Радлов, Сергей Эрнестович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Радлов
Дата рождения 23 августа (4 сентября) 1892(1892-09-04)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 27 октября 1958(1958-10-27) (66 лет)
Место смерти Рига, Латвийская ССР, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия театральный режиссёр
Годы активности 1918—1957
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1939
Заслуженный артист РСФСР — 1933 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1939

Серге́й Эрне́стович Ра́длов (23 сентября (5 октября) 1892, Санкт-Петербург — 27 октября 1958, Рига) — советский театральный режиссёр и педагог, драматург, теоретик и историк театра. Заслуженный артист РСФСР (1933), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Коллаборационист, служивший вместе с женой Анной в особом отделе «Винета» Министерства пропаганды Третьего Рейха, занимавшемся антисоветской пропагандой на оккупированных территориях СССР.

Биография

Ранние годы

Сергей Радлов — сын Эрнеста Леопольдовича Радлова. В 1914 году женился на Анне Дмитриевне Дармолатовой (1891—1949), русской поэтессе и переводчице.

В 1916 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1913—1917 годах сотрудничал со Всеволодом Мейерхольдом в Студии на Бородинской ул. и в журнале «Любовь к трем апельсинам»[1].

В 1918—1919 годах Радлов работал в Петроградском отделении Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса, а также в культурно-массовых организациях Петроградского ВО и Балтийского флота.

Театральный деятель

В 1918 году основал Театр экспериментальных постановок, просуществовавший недолго. В 1919 году работал в Театре Народного дома и в театре «Студия». В ноябре 1919 года основал Театр художественного дивертисмента, переименованный в январе 1920 года в Театр народной комедии, который возглавлял до его закрытия в январе 1922 года[1][2].

Радлову особенно удавались массовые театрализованные зрелища: в постановках массовых действ «Блокада России» и «К мировой коммуне» в 1920 году участвовали несколько тысяч человек. В 1922 году он поставил грандиозное зрелище «Победа Революции» в Оперном театре Народного дома[3].

В 1920—30-х годах Сергей Радлов ставил спектакли в Ленинградском академическом театре оперы и балета и в Академическом театре драмы, а также был их художественным руководителем (1931—1934 и 1936—1938 годах соответственно). Одновременно с 1928 года возглавлял созданный им театр, работавший под именем Молодой театр (с 1934 года — Театр-студия под руководством С. Э. Радлова, в 19391942 годах — Театр имени Ленинградского Совета[4][5]), где ставил преимущественно пьесы В. Шекспира: «Отелло» (1932, 1935 — две ред.), «Ромео и Джульетта» (1934, 1939), «Гамлет» (1938). В 1940 году поставил «Бесприданницу» А. Н. Островского. В 1935 году поставил «Отелло» в Малом театре и «Короля Лира» в ГОСЕТе.

Коллаборационист

В марте 1942 года Радловы были эвакуированы с театром в Пятигорск. В августе немцы заняли город, и часть труппы вместе с Радловыми оказалась в оккупации. В январе 1943 года немцы отправили театр в Запорожье, затем в Берлин[3].

Радлов вместе со своей труппой был принят в группу пропаганды для военнопленных и остарбайтеров особого отдела Министерства пропаганды Рейха «Винета», при которой имелись артисты и различные «творческие коллективы»[6]. Группе было поручено обслуживание создаваемых «добровольческих» прогерманских частей из советских военнопленных. Их требовалось охватить средствами информации и пропаганды: прессой, радио, фильмами, брошюрами и т. д.[7]. Радловский театр был поставлен на довольствие как «Драматический ансамбль по обслуживанию лагерей восточных рабочих»[3].

Радловы в конце войны оказались на юге Франции, в местечке Ла Фоссет под Тулоном, где радловская труппа гастролировала в лагерях для советских военнопленных. А после освобождения южного побережья Франции труппа в очередной раз сменила название, став «Ленинградским театром Ленсовета под руководством Сергея Радлова, Заслуженного деятеля искусств СССР»[3].

Осуждение

По предложению советской миссии Радловы 23 февраля 1945 года вернулись в СССР[3]. Были арестованы, обвинены в измене Родине и сотрудничестве с оккупантами и 17 ноября 1945 года осуждены Верховной коллегией Верховного суда РСФСР по ст. 58-1 п. «а» УК РСФСР на десять лет лагерей. Радлов был лишен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР и Ордена Трудового Красного знамени[3].

Оказавшись в "Волгострое" под Рыбинском, Радловы продолжили работать по профессии. Радлов возглавил самодеятельный театр, Анна занималась с актёрами сценической речью . Она умерла от инсульта 23 февраля 1949 года. Узнав о её смерти, Сергей Эрнестович пытался покончить с собой и впоследствии высказался о своей судьбе так: «То, что я продолжаю существовать, доказывает мне, что я трус и подлец и что гнусный инстинкт самосохранения оказался сильнее логики, разума, чувства долга и приличия…»[3]

После расформирования лагеря и его театра в 1951 году Радлова перевели на мехзавод с той же задачей - руководить самодеятельностью[3].

Он был освобождён осенью 1953-го, но без реабилитации и права проживания в Москве и Ленинграде[8].

В Даугавпилсе

Заместитель министра культуры Латвийской ССР Вольдемар Калпиньш вспоминал, что увидев в списке ожидавших приема посетителей Сергея Радлова, он понял, что «такого режиссера нельзя выпускать из республики. Единственная вакансия была в Даугавпилсе. Рассказал, что город не театральный, что в репертуарном и художественном отношениях русский театр в упадке, что городское начальство культурой не интересуется. Сказал, что в Даугавпилсе театр нужно создавать практически заново, из ничего… Это последнее место в республике, но, к сожалению, ничего другого пока нет. Сергей Радлов дал понять, что это его не пугает. Он сказал, что ему нужны сцена и актеры, а со всем остальным он справится. Ждал, когда он начнет говорить о зарплате и жилье. Он, однако, не просил ни зарплаты, ни жилья. Единственная просьба, что у него была, – позволить взять актера Яковлева, который тоже недавно был освобожден из заключения. И хотя актерских вакансий не 6ыло, я согласился. Радлов сообщил, что собирается ставить «Гамлета». Предупредил его, что труппа пестрая и сборная, материальные возможности театра – беднейшие. Ждал, что он начнет просить денег на постановку, на декорации. Но ничего такого он не просил. Со всем соглашался. Понял, что в лагере он работал в тяжелейших условиях, сравнительно с которыми Даугавпилс предлагал ему сказочные возможности»[9].

В октябре 1953 года Радлов начал работать в Даугавпилсе[9].

Бывший артист Калининского театра Василий Яковлев, осуждённый за сотрудничество с оккупантами в организации библиотек, был освобожден в 1949 году и стал актёром Щербаковского (Рыбинского) драматического театра. Повторив поставленный когда-то в лагере спектакль «Гамлет» в Даугавпилсском русском драматическом театре, Радлов вместе с Яковлевым произвели в городе фурор[3]. Во время гастролей в Риге с 15 июня по 25 июля спектакль Радлова оказался более востребованным, чем постановка «Гамлет» Московского театра имени Моссовета, что вызвало возмущение труппы последнего, не ожидавшего такой конкуренции на своих гастролях с 4 июля по 1 августа [9].

Затем Радлов поставил в Даугавпилсе драму Ярослава Галана «Любовь на рассвете» (1953), комедию Карло Гольдони «Брак по дружбе».

В Риге

С 19 октября по 19 ноября 1954 года Радлова командируют в Ригу для работы над спектаклем в Рижский театр русской драмы[9].

11 января 1955 года Радлов был зачислен на должность артиста высшей категории[9], а 25 января переведён очередным режиссёром в Рижский театр русской драмы с окладом 1500 рублей в месяц. Здесь он продолжил «шекспириану» — поставил «Короля Лира» (22 ноября 1954), «Макбета» (1957), в рижском Театре юного зрителя в 1955 — «Ромео и Джульетту» (совместно с П. Хомским, будущим главным режиссёром Московского театра им. Моссовета). Поставил ряд произведений классического репертуара («Ночь ошибок» Голдсмита, «Привидения» Ибсена, «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема и несколько пьес советских авторов).

В апреле 1956  года Министерство культуры Латвийской ССР делегировало Радлова с докладом в Москву на шекспировскую» конференцию[9].

В 1957 году был реабилитирован. Мечтая вернуться в Ленинград, он писал своему товарищу Николаю Черкасову: «С тех пор, как я обедал у Вас, я стал и лучше и хуже. Лучше потому, что у меня теперь чистый паспорт, с меня снята судимость и лишения в правах, и я могу жить, где угодно. Хуже потому, что я пережил довольно неприятный инсульт, и с тех пор удивительно остро и болезненно воспринимаю всякие, даже маленькие царапины и щелчки судьбы. Вот почему мысль, что я напишу просьбу пригласить меня в Ленинград и получу отказ, так меня пугает, что я предпочитаю весь остаток жизни безвыездно прожить в Риге, чем пройти сквозь это, пусть даже миниатюрное унижение…»[3]

Летом 1958 года Рижский театр представил в Ленинграде радловские «Привидения» и «Короля Лира», которые активно обсуждались во Всесоюзном театральном обществе. Радлов планировал ставить в Пушкинском театре «Антония и Клеопатру» Шекспира, но эти планы не осуществились.

Режиссёр скончался 27 октября 1958 году, похоронен на кладбище Райниса в Риге. На памятнике надпись — последние слова Гамлета в переводе Анны Радловой:

Пусть будет так… Горацио, я мёртв.
А ты живёшь — так расскажи правдиво
Всё обо мне и о моих делах
Всем, кто захочет знать.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

Творчество

Постановки в театрах

Курсы мастерства сценических постановок (Кумасцеп)

Театр народной комедии

  • С. Радлов "Обезьяна-доносчица"
  • С. Радлов "Пленник"
  • У. Шекспир "Виндзорские проказницы"

Театрально-исследовательская мастерская С. Э. Радлова

Академический театр драмы — Александринский театр

Акопера (Мариинский театр)

Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ)

  • М. Даниэль "Четыре дня" (1931, совместно с С. Михоэлсом)
  • У. Шекспир. «Король Лир» (1935)

Малый театр

  • У. Шекспир. «Отелло» (1935)

Театр под руководством С. Э. Радлова

  • Б. Папаригопуло, «Взрыв» (1931)
  • У. Шекспир. «Отелло» (1932, 1935)
  • Г. Ибсен. «Привидения» (1933)
  • У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (1934, 1939)
  • А. Афиногенов. «Далёкое» (1935)
  • А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», 1937)
  • У. Шекспир. «Гамлет» (1938)
  • А. Н. Островский «Бесприданница» (1940)
  • О. Уайльд. «Идеальный муж» (1940)
  • А. Дюма. «Дама с камелиями» (сезон 1941/42, в блокадном Ленинграде)
  • У. Шекспир. «Гамлет» (1942, Запорожье)
  • А. Н. Островский. «Без вины виноватые» (1943, Франция)

Даугавпилсский театр

  • У. Шекспир. «Гамлет» (1954)

Рижский русский драматический театр

  • У. Шекспир. «Король Лир» (1954)
  • У. Шекспир. «Макбет» (1957)

Рижский театр юного зрителя

  • У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (совместно с П. Хомским, 1955).

Оперетты (на разных сценах):

  • «Девушка-сыщик» (1924)
  • «Соня». (1926)
  • В. Ранцатто. «Женихи на колёсах» (1927)

Массовые зрелища (Петроград)

Семья

Жена (с 1914 года) — Анна Дмитриевна Дармолатова (1891—1949), русская поэтесса и переводчица. Летом 1926 года супруги развелись, Анна вышла замуж за инженера Корнелия (Корнилия) Павловича Покровского (1891—1938), причём они продолжали жить в одной квартире, как и ранее. Об этом «mariage de trois» упомянул вернувшийся в СССР из эмиграции Д. П. Святополк-Мирский в одном из своих писем, назвав Радлову «…the wife of two men, one of whom is a verу old friend of mine…». В 1938 году Покровский, на протяжении многих лет входивший в круг поэта Михаила Кузмина, в ожидании очередного ареста покончил с собой, оставив предсмертные письма Радлову и своей бывшей жене[10][11].

После смерти жены Сергей Эрнестович принимал в Риге и на даче в Юрмале (Асари, ул. Семафора, 6) её сестру, скульптора Сарру Дмитриевну Лебедеву (1892-1967).

В Даугавпилсе, а потом Риге у С.Э. Радлова были отношения с врачом Надеждой Романовной Бакаловой[9].

Сочинения

  • Радлов С. Э. Статьи о театре: 1918 – 1922. — Петроград: Центральное кооперативное издательство "Мысль", 1923. — 95 с.
  • Радлов С. Э. Десять лет в театре. — Л.: Прибой, 1929. — 328 с.
  • Radlovs Sergejs. Aristofans - mūsu laikabiedrs [Аристофан - наш современник] // Literatūra un Māksla. 1954. № 52. 26 дек. С.8. (на латышском языке)[9].

Награды и звания

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Кириллов А. А. Радлов С.Э. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 13 июля 2012. Архивировано 18 апреля 2016 года.
  2. ИРЛИ. Фонд 654. Оп. 8. Ед. хр. 91.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Сергей Евгеньев. Маршрут «Париж – Лубянка». Вести Санкт-Петербург (20 июля 2022).
  4. К. Эд. Радлов, Сергей Эрнестович // Театральная энциклопедия (Гл. ред. П. А. Марков). — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 4.
  5. Не следует путать с ленинградским Новым театром, переименованным в Театр им. Ленсовета в 1953 году
  6. Белков Алексей Николаевич. "ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1.
  7. Жуков, Дмитрий Александрович. Власовцы и нацистская пропаганда. — М., 2000. — ISBN 5-88979-075-7. — c. 30-32.
  8. Кена Видре. В мастерской у Фалька // «Вестник» : журнал. — 14 апреля 2004. — № 8(345).
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 Борис Равдин. СЕРГЕЙ РАДЛОВ - К ПОСТАНОВКЕ РИЖСКОЙ БИОГРАФИИ. Русские Латвии. Рижский альманах. Кн.3. - Рига, ЛОРК, 2012, стр. 180-202 (2012).
  10. Кузмин М. Дневник 1934 года. — СПб., 1998. — С. 381—382.
  11. Брат Корнилия Покровского Владимир (1893—1973), тоже инженер, был отчимом детского писателя Гергия Юрмина.

Литература

  • Золотницкий Д. И. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. — СПб., 1999.
  • Сальман М. Г. О Сергее Радлове и Осипе Мандельштаме (по архивным источникам) // Slavica Revalensia. V. Таллинн: Издательство Таллиннского университета, 2018. С. 133 – 208.

Ссылки