Церковь святых Луки и Мартины

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Санти-Лука-э-Мартина»)
Достопримечательность
Церковь святых Луки и Мартины
Координаты: 41°53′36″ с. ш. 12°29′06″ в. д.HGЯO
Страна  Италия

Церковь святых Луки и Мартины (итал. La chiesa dei Santi Luca e Martina — церковь в Риме, расположенная на окраине Римского форума, у границы с Форумом Цезаря, недалеко от арки Септимия Севера. Является частью прихода Сан-Марко-Евангелиста-аль-Кампидольо[1].

История

Изначально церковь была посвящена первомученице святой Мартине, убитой в 228 году нашей эры во время правления императора Александра Севера. В 625 году папа Гонорий I заказал строительство церкви. Ему же приписывают основание близлежащей церкви Святого Адриана в резиденции Сенатской курии (бывшем здании архива древнеримского Сената: Secretarium Senatus)[2].

Обветшалая, восстановленная и вновь освящённая Александром IV в 1256 году (о чём свидетельствует мемориальная доска, замурованная в капелле справа), церковь засвидетельствована в Каталоге «Cencio Camerario». Позднее, в 1634 году, в крипте церкви обнаружили терракотовый саркофаг с останками святой Мартины[3].

Папа Сикст V, занимавшийся реконструкцией Рима, которому нужно было освободить место для создания площади Санта-Мария-Маджоре, в 1585 году приказал снести церковь «Святого Луки, покровителя живописцев» (San Luca dei Pittori), или Святого Луки на Эсквилинском холме (San Luca all’Esquilino), где проходили собрания гильдии римских художников: «Собрания мастеров живописи» (Università delle Arti della Pittura), в 1577 году преобразованной в Академию Святого Луки.

В 1588 году решением папы академии была передана церковь первомученицы Мартины, которая по такому случаю была переименована в церковь святых Луки и Мартины. Академия провела небольшие перестройки церкви, а также подготовила проекты постройки новой церкви по чертежам, приписываемым Оттавиано Маскерино (1536—1606). Постепенно академия стала приобретать собственность, прилегающую к церкви. В 1634 году президентом академии был избран Пьетро да Кортона, который также предпринял перестройку здания[4].

В ноябре 1634 года папа Урбан VIII посетил церковь, а папский племянник, кардинал Франческо Барберини, который был покровителем церкви с 1626 года, вложил 6000 скуди. Строительство нового здания началось в 1635 году по планам Кортоны и в основном было завершено к 1650 году, но оно прерывалось, в частности, длительным визитом Кортоны во Флоренцию в 1639—1647 годах и бегством Франческо Барберини от папы Иннокентия X в Париж в 1645—1648 годах. На момент смерти Кортоны в 1669 году некоторые части, такие как внутреннее убранство купола, ещё не были завершены[5].

Кортона, считавший эту церковь своим любимым детищем, построил на свои средства подземную капеллу (succorpo), снабдил её драгоценной утварью и намеревался продолжать приносить ей пользу и после смерти, оставив по завещанию своё наследство (6 750 скуди) на службу церкви. В Академии составили памятную ​​​​надпись, высеченную в мраморе, увенчанную бюстом художника, которую можно прочитать до настоящего времени[6].

Архитектура и устройство церкви

Гробница Пьетро да Кортоны в крипте церкви

Церковь устроена в двух ярусах. Верхний храм распланирован в форме «греческого креста» с почти равными «рукавами», средокрестие увенчано большим «римским куполом». Важнейшим элементом внешнего оформления является фасад, поскольку здесь впервые в Риме в качестве основного мотива выбран лёгкий выпуклый изгиб. Фасад имеет два яруса, с удвоенными пилястрами по сторонам: ионического ордера внизу и коринфского ордера на верхнем этаже. Фронтон увенчан большим гербом с папскими знаками отличия: тиарой и скрещёнными ключами[7].

Барабан купола сделан восьмигранным. Соответствующим восьми окнам приданы треугольные фронтоны. Только в оформлении барабана с куполом архитектор совместил множество разнородных элементов: раскрепованный антаблемент, лопатки, раковины, картуши, малые фронтоны, волюты, делая всю композицию по-барочному насыщенной. В ней свободно сочетаются и античность, и Ренессанс, и барокко[8].

Внутри доминирует белый цвет: неожиданное решение для церкви, посвящённой святому покровителю живописцев. Внутреннее оформление купола приписывается Чиро Ферри, ученику и сотруднику Кортоны. Две лестницы из верхней церкви ведут вниз в нижнюю церковь, которая имеет коридор, соединяющийся с восьмиугольной капеллой прямо под куполом верхней церкви и капеллой Святой Мартины под главным алтарем. В отличие от верхней нижняя церковь богато украшена разноцветным мрамором и позолоченной бронзой[9].

В верхней церкви главный алтарный образ, изображающий Мадонну, является копией оригинала, приписываемого Рафаэлю, который ныне находится в коллекции произведений искусства Академии. Ниже установлена беломраморная статуя святой Мартины работы Николо Менгини (Niccolò Menghini, 1635). В левом трансепте — «Вознесение Мадонны» и «Святой Себастьян» работы Себастьяно Конка, а в правом трансепте — «Мученичество Святого Лазаря» работы Ладзаро Бальди, который здесь же и похоронен. У главного входа в верхнюю церковь имеется каменная плита, отмечающая место захоронения Пьетро да Кортоны, а в нижней церкви находится настенный мемориал с бюстом художника работы Бернардо Фиоити.

В нижней церкви находятся многие произведения искусства, в том числе бронзовый алтарь, также сделанный Кортоной, в котором хранятся урны святых мучеников Мартины, Епифания и Конкордия[10]. Рельеф создан Козимо Фанчелли, терракотовая скульптурная группа — Алессандро Альгарди. Сохранились также две древние колонны[11].

Примечания

  1. Chiesa rettoria Santi Luca e Martina al Foro Romano, su vicariatusurbis.org. — URL consultato il 16 febbraio 2018 (archiviato dall’url originale il 16 febbraio 2018) [1]
  2. Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 107
  3. Rome, 1997. — Р. 107
  4. National Academy of San Luca. — URL: [2] Архивная копия от 28 ноября 2020 на Wayback Machine
  5. Merz. J. M. Pietro da Cortona and Roman Baroque Architecture. — Yale University Press, 2008. — Р. 53—55
  6. Missirini М. Memorie per servire alla storia della romana Accademia di S. Luca fino alla morte di Antonio Canova. Roma, 1823. Р. 110 [3]
  7. Grundmann S. Architekturführer Rom. — Menges, Stuttgart/London, 1997. — ISBN 3-930698-59-5. — S. 208
  8. Власов В. Г. Реминисценция как мнемоника архитектуры // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2017. — № 3 (59) [4]
  9. Toman R. Die Kunst des Barock. Architektur — Skulptur — Malerei. — Könemann. — S. 24—25
  10. Wundram М. Reclams Kunstführer. Italien. — Band V: Rom und Latium. — Stuttgart: Reclam, 1981. — ISBN 3-15-008679-5. — S. 203
  11. Grundmann S., 1997. — S. 208