Ромео и Джульетта (балет Прокофьева)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ромео и Джульетта (Прокофьев)»)

Шаблон:Музыкальная постановка

«Ромео и Джульетта» (С. С. Прокофьев, op. 64) — балет в 3-х актах, 9 картинах с прологом и эпилогом. Либретто Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета в сокращённой версии (на музыку первой и второй оркестровых сюит) состоялась в 1938 году в Брно (Чехословакия). Полностью балет был впервые поставлен в Кировском театре в Ленинграде в 1940 году (балетмейстер Леонид Лавровский, в главной роли — Галина Уланова). «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия[1]. Ещё до премьеры, в 1936 году, на основе музыки балета Прокофьев написал две оркестровые сюиты, к которым в 1946 году добавил третью. Оркестровые сюиты, которые носят одинаковое название — «Ромео и Джульетта», относятся к числу самых популярных сочинений композитора.

История

В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 году. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 года «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.

Премьера состоялась через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был, и заказ на балет перешёл к Большому театру, который тоже отменил постановку после кампании 1936 году. В конце концов, премьера состоялась за границей в декабре 1938 года, в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил советскую премьеру в январе 1940 года после грандиозного успеха постановки в Брно. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета. Спектакль был удостоен Сталинской премии.

История создания балета была изложена композитором Сергеем Прокофьевым[2]:

«В конце декабря (1934 года) я вернулся в Ленинград специально для переговоров с Кировским театром. Я высказал своё желание найти лирический сюжет для балета… Начали перебирать сюжеты: Пиотровский назвал «Пеллеаса и Мелизанду», «Тристана и Изольду», «Ромео и Джульетту». В последний сюжет я сразу «вцепился» - лучше не найти! Уговорились, что либретто будут делать Пиотровский, Радлов и я (С.П.). В качестве постановщика было решено привлечь бывшего ученика Радлова – Ростислава Захарова… Договор с Кировским театром всё же не заключили… Я приехал в Москву, и Голованов, бывший тогда главным дирижёром Большого театра, сказал, что если дело идёт о «Ромео», Большой театр сразу заключит со мной договор. Договор был подписан летом 1935 года. Театр предоставил мне возможность работать над балетом в доме отдыха Большого театра «Поленово», где я почти закончил балет, используя частично темы, сочиненные весной. Осенью в театре состоялось прослушивание этого балета. Он не имел успеха… Балет в то время поставлен не был… В Кировском же театре балет был поставлен в 1939 (1940) году. Р. Захаров отпал после того, как балет был отклонен Большим театром. Лавровский же во время постановки балета в Ленинграде много чего прибавил к тому, что было выдумано до него. Впоследствии я счёл нужным включить его в соавторы либретто.»

Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 году, в Большом театре. В 1955 году Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. Другие балетмейстеры, такие как Джон Крэнко в 1962 году, Кеннет Макмиллан (Kenneth MacMillan) в 1965 году, и Рудольф Нуреев в 1972 году, со временем создали новые постановки балета.

В июле 2008 года состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935 года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Колледжа Бард (англ. Bard Music Festival) в Нью-Йорке, США. Балетмейстером был Марк Моррис (Mark Morris). Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.[источник не указан 2072 дня]

История постановки

Осенью 1938 года дирекция Кировского театра предложила Леониду Лавровскому ознакомиться с уже законченным клавиром балета «Ромео и Джульетта», написанного Прокофьевым. Из воспоминаний самого балетмейстера, это предложение он встретил с огромным волнением… и процитировал слова Виктора Гюго: «Шекспир — это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое… но всегда истина». О своей работе в 1938 году Леонид Лавровский написал так:

В создании хореографического образа спектакля я шёл от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета, и переделать либретто. В результате большой совместной работы, появилась музыкально-драматургическая канва спектакля… Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца — это так соответствовало его натуре жизнелюбца, весельчака и завсегдатая народных празднеств. Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого «Танца с подушечкой»… Решение финала спектакля стало таким: Ромео спешит на кладбище к мёртвой Джульетте не для прощания, а для встречи с ней. Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьёзное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающих единства драматургии, но которые, в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами.

Леонид Лавровский[3]

По словам Львова-Анохина, готовясь к постановке спектакля, Леонид Лавровский изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения в Эрмитаже. Читая средневековые романы, он нашёл материал по танцам эпохи, так и родился знаменитый «Танец с подушками»[4].

15 декабря 1956 года Лавровский читал лекцию, под названием «Творческий путь Галины Улановой» в центральном лектории. Так он описывал сцены из спектакля:

В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен покинуть Верону, расстаться с Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит бас-кларнет и фагот, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция „пошла“, когда артистам удалось увидеть сцену „глазами Прокофьева“, они поняли, что композитору важно было обрисовать не „утро“ и не „жаворонка“, а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки.

По мнению И. И. Соллертинского[5]:

Постановщику спектакля Лавровскому удалось создать ярко темпераментный, драматически напряжённый, богатый живописными возможностями и содержательный спектакль на сцене театра им. Кирова. Драматургия балета, как и драматургия оперы имеет свои особые законы. В либретто „Ромео и Джульетты“ сценаристов трое: Л. Лавровский, С. Прокофьев и С. Радлов. В данном отношении было не всё ладно, были сцены, неоправданные драматургически и музыкально. Поэтому некоторые эпизоды были решены кинематографично. Таким образом, первые препятствия, которые пришлось преодолеть Лавровскому были драматургического порядка. Музыка Прокофьева, впервые показанная в виде двух оркестровых сюит, пленила слушателей своей рельефностью портретно-симфонических характеристик и инструментальной изобретательностью. Скерциозный эпизод Джульетты-девочки, до-минорный траурный марш — все эти куски первоклассной музыки, разумеется вошли и в сценическую редакцию балетной партитуры, но их оказалось слишком мало, поэтому целые фрагменты пришлось повторять по нескольку раз.

Замечательный балетный дирижёр Юрий Файер так описывал постановку[6]:

По партитуре „Ромео и Джульетта“ — балет в четырёх действиях и девяти картинах. В Постановке Лавровского балет идёт в трёх действиях, тринадцати картинах с прологом и эпилогом. Балет демонстрирует нам удивительную последовательность и непрерывность музыкально-драматического развития при необычайной краткости большинства отдельных номеров: число их равно пятидесяти двум!.

Театральный и балетный критик Борис Львов-Анохин[7]:

Дуэты, сцены, объяснения Ромео и Джульетты проходят уединенно, вдали от чужого и враждебного мира. Даже в картине бала опускается занавес, который словно отрезает влюблённых от окружающей среды, они остаются одни. Из всех богатейших средств выразительности балета, Лавровский выбрал приёмы, наиболее близкие к законам естественной выразительности, соединив танец с драматической пантомимой, с тонким психологическим рисунком ролей.

Структура

Картина Название Обозначение темпов Примечания
1 Вступление Andante assai при закрытом занавесе
Действие I
Картина 1 2 Ромео Andante
3 Улица просыпается Allegretto
4 Утренний танец Allegro
5 Ссора Allegro brusco
6 Бой Presto
7 Приказ герцога Andante
8 Интерлюдия Andante pomposo (L’istesso tempo)
Картина 2 9 Приготовление к балу (Джульетта и Кормилица) Andante assai. Scherzando
10 Джульетта-девочка Vivace
11 Съезд гостей (Менуэт) Assai moderato
12 Маски (Ромео, Меркуцио и Бенволио в масках) Andante marciale
13 Танец рыцарей Allegro pesante (главная тема)
Poco più tranquillo (вторая тема Джульетты и Париса)[8]
14 Вариация Джульетты Moderato (quasi Allegretto)
15 Меркуцио Allegro giocoso
16 Мадригал Andante tenero
17 Тибальд узнает Ромео Allegro
18 Гавот (Разъезд гостей) Allegro на музыку гавота из «Классической симфонии»
19 Сцена у балкона Larghetto
20 Вариация Ромео Allegretto amoroso
21 Любовный танец Andante
Действие II
Картина 3 22 Народный танец Allegro giocoso
23 Ромео и Меркуцио Andante tenero
24 Танец пяти пар Vivo
25 Танец с мандолинами Vivace
26 Кормилица Adagio scherzoso
27 Кормилица передает Ромео записку от Джульетты Vivace
Картина 4 28 Ромео у патера Лоренцо Andante espressivo
29 Джульетта у патера Лоренцо Lento
Картина 5 30 Народное веселье продолжается Vivo
31 Снова народный танец Allegro giocoso
32 Встреча Тибальда с Меркуцио Moderato попытка Ромео примирить Тибальда и Меркуцио
33 Тибальд бьётся с Меркуцио Precipitato
34 Меркуцио умирает Moderato
35 Ромео решает мстить за смерть Меркуцио Andante. Animato
36 Финал второго действия Adagio dramatico
Действие III
37 Вступление Andante
Картина 6 38 Ромео и Джульетта (Спальня Джульетты) Lento
39 Прощание перед разлукой Andante
40 Кормилица Andante assai
41 Джульетта отказывается выйти за Париса Vivace
42 Джульетта одна Adagio
43 Интерлюдия Adagio
Картина 7 44 У Лоренцо Andante
45 Интерлюдия L’istesso tempo
Картина 8 46 Снова у Джульетты Moderato tranquillo
47 Джульетта одна Andante
48 Утренняя серенада Andante giocoso мандолины за кулисами
49 Танец девушек с лилиями Andante con eleganza
50 У постели Джульетты Andante assai
Эпилог
Картина 9 51 Похороны Джульетты Adagio funebre
52 Смерть Джульетты Adagio (meno mosso del tempo precendente)

Примерная продолжительность — 145 минут.

Основные действующие лица

  • Капулетти[9] и Монтекки, главы двух враждующих семейств
  • Джульетта, дочь Капулетти
  • Ромео, сын Монтекки
  • Тибальд, племянник Капулетти
  • Меркуцио и Бенволио, друзья Ромео
  • Эскал, герцог Вероны
  • Патер Лоренцо, священник
  • Кормилица Джульетты
  • Парис, молодой дворянин, жених Джульетты
  • Жена Капулетти
  • Паж Ромео
  • Паж Джульетты
  • Хозяин кабачка
В середине оркестрового вступления занавес раздвигается, открывая зрителям трехстворчатую картину-триптих: справа — Ромео, слева — Джульетта, в центре — Лоренцо. Это эпиграф к спектаклю.[10]

Оркестровые сюиты

В 1936 году, ещё до первой постановки балета, Прокофьев написал две семичастные оркестровые сюиты на его музыку.
Первая сюита, op. 64 bis:

  1. Народный танец
  2. Сцена (Улица просыпается)
  3. Мадригал
  4. Менуэт (Съезд гостей)
  5. Маски
  6. Ромео и Джульетта (Сцена у балкона. Любовный танец)
  7. Гибель Тибальда (часть скомпонована из музыки № 6, 33, 35, 36)

Премьера сюиты состоялась 24 ноября 1936 г. в Москве с оркестром под управлением Г. Себастьяна. Примерная продолжительность сюиты — 27 минут.

Вторая сюита, op. 64 ter:

  1. Монтекки и Капулетти (Приказ Герцога. Танец рыцарей)
  2. Джульетта-девочка
  3. Патер Лоренцо (Ромео у патера Лоренцо)
  4. Танец (Танец пяти пар)
  5. Ромео и Джульетта перед разлукой
  6. Танец антильских девушек (др. название: Танец девушек с лилиями)
  7. Ромео у могилы Джульетты (Похороны Джульетты)

Премьера сюиты состоялась 15 апреля 1937 г. в Ленинграде с оркестром под управленим автора. Примерная продолжительность сюиты — 30 минут.

В 1946 году Прокофьев написал третью сюиту на музыку балета, op. 101:

  1. Ромео у фонтана (Вступление. Ромео)
  2. Утренний танец
  3. Джульетта (Вариация Джульетты. Джульетта у патера Лоренцо)
  4. Кормилица (Приготовление к балу. Кормилица)
  5. Утренняя серенада
  6. Смерть Джульетты

Премьера сюиты состоялась 8 марта 1946 г. в Москве с оркестром под управлением В. Дегтяренко.

Фортепианная сюита

В 1937 году, ещё до первой постановки балета, Прокофьев написал фортепианную сюиту из его музыки. В том же году она впервые прозвучала в исполнении автора. Сюита была опубликована в 1938 году под названием «Ромео и Джульетта. Десять пьес для фортепиано, op. 75»:

  1. Народный танец
  2. Сцена
  3. Менуэт
  4. Джульетта-девочка
  5. Маски
  6. Монтекки и Капулетти
  7. Патер Лоренцо
  8. Меркуцио
  9. Танец антильских девушек
  10. Ромео и Джульетта перед разлукой

Премьера в Чехословакии

Премьера балета в сокращении (на музыку первой и второй оркестровых сюит) прошла 30 декабря 1938 года в Национальном театре в Брно Балет в 1 акте, балетмейстер-постановщик Иво Ваня Псота, художник-постановщик В. Скрушный, дирижёр К. Арнольди. Либретто: А. И. Пиотровский, С. С. Прокофьев, С. Э. Радлов. Художник В. Скрушный.

Действующие лица
  • Джульетта — Эва Шемберова (чеш. Zora Šemberová)
  • Ромео — Иво Псота

Постановка имела большой успех.

Сценическая жизнь балета

Галина Уланова и Юрий Жданов, 1954

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Премьера прошла 11 января 1940 года

Балет в 4 актах 9 картинах с прологом и эпилогом, балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский, художник-постановщик Пётр Вильямс, дирижёр-постановщик Исай Шерман[11]

Действующие лица

28 декабря 1946 года — возобновление, балетмейстер Леонид Лавровский. Театр им. Кирова. Художник: П. В. Вильямс.

27 апреля 1991 года — возобновление, дирижёр-постановщик Александр Вилюманис[латыш.]

Действующие лица

Большой театр

28 декабря 1946 года — балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский, художник-постановщик Пётр Вильямс, дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица

Спектакль прошёл 210 раз, последнее представление — 20 марта 1976 года. В 1979 году спектакль был перенесён на сцену Кремлёвского Дворца съездов, последнее представление — 21 июня 1980 года.

26 июня 1979 года

Новая постановка — балет в 3 актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис

Действующие лица

Спектакль прошёл 67 раз, последнее представление — 29 марта 1995 года.

25 декабря 1995 года — возобновление постановки Леонида Лавровского, балетмейстер-постановщик Вячеслав Гордеев, дирижёр-постановщик Александр Копылов

Действующие лица
  • Джульетта — Надежда Грачёва, (затем Галина Степаненко, Нина Ананиашвили, Анна Антоничева, Инна Петрова)
  • Ромео — Андрей Уваров, (затем Сергей Филин, Алексей Фадеечев, Дмитрий Белоголовцев)
  • Тибальд — Александр Ветров, (затем Марк Перетокин, Владимир Моисеев, Дмитрий Белоголовцев)
  • Меркуцио — Николай Цискаридзе, (затем Константин Иванов, Александр Петухов, Михаил Шарков, Дмитрий Гуданов)

Спектакль прошёл 18 раз, последнее представление 5 января 2000 года

13 декабря 2003 года

Новая постановка — балет в 2 актах, либретто Деклана Доннеллана, Раду Поклитару и Николаса Ормерода, режиссёр Деклан Доннеллан, балетмейстер Раду Поклитару, художник-постановщик Николас Ормерод, дирижёр-постановщик Гинтарас Ринкявичус

Действующие лица
  • Джульетта — Мария Александрова, (затем Анастасия Меськова)
  • Ромео — Денис Савин, (затем Ян Годовский)
  • Тибальт — Денис Медведев, (затем Александр Петухов)
  • Меркуцио — Юрий Клевцов, (затем Марк Перетокин)
  • Леди Капулетти — Илзе Лиепа, (затем Мария Исплатовская)
  • Парис — Александр Волчков, (затем Георгий Гераскин)

Спектакль прошёл 18 раз, последнее представление 29 января 2005 года

Nadja Sellrup and Pascal Jansson, Шведский Королевский балет, 2010
Финальная сцена из балета в постановке Юрия Григоровича, 2010, Ромео — Артём Овчаренко, Джульетта — Нина Капцова

21 апреля 2010 года — новая редакция в 2 действиях, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Андрей Аниханов

Действующие лица
  • Джульетта — Анна Никулина, (затем Нина Капцова, Екатерина Крысанова)
  • Ромео — Александр Волчков, (затем Артём Овчаренко, Руслан Скворцов)
  • Тибальт — Михаил Лобухин, (затем Юрий Баранов, Павел Дмитриченко)
  • Меркуцио — Вячеслав Лопатин, (затем Андрей Болотин, Дмитрий Загребин)

Постановки в других театрах

Балет в 3 актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис

Действующие лица

В 2 актах, балетмейстер-постановщик Константин Иванов, художник-постановщик Борис Голодницкий, дирижёр-постановщик Михаил Адамович; Ромео — Константин Иванов, Джульетта — Мария Максимова, Меркуцио — Александр Зверев, Тибальт — Александр Самохвалов, Бенволио — Константин Коротков

Экранизации

Дискография

Музыку балета записывают, как правило, в виде сюит (наиболее обширна дискография Второй сюиты). Среди дирижёров, записавших музыку к «Ромео и Джульетте» целиком, Владимир Ашкенази (с лондонским Королевским филармоническим оркестром), Валерий ГергиевЛондонским симфоническим оркестром), Альгис Жюрайтис (с оркестром московского Большого театра), Лорин Маазель (с Кливлендским оркестром), Андре Превен (с Лондонским симфоническим оркестром).

Библиография

Монета Банка России — Серия: «Искусство», 225-летие Большого театра
  • Орджоникидзе Г. «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева // Музыка советского балета. — М.: Гос. муз. изд-во, 1962. — С. 200—236. — 256 с. — 5500 экз.
  • Добровольская Г. Из истории создания «Ромео и Джульетты» С. С. Прокофьева // Музыка советского балета. — М.: Гос. муз. изд-во, 1962. — С. 237—256. — 256 с. — 5500 экз.
  • Л. Лавровский. «Ромео и Джульетта» — История спектакля // Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. — М.: ВТО, 1983. — 426 с. — 10 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Григорович. — М.: Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Смирнов Ю. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. — М.: Фолиант, 2005. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94210-025-X.
  • Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 5-699-19631-5.
  • Колесников А. Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2007. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-902492-05-4.
  • Ванслов В. Хореограф Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2009. — 248 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-902492-13-9.
  • Велижева Н. Константин Иванов подправил Шекспира // Марийская правда : газета. — Йошкар-Ола, 2005. — № 16 ноября.

Примечания

  1. Русский балет. Энциклопедия / Редакторы Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова. — БРЭ, «Согласие», 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.
  2. Светлана Петухова. Балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», М., 2018, стр. 31-32 // Мендельсон-Прокофьева М.А. Дневники., М., 2012, стр. 485-488.
  3. Л. Лавровский. «Ромео и Джульетта» — История спектакля // Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. — М.: ВТО, 1983. — 426 с. — 10 000 экз.
  4. Из воспоминаний Львова-Анохина в книге о Лавровском, глава 2, с. 11.
  5. Соллертинский. Статья «Ромео и Джультта» // в книге о Лавровском. — М.: ВТО, 1983. — С. 167. — 10 000 экз.
  6. Ю. Файер. Статья балет Прокофьева «Ромео и Джультта» // в книге о Лавровском. — Москва: ВТО, 1983. — С. 174. — 10 000 экз.
  7. Львов-Анохин. о балете «Ромео и Джультта» // в книге о Лавровском. — М.: ВТО, 1983. — С. 14. — 10 000 экз.
  8. Иван Мартынов. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974. — 558 с. — 30 000 экз.
  9. В клавире балета (М.: Музыка, 1976) Капулети (с одним «т»), в большинстве других советских нотных изданий — Капулетти.
  10. 100 балетных либретто, изд. 2-е, сост. Л. А. Энтелис, Л.: Музыка, 1971
  11. Ромео и Джульетта. официальный сайт Мариинского театра. Архивировано 7 июня 2012 года.
  12. 134-й спектакль со дня первого представления
  13. Источник: Программка Марииского театра, 1991

Ссылки