Бортолони, Маттиа
Маттиа Бортолони | |
---|---|
Маттиа Бортолони (итал. Mattia Bortoloni; 31 марта 1696, Канда или Сан-Беллино (Венето) — 9 июня 1750, Милан или Бергамо, Ломбардия) — живописец раннего итальянского рококо венецианской школы. Начинал свою карьеру в качестве ученика Антонио Балестры из Вероны и активно работал по всей северной Италии: между Венето, Ломбардией и Пьемонтом.
Биография
Точное место рождения художника остаётся неизвестным. В Кастельгульельмо семья Бортолони владела домом, который в 1719 году принадлежал Джованни Баттисте, младшему брату художника. Когда Маттиа был ещё ребенком, семья переехала в Венецию[1]. Там он стал учеником в мастерской Антонио Балестры, у которого он научился строгой манере старых мастеров. Испытал влияние Дж. Б. Пьяццетты, С. Риччи и, особенно, Дж. Карпиони. Его способности стали очевидны с раннего возраста, он выделялся среди начинающих венецианских художников начала XVIII века. Между 1735 и 1738 годами Маттиа Бортолони работал в Ферраре. После первых эпизодических работ, фресок палаццо Казати Дуньяни в Милане и палаццо Брентано ди Корбетта, основная деятельность Бортолони была сосредоточена в австрийской Ломбардии, затем в Пьемонте. Только в 1749 году он вернулся к работе на территориях Серениссимы («Светлейшая», поэтическое название Венеции). Бортолони скоропостижно скончался в своем миланском доме летом 1750 года[2].
Творчество
В 1720-х годах, вероятно, после того, как Бортолони написал четыре монохромные фрески с рассказами об Александре Великом для виллы Морозини-Вендрамин Калерджи в Фиессо Умбертиано, художник в основном работал в Венеции. Однако фрески, выполненные Бортолони часто приписывали другим, в том числе его более известному сопернику Джованни Баттиста Тьеполо, который родился в том же году[3].
В 1950 году Никола Иванофф (Nicola Ivanoff) опубликовал исследование, согласно которому ранее считавшийся анонимным цикл фресок из ста четырёх панелей на вилле Корнаро, расположенной недалеко от Пьомбино-Дезе (провинция Падуя), спроектированной Андреа Палладио для Джорджо Корнаро в 1551 году, является работой Бортолони, выполненной в 1717 году, когда художнику был всего двадцать один год[4][5]. Документы подтвердили, что декабре 1716 года Андреа Корнаро (Корнер) поручил художнику украсить семейную виллу[6].
Новая атрибуция и датировка фресок вывели Маттиа Бортолони из тени знаменитого Тьеполо, чтобы его можно было рассматривать как самостоятельного художника-новатора. Итальянский историк Антонио Романьоло подчеркнул, что цикл фресок на вилле Корнаро представляет собой «богатство новых элементов, которые предвосхищают рококо Тьеполо»[7]. На вилле Вескови (Villa dei Vescovi) на Эуганских холмах (Венето) Бортолини написал цикл из ста четырех фресковых панелей со сценами из Ветхого и Нового Завета, к которым добавлены пятьдесят восемь монохромных аллегорий, вдохновленных «Иконологией» Чезаре Рипы[8].
В 1982 году началась работа по восстановлению самой впечатляющей работы Бортолони — росписи купола сантуария Рождества Пресвятой Девы Марии (Santuario della Natività di Maria Santissima) в Викофорте, к югу от Турина (1746—1748). Роспись Бортолони охватывает один из самых больших куполов в мире площадью более 6000 квадратных метров. В этом шедевре плафонной росписи Бортолони продемонстрировал все особенности жанра перспективной живописи «снизу вверх, под потолок» (итал. pittura di sotto in su).
Другие известные работы Бортолони: роспись купола церкви Сан-Никола-да-Толентино и Палаццо Вендрамин-Калерджи в Венеции, приходских церквях Кастельгульельмо и Ровиго (Ломбардия) Палаццо Клеричи в Милане, Кафедрального собора в Монце (Пьемонт), приходской церкви Сан-Лоренцо и Палаццо Фаллетти ди Бароло в Турине[9].
-
Слава Святого Гаэтана Тиенского. Эскиз росписи. Около 1729. Картон, темпера. Галерея Академии, Венеция
-
Алтарь святых Бово, Спиридона и Франческо ди Паола. 1719. Холст, масло
-
Распятие ди Монселиче (со святыми Магдалиной, Монселиче и Бенедиктом). 1730. Холст, масло. Церковь Санта-Юстина
-
Слава Девы Марии. Роспись купола сантуария Рождества Девы Марии. Викофорте. 1746—1748
-
Ассунта (Вознесение Девы). Деталь росписи
-
Музицирующие ангелы. Деталь росписи
-
Прославление Пресвятой Троицы. Роспись лантерны купола
Примечания
- ↑ Malachin F., Vedova A. Bortoloni. Piazzetta. Tiepolo: il ‘700 veneto. — Cinisello Balsamo: Silvana Editoriale, 2010. —ISBN 978-88-366-1580-3. — Pp. 22—25
- ↑ Pacia А. // Malachin F., Vedova A. Bortoloni. Piazzetta. Tiepolo: il ‘700 veneto. — Cinisello Balsamo: Silvana Editoriale, 2010. —ISBN 978-88-366-1580-3. — Pp. 75—79
- ↑ Malachin F., Vedova A., 2010. — Pp. 21—22 [1]
- ↑ Ivanoff N. Mattia Bortoloni e gli affreschi Ignoti della Villa Cornaro a Piombino Dese // Arte veneta. Vol. IV (1950). — Pp. 123—130
- ↑ Ivanoff N. Opere bergamasche di M. B. // Emporium, LXIII (1957). — Рp. 7—13
- ↑ Malachin F., Vedova A., 2010. —ISBN 978-88-366-1580-3. — Pp. 22—25
- ↑ Romagnolo А. Il Pittore Mattia Bortoloni // Mattia Bortoloni. — Rovigo, 1987. — Р. 20
- ↑ Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. — Venezia-Roma: Istituto per la collaborazione culturale, 1960. — P. 55 [2]
- ↑ Malachin F., Vedova A. Bortoloni. Piazzetta. Tiepolo, 2010
Литература
- Antonio Romagnolo: Mattia Bortoloni. Tebaldi, Rovigo 1989.
- Fabrizio Malachin, Alessia Vedova (издатель): Bortoloni, Piazzetta, Tiepolo: il ’700 veneto. Silvana Editore, Mailand 2010, Ausstellungskatalog.
- Filippo Pedrocco, Massimo Favilla, Ruggero Rugolo: Frescoes of the Veneto: Venetian Palaces and Villas. Vendome Press, 2009.
Ссылки
- Биография М. Бортолони
- Выставка в Ровиго 2010 (недоступная ссылка)