Лоренцетто

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лоренцетто

Лоренцо Лотти, более известный по прозванию Лоренцетто (итал. Lorenzetto, 1490, Флоренция —1541, Рим) — итальянский скульптор и архитектор эпохи Возрождения, помощник Рафаэля Санти.

Лоренцо ди Людовико ди Гульельмо (Лоренцо Лотти), был сыном ювелира и бронзолитейщика из Флоренции Людовико ди Гульельмо дель Буоно (1460—1519), учился у своего отца и, вероятно, у Андреа Сансовино, влияние которого заметно в его скульптурных работах[1]. Лоренцетто в 1523 году женился на сестре Джулио Романо, другого художника, скульптора и ученика Рафаэля.

Имя Лоренцетто фигурирует в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), где упоминаются его работы для виллы Джованни Бартолини, скульптура Вакха, хранящаяся в музее Барджелло во Флоренции. По словам Вазари, будучи молодым скульптором, Лоренцетто завершил надгробие кардинала Никколо Фортегуерри, начатую Андреа Верроккьо в 1477 году. Вероятно, в 1516 году Лоренцетто переехал в Рим[2].

По настоянию Рафаэля Лоренцетто стал помогать мастеру в работах по созданию Капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Лоренцетто выполнил по рисункам Рафаэля две статуи пророков: Илии и Ионы, бронзовый рельеф «Христос и Самаритянка», рельефы капителей и другие детали. Эти работы относятся к 1516—1520 годам[3].

Лоренцетто с помощью Рафаэлло да Монтелупо создал статую Мадонны с Младенцем для гробницы Рафаэля в Пантеоне. Скульптура называется «Мадонна дель Сассо» (Мадонна Скалы), потому что Богоматерь опирается одной ногой на камень[4].

В 1527 году Лоренцетто вместе с Рафаэлло да Монтелупо завершил работу над надгробным памятником Бернардино Капелле, канонику Сан-Пьетро, в церкви Санто-Стефано-Ротондо. Его работа над надгробиями римских пап из рода Медичи: Климента VII, Льва X и его сестры Лукреции Медичи в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (ок. 1536 г.), сводилась к второстепенным деталям, поскольку основная скульптура была доверена Баччо Бандинелли.

Между 1530 и 1535 годами Лоренцетто работал над статуей Святого Петра, заказанной Папой Климентом VII для оформления входа на мост Сант-Анджело, симметрично статуе Святого Павла, созданной Паоло Романо.

В последние годы Лоренцетто помогал Антонио да Сангалло Младшему в качестве каменщика в работах над собором Святого Петра. По словам Вазари, «это оказалось самым прибыльным занятием в карьере Лоренцетто, потому что стены строили по фиксированной цене… Вследствие этого Лоренцо, не прилагая усилий, через несколько лет стал более знаменитым и процветающим, чем он был после многих лет бесконечного труда, потому что нашел Бога, человечество и Фортуну благоприятными в тот момент. И если бы он прожил дольше, он сделал бы ещё больше для искоренения тех травм, которые жестокая судьба несправедливо нанесла ему в лучший период его работы».

Лоренцетто умер в Риме от лихорадки в декабре 1541 года и был похоронен в соборе Святого Петра в январе следующего года. Надгробие не сохранилось[5].

Примечания

  1. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 66 (2006). — URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/lorenzetto_%28Dizionario-Biografico%29/ Архивная копия от 6 декабря 2020 на Wayback Machine
  2. Le vite dei piu eccelenti pittori, scultori e architetti. — Roma: Newton Compton Editori, 2010. — Pp. 685—688
  3. Либман М. Я. Рафаэль и скульптура // Рафаэль и его время: Сборник статей. — М.: Наука, 1986. — С. 95
  4. Власов В. Г. Пантеон и пантеоны. Умножение наименований: культурно-исторические и мнемонические аспекты изучения памятников классической архитектуры Архивная копия от 26 октября 2020 на Wayback Machine // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2020. — № 2 (70)
  5. Архивированная копия. Дата обращения: 28 ноября 2020. Архивировано 22 февраля 2009 года.