[3][1].

Строительство храма длилось 20 лет и завершилось его освящением 27 апреля 1738 года, которое совершил епископ Новиградский (Истрия) Гаспар Негри, бывший когда-то учеником священника этой церкви[4].

Название «Сан-Симеоне Пикколо» — Сан-Симеоне Маленькая — было дано, чтобы отличать церковь от другой — Сан-Симеоне Гранде, которая расположена по соседству[5]. После постройки нового храма в XVIII веке «Маленькая» церковь стала намного больше по размерам, чем «Большая», однако названия сохранились[6].

До 1807 года церковь была коллегиальной, поэтому в ней был учреждён небольшой капитул, состоящий из двух священников, которые помогали главе прихода в управлении им. Однако со временем остался только один приходской священник[4].

До 1807 года храм был филиалом Сан-Пьетро-ди-Кастелло, но во время правления Наполеона в Италии филиал был упразднён, хотя храм сохранил статус приходской церкви[4].

Патриарх Венеции кардинал Анджело Скола в 2006 году передал храм братству Святого Петра[7]. Храм является единственным в Венеции, в котором литургия проводится по канонам Тридентской мессы — служба ведётся на латинском языке и сопровождается грегорианскими песнопениями[8].

Архитектура

Необычный вид церкви, огромный овальный купол и её расположение напротив вокзала делают её одним из узнаваемых символов Венеции. Храм выстроен в стиле неоклассицизма, и заметный эклектизм позволяет определить источники «архитектурных цитат». Рудольф Виттковер в своей монографии полагал[9], что Сан-Симеоне создана по образцу римского Пантеона с пронаосом на фасаде храма, а акцент на куполе очевидно вдохновлён работой Лонгены над Санта-Мария-делла-Салюте. Симметрия вокруг большого купола присуща византийским базиликам и, возможно, является «архитектурной цитатой» Сан-Марко, хотя многочисленные капеллы, расположенные по периметру круга, характерны для храмов, построенных после Тридентского собора[3].

Ночная панорама на набережную «Сан-Симеоне Пикколо»

Основной объём храма имеет цилиндрическую форму с куполом диаметром 20 метров, покрытым медью и увенчанным фонарем. Вход в храм выполнен в виде пронаоса коринфского ордера с треугольным тимпаном, на котором находится мраморный барельеф, изображающий мученичество титулярных святых работы Франческо Пенсо, известного как «иль Кабьянка» XVIII век[10][6].

Пронаос на фоне круглого в плане храма — это опять «цитата», которую можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо в Риме в «церквях-близнецах» Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто, тогда как входная группа организована по образцу раннехристианских катакомб, как это сделал Пьетро да Кортона в храмах Санта-Мария-ин-Виа-Лата и Санти-Лука-э-Мартина[1][3].

Интерьер

Основной объём храма, наос

Круглый в плане наос декорирован парными пилястрами коринфского ордера: нижний ярус имеет пилястры, которые поддерживают арки и своды. На верхнем ярусе расположены по кругу шесть больших окон, между которыми расположены ниши со статуями евангелистов, выполненные неизвестным венецианским скульптором XVIII века. В нефе расположены четыре одинаковых алтаря коринфского ордера: в первом справа от входа полотно с изображением Святого Франческо ди Паола, поддерживаемого ангелом, и Сан-Гаэтано-да-Тьене работы Антонио Маринетти из Кьоццотто; второй алтарь, также с правой стороны, посвящён титулярным святым церкви, изображённым на алтаре вместе со святым Иоанном Крестителем (работа, приписываемая Маттиа Бортолони или Франческо Полаццо — XVIII век). С левой стороны от входа расположен алтарь Святой Доротеи с запрестольным образом, изображающим её мученичество, работы Анджело Вентурини, и алтарь Святого Семейства с полотном Томазо Бугони (XVIII век). Между ними находится мраморный барельеф, изображающий Пьету работы Бартоломео Скальфаротто[10].

В центре пресвитерия с куполом и двумя апсидами по бокам находится главный алтарь (XVIII век) из истрийского камня с панелями из зелёного мрамора. Между двумя статуями святых Симеона и Иуды из каррарского мрамора находится изящная дарохранительница с троном, окружённая картинами с золотым фоном: «Три Марии у гроба» и «Магдалена» (XVIII век, предположительно авторства Франческо Маджотто). На заднем плане, вдоль экседры главной часовни, находятся хора с органом конца XVIII века (ныне не работает). Для служб используется современный орган Джорджио Карли 2006 года[10].

Пресвитерий, прямоугольный и двуапсидный, является очередной цитатой, — такие архитектурные решения есть в базилике Христа-Искупителя Андреа Палладио и базилике Санта-Мария-делла-Салюте Бальдассаре Лонгена[1].

В ризнице есть элегантный алтарь в виде эдикулы с мраморным распятием, приписываемый Джованни Марчиори (XVIII век)[10].

Молодой Томмазо Теманца выполнил оформление арки в сакристии. В письме к Луккези Теманца писал, что ввёл новшество в орнаментальный мотив картуша в виде раковины, который использовался в древней архитектуре для оформления вершины арок[10].

Крипта

Под церковью находится единственная в Венеции крипта[5], расписанная фресками со сценами из Крестного пути и Ветхого Завета. Две длинных галереи пересекаются восьмиугольным помещением, в центре которого находится алтарь. По периметру галерей расположены двадцать одна погребальная ниша, восемь из которых замурованы и пока не исследованы. Из-за высокой влажности состояние фресок неудовлетворительное[11].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Katia Martignago SCALFAROTTO, Giovanni / Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 91, 2018 (итал.)
  2. F. Montecuccoli Degli Erri Committenze artistiche di una famiglia patrizia emergente: i Giovanelli e la villa di Noventa Padovana, in Atti dell’Istituto veneto di scienze lettere ed arti, 1993, n. 151, pp. 691—752 (in part. pp. 713—731) (итал.)
  3. 3,0 3,1 3,2 E. Bassi San Simeon Piccolo, Venezia: un problema aperto, in Venezia arti, 1993, n. 7, pp. 73-80 (итал.)
  4. 4,0 4,1 4,2 Lorenzetti, 1926.
  5. 5,0 5,1 James Dugan Capturing Venice: Churches and bridges of Venice Walkabout photo guides, 2019, P.39, p.64 (англ.)
  6. 6,0 6,1 Franzoi, Di Stefano, 1976.
  7. Официальный сайт храма / venezia.fssp.it (итал.)
  8. Messe tridentine nelle Venezie / Una Voce Venetia (итал.)
  9. Rudolf Wittkower Pelican History of Art (ed.). Art and Architecture in Italy 1600—1750. — 1986, pp. 387-88 (англ.)
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Salerni, 1994.
  11. Concina, 1995.

Литература