Санта-Мария-дель-Суффраджо (Л’Акуила)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Католический храм
Церковь Санта Мария дель Суффраджо
Chiesa di Santa Maria del Suffragio
Церковь Санта Мария дель Суффраджо, Л'АкуилаЦерковь Санта Мария дель Суффраджо, Л'Акуила
Координаты: 42°20′54″ с. ш. 13°23′53″ в. д.HGЯO
Страна  Италия
Город Л'Акуила
Конфессия Католицизм
Епархия Л'Акуила
Тип здания крестово-купольный храм
Архитектурный стиль барокко, неоклассицизм
Первое упоминание XVIII век
Дата основания 9 апреля 1715 года
Строительство 17151805 годы
Статус приход архиепархии Л'Акуилы

Церковь Санта Мария дель Суффраджо (итал. Chiesa di Santa Maria del Suffragio), или Церковь Святых Душ (итал. Chiesa delle Anime Sante) — церковь в архиепархии Л’Акуилы Римско-католической церкви в городе Л'Акуила, в провинции Л’Акуила, в регионе Абруццо, в Италии.

Храм построен в XVIII веке. Вместе с собором Святых Георгия и Максима, делит пространство Соборной площади (Пьяцца дель Дуомо) в Л’Акуиле. Сильно пострадал во время землетрясения 2009 года. Ведутся реставрационные работы. С 2010 года в храм был открыт частичный доступ.

История

Церковь была построена как место пребывания братства Пресвятой Девы Марии Помощницы (Санта Мария дель Суффраджо), или суффражистов. До XVII века братство собиралось в небольшом оратории Святого Иосифа Минима, недалеко от Соборной площади. Во время землетрясения 1703 года ораторию был нанесен значительный ущерб, поэтому было решено построить новое здание в стиле барокко.[1].

Архиепископ Л’Акуилы 30 сентября 1708 года благословил строительство новой церкви, на месте временного пребывания братства в деревянном здании на Соборной площади. Против этого выступил клир Собора Святого Георгия и Максима и Церкви Святого Власия из Амитерно, боявшийся, что их храмы, после возведения новой церкви, утратят статус соборных.

10 октября 1713 года была подготовлена территория под строительство храма, само строительство началось 9 апреля 1715 года, группой во главе с архитектором Карло Буратти из Рима, ученика Карло Фонтана. Возведение церкви было завершено (без нынешних фасада и купола) за четыре года, и в декабре 1719 года церковь была открыта для прихожан.

Во второй половине XVIII века были проведены работы по внутреннему благоустройству храма. В 1753 году в капелле слева от главного алтаря был установлен алтарь работы Орацио Антонио Буччи и Джованни Пирри. В 1755 году облицовочным камнем были покрыты пилястры и стены капелл. Фасад вогнутый, напоминает фасады церквей Святого Марцелла и Святой Марии Магдалины[англ.] в Риме. Построен между 1770 и 1775 годами Орацио Антонио Буччи по проекту Джанфранческо Леомпорри[1]. Декоративное убранство фасада, в том числе статуи святого Георгия и святого Сикста, размещенные в верхних нишах, относится к 1772—1775 годам и принадлежит Филиппо Цуги.[1];

В 1805 году возведение купола в стиле неоклассицизма работы Джузеппе Валадьера, согласно оригинальному замыслу Карло Буратти завершило строительство храма. В 1896 году фасад украсили две статуи, святого Антония Падуанского и святого Николая Толентинского в малых нижних нишах.[1]

Храму был нанесён значительный урон во время землетрясения 6 апреля 2009 года: разрушен фасад и несущая стена, рухнул купол, повреждены пол и главный алтарь.[2] Восстановление церкви началось сразу после землетрясения. 19 марта 2010 года была открыта для посетителей часть храма.[2]

Описание

Церковь расположена на южной стороне Соборной площади, напротив улицы Патини (Виа-Патини), которая ведет на Дворцовую площадь (Пьцца дель Палаццо) и в нескольких минутах ходьбы от Собора Святых Максима и Георгия.

Проект барочного фасада был разработан в 1769 году Джанфранческо Леомпорри и построен в следующие пять лет скульптором Орацио Антонио Буччи. К храму ведёт небольшая лестница, которая вместе с вогнутой центральной нишей образует паперть.

Высокий фасад разделён горизонтально на два уровня, последний из которых завершается сферической вогнутой кессонной крышей. В середине замкового камня содержится запись от 1755 года, когда был завершён фасад. Два двойных ордера с коринфскими пилястрами разделяют вертикально фасад на три области. В середине центрального портала работы Филиппо Цуги фронтон со вставленным в него скелетом, символизирующим смерть, и следующая надпись: IUVETUR MORTUUS NON LACRYMIS, SED PRECIBUS, SUPPLICATIONIBUS, ET ELEMOSYNIS. S.CHRYS. (рус. Мёртвым не помогут слёзы, но молитва, прошение и милостыня).

Над порталом, во втором уровне, находится прямоугольное окно, над которым круглый каменный медальон с изображением Пресвятой Девы Марии Помощницы. В боковых отсеках четыре ниши со статуями Святого Георгия и Святого Сикста (1772—1775) в верхней части и Святого Антония Падуанского и Святого Николая Толентинского (1896) в нижней части. Над двойной группой статуй два окошка с колоколом в каждом.

В плане храм представляет собой латинский крест, имеет один неф, завершающийся прямоугольной апсидой. Центральное пространство трансепта украшает купол. Неф разделён пилястрами на три части. С обеих сторон находятся две боковые капеллы: первая слева в честь Святого Духа, в которой находится картина «Святой Антоний Падуанский» Теофило Патини.

В капеллах, расположенных в крыльях трансепта, находятся два мраморных алтаря 1701 года работы Франческо Феррадини и Персео Петрилли. Главный алтарь работы Франческо Бедескини.

В храме был старый орган, построенный Пачифико Инцолли в 1897 году, обрамленный богато украшенной резьбой. Орган был восстановлен между 2002 и 2005 годами, после землетрясения 2009 года, во избежание повреждений, он был снят с хоров над входом, где находился, и перенесён в другое место, ожидая завершения реконструкции, чтобы занять своё прежнее место в церкви.

Примечания

Источники

Литература

  • Orlando Antonini, Architettura religiosa aquilana, Todi (Pg), Tau Editrice, 2010.
  • Alessandro Clementi, Elio Piroddi, L’Aquila, Bari, Editori Laterza, 1986.
  • Touring Club Italiano, L’Italia — Abruzzo e Molise, Milano, Touring Editore, 2005.

Ссылки