Санта-Мария-дель-Пополо

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Церковь
Санта-Мария-дель-Пополо
итал. Basilica di Santa Maria del Popolo
Координаты: 41°54′41″ с. ш. 12°28′35″ в. д.HGЯO
Страна  Италия
Конфессия Католицизм
Орденская принадлежность Орден Святого Августина
Основатель Пасхалий II
Дата основания 1099
Строительство 14721477 годы

Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) — церковь ордена августинцев в Риме.

История

Церковь на гравюре середины XVII века.
Интерьер церкви, 2007
Главный купол церкви, 2015

Название церкви происходит от наименования «Площади народа» Пьяцца-дель-Пополо, основанной в конце XVI века и оформленной архитектором Джузеппе Валадье в 1811—1822-х годах. Название площади, в свою очередь, происходит от тополиной рощи, прежде росшей на этом месте у гробницы императора Нерона. Слова «тополь» (лат. populus) и «народ» являются в латинском языке омонимами. Эта версия исходит из народной легенды о том, что призрак покончившего собой императора Нерона посещает место своей гробницы по ночам. Гробница была разорена (археологи в 2000-х годах обнаружили её остатки за алтарём под полом церкви).

Папа Пасхалий II в 1099 году построил в этом месте, у городской стены, часовню (посвященную Деве Марии) на народные деньги, что и дало позже название самой площади. В 1227 году часовня была расширена Папой Григорием IX, который также повелел перенести из капеллы Пресвятого Спасителя в Латеране в новую часовню образ Святой Марии во время чумы (около 1230 года); чума после этого в городе прекратилась. Икона почитается в церкви до настоящего времени. Эта новая часовня в 1227—1235 годах стала церковью, а в 1250 году к церкви присоединили женский монастырь, вверенный монахам-августинцам ломбардской конгрегации. Позднее церковь неоднократно перестраивали и расширяли.

При Сиксте IV архитектор Джованнино де Дольчи (предположительно) в 1472—1477 годах возвёл ныне существующее здание на остатках романской часовни 1099 года. Была построена трехнефная базилика в форме латинского креста с четырьмя похожими часовнями с обеих сторон, восьмиугольным куполом над перекрестком и высокой колокольней. Год завершения строительства храма указан на надписях над боковыми дверями фасада. На левой написано «SIXTUS·PP·IIII·FVNDAVIT·1477», на правой — «SIXTUS·PP·IIII·PONT·MAX·1477». Колокольня при храме построена в XV веке в конце правого трансепта храма; кирпичная башня была построена в североитальянском ломбардском стиле с облицовкой терракотовыми плитками и шатровым навершием. В 1507 году папа Юлий II дал разрешение богатому сиенскому банкиру Агостино Киджи, построить в храме мавзолей вместо второй боковой часовни слева. Часовня была посвящена Деве Лоретской. Часовня Киджи была спроектирована Рафаэлем и была частично завершена к 1516 году, но после долго оставалась незаконченной. В 1600 году Тиберио Черази (итал. Tiberio Cerasi), генеральный казначей папы Климента VIII, приобрел право покровительства старой часовне Фоскари в левом трансепте и вскоре снёс ее; взамен по проекту Карло Мадерно в 1600—1601 годах построена новая часовня Черази(Чераси); она была украшена двумя роскошными полотнами Караваджо в стиле барокко («Обращение Савла»(итал. Conversione di San Paolo)(вариант Черази) и «Распятие святого Петра»); это самые значимые произведения искусства в базилике. В церкви хоронили многих знатных итальянцев, в том числе родственников римских пап[источник не указан 900 дней].

Интерьер позже основательно перестраивали архитектор Донато Браманте (1505—1510 — новый хор за главным алтарём с фресками Пинтуриккио), Рафаэль, создавший капеллу Киджи, Джан Лоренцо Бернини(в 1650-е) при Александре VII, Карло Мадерно, который в 1665—1660 гг. перепроектировал и расширил часовню Серази.[1][2]

Церковь Санта-Мария дель Пополо является титулярной церковью. Кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Мария дель Пополо с 24 марта 2006 года является польский кардинал Станислав Дзивиш.

Архитектура

Ныне существующий фасад церкви оформлен по проекту Джан Лоренцо Бернини. Церковь построена в виде латинского креста, однако издали кажется центрической из-за возвышающегося над средокрестием купола и симметрии подкупольного пространства (проект Рафаэля Санти). Поэтому здание в целом считается памятником ренессансной архитектуры. Внутри храм имеет три нефа с четырьмя капеллами по каждой стороне, трансепт и пресбитерий. В период барокко были добавлены статуи в нишах. Наибольший интерес представляют капеллы церкви. Апсида и главный алтарь созданы Д. Браманте для Папы Юлия II в 1505—1513 гг. Скульптурные гробницы работы Андреа Сансовино (1505). В конхе — фреска умбрийского живописца Пинтуриккьо.

В капелле делла Ровере, первой справа (семьи, членами которой были Папы Сикст IV и Юлий II; их эмблему, дуб, можно увидеть в капелле), находится фреска «Поклонение Младенцу» Пинтуриккио. Капеллу оформляли Мино да Фьезоле и А. Бреньо. Следующая капелла Чибо создана архитектором Карло Фонтана в 1682—1687 гг. В следующей по правой стороне нефа «нижней капелле» делла Ровере, оформленной учениками А. Бреньо, можно увидеть фрески школы Пинтуриккьо[3].

В капелле семьи Черази (слева от главного алтаря) находятся две картины Караваджо: Обращение Савла и Распятие Св. Петра (1601). Над алтарём — картина Аннибале Карраччи «Вознесение Мадонны».

Капелла Киджи представляет собой выдающийся памятник архитектуры римского классицизма XVI века. Капеллу проектировал Рафаэль Санти в 1513—1516 годах для своего покровителя, банкира Агостино Киджи. Небольшая капелла (6 Х 6 м) увенчана куполом на световом барабане. Она представляет собой типично ренессансное произведение с ясными пропорциями и уравновешенностью частей. Купол и пол капеллы украшают мозаики, также созданные по рисункам Рафаэля.

Алтарную картину «Ассунта» должен был написать сам Рафаэль, но вышло так, что после смерти Рафаэля в 1520 году его ученик Себастьяно дель Пьомбо начал писать «Рождество Богоматери» в 1530 году, а завершил алтарь Франческо Сальвиати. До конца XVI века внутри храма находились картины написанные Рафаэлем специально для этой церкви портрет Папы Юлия II и «Мадонна с вуалью». Росписи в барабане между окнами и в парусах выполнил Ф. Сальвиати[4]. По рисункам Рафаэля созданы две из четырёх скульптур в нишах, пророков: Илии, живущего милостью Бога в пустыне, и обнажённого Ионы, освобожденного из чрева кита, как символ воскресения из мертвых. В мраморе их выполнил Лоренцо Лотти из Флоренции по прозванию Лоренцетто.

В 1520 году (в один год с Рафаэлем) скончался заказчик Капеллы Агостино Киджи и все работы приостановились. Позднее, в 1652—1656 годах, работы заканчивал по заказу кардинала Фабио Киджи (с 1655 года Папа римский Александр VII) Джованни Лоренцо Бернини. Он завершил оформление всей капеллы и создал две недостающие статуи пророков: Аввакума с Ангелом и Даниила во рву львином. Алтарь оформлен Себастьяно дель Пьомбо. В центре капеллы на мозаичном полу в круглом медальоне изображён крылатый скелет с гербом семьи Киджи и латинской надписью «Mors.aD.CaeLos» (Смерть от Неба). Прописные буквы означают дату создания: MDCL (1650 год). Это Юбилейный год католической церкви, в который было сделано изображение. По сторонам капеллы установлены два саркофага: Агостино и Сиджисмондо Киджи. Саркофаги увенчаны пирамидальными обелисками из серо-розового мрамора: древний символ вечности, вероятно, заданный программой оформления капеллы, составленной папой Львом X[5].


Примечания

  1. Санта-Мария-дель-Пополо.
  2. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо: Караваджо, Пинтуриккьо, Бернини, Рафаэль.
  3. Rome. Paris: Michelin et Cie, 1997, p. 159
  4. Shearman J. The Chigi Chapel in S. Maria del Popolo // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, XXIV, 1961. — Pp. 129—160
  5. Либман М. Я. Рафаэль и скульптура // Рафаэль и его время: Сборник статей. — М.: Наука, 1986. — С. 89—103

Литература

  • Anton Henze, «Kunstführer Rom», Philipp Reclam GmbH, Stuttgart 1994, ISBN 3-15-010402-5, Ст. 231—234
  • Giovanni Battistelli, Oscar Mischiati, Arnaldo Morelli, Claudio M. Strinati, Organi e cantorie nelle chiese di Roma Roma, Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, 1994.
  • G. Fronzuto, Organi di Roma. Guida pratica orientativa agli organi storici e moderni, Leo S. Olschki Editore, Firenze 2007, pp. 263—264. ISBN 978-88-222-5674-4

Ссылки