Санта-Мария-делла-Паче

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Санта-Мария-делла-Паче
Координаты: 41°53′59″ с. ш. 12°28′17″ в. д.HGЯO
Страна  Италия

Санта-Мария-делла-Паче (итал. Santa Maria della Pace) — титулярная церковь (с 13 апреля 1587 года) в Риме, недалеко от Пьяцца Навона. Церковь перестроена в 1482 году при папе Сиксте IV и получила название в благодарность Деве Марии по случаю заключения договора о мире в междоусобной войне на севере Италии.

Архитектура

В XII в. на этом месте стояла небольшая церковь. Папа Сикст IV повелел в 1482 году её расширить, а папа Александр VII пригласил архитектора Пьетро да Кортона создать новый фасад. Архитектор создал в 1655—1657 годах выдающуюся композицию в стиле барокко: полуциркульную колоннаду на ступенчатом подиуме с неравномерно поставленными, слегка сдвоенными колоннами. При взгляде с улицы, в ракурсе, аритмичность колонн усиливается, создавая истинно барочное впечатление[1]. В верхней части фасада также по-барочному контрастно сочетаются выпуклые и вогнутые поверхности, колонны и пилястры, треугольный и лучковый фронтоны.

Однако самое замечательное — кьостро (двор) небольшого монастыря, возникшего при церкви под тем же названием. Внутренний двор монастыря Санта Мария делла Паче был создан в 1504 году Донато Браманте. Это одна из ранних работ выдающегося мастера, основоположника архитектуры римского классицизма XVI века. Двор имеет отдельный вход с западной стороны церкви. Идеальные пропорции создают ощущение тихой гармонии и покоя. Нижний ярус оформлен аркадами с пилястрами; верхний — чередующимися через одну колоннами и пилонами ионического ордера. Каждая колонна верхнего яруса соответствует средней оси арки нижнего. Это создаёт сложный полифонический ритм, не нарушающий, однако, общей гармонии композиции[2].

План интерьера необычен. Он включает короткий прямоугольный неф и октогональный хор. Арку первой капеллы справа от входа — капеллы Киджи (итал. Capella Chigi) — украшает фреска работы Рафаэля, созданная в 1514 году по заказу банкира Агостино Киджи. Рафаэль был также архитектором капеллы. Композиция представляет четырёх сивилл: (Кумскую, Персидскую, Фригийскую и Тибуртинскую) в окружении ангелов. В фигурах сивилл очевидно влияние росписей Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана, которые изучал в это время Рафаэль[3].

Первая капелла слева: капелла Понцетти, украшена фресками Бальдассарре Перуцци, ученика Рафаэля: он написал на алтаре Мадонну с Младенцем между святыми Бригитой Ирландской, Екатериной Сиенской и кардиналом Фердинандо Понцетти. Капелла Ольджати также украшена фресками Б. Перуцци. В церкви имеются и другие выдающиеся произведения искусства.


Титулярная церковь

Церковь Санта-Мария-делла-Паче является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Мария-делла-Паче с 21 февраля 2001 года, является чилийский кардинал Франсиско Хавьер Эррасурис Осса.

Примечания

  1. Rome. Paris: Michelin et Cie, 1997, p. 154
  2. Borngässer B. Architettura del Rinascimento. — Roma: Magic Press, Ariccia, 2010, p. 50
  3. Власов В. Г.. Санта Мария делла Паче // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 545

Литература

  • Heinz-Joachim Fischer: Rom. Zweieinhalb Jahrtausende Geschichte, Kunst und Kultur der Ewigen Stadt. DuMont Buchverlag, Köln 2001, ISBN 3-7701-5607-2.

Ссылки