Перейти к содержанию

Ретрофутуризм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Amazing Stories», август 1928 года. На обложке изображён символ будущего — реактивный ранец.

Ретрофутуризм (англ. retrofuturism, retrofuturistic, retrofuture) — жанр фантастики, описывающий мир будущего, базирующегося на технологиях (а также моде, стилистике и т. д.) прошлого или настоящего, которые в реальном мире, как правило, вышли или выйдут из употребления. Иначе говоря, представления о будущем из прошлого.

К концу XX века ретрофутуризм разросся из популярной культуры, очаровывая связью будущего с прошлым, а также истории, постмодернизма с прогрессом. Если футуризм описывает представления о том, что будет, то ретрофутуризм отражает воспоминания об этих версиях. Ретрофутуризм отражает потерю веры в прогресс, неудовольствие настоящим и потому выражает ностальгическое желание, эстетический взгляд назад, представляет современность в таком аспекте, который, по понятным причинам, не имеет места[1].

Происхождение термина

Согласно журналу «Retrofuturism», который выходил с 1988 по 1993 годы, впервые слово «ретрофутуризм» произнёс в 1983 году журнальный редактор Ллойд Данн (Lloyd Dunn)[2][3][4]. Термин связан с более широким понятием «ретро», берущим начало в начале 1970-х годов и отражающим полуностальгическое полуироничное воззрение на прошлое[1].

История

Корни ретрофутуризма произрастают из эпохи Возрождения, когда христианское представление о небесном рае переродилось в поиск земного, утопичного. К XIX веку число мыслителей от Карла Маркса и Жозефа Фурье до Эдварда Беллами и Уильяма Морриса пересматривали взгляд на общественное устройство в поисках лучшего устройства. Промышленная революция подарила веру в возможную утопию, что жизнь будет только улучшаться. Однако после покорения космоса в 1960-х годах к 1970-му году наступил период отрицания и потеря интереса к прогрессу[1].

Темы ретрофутуризма начали развиваться активно в популярной культуре в 1970—1980-е годы, представляя «будущее» в узнаваемом стиле. К концу XX века «будущее» представлялось с оглядкой на архитектуру и дизайн начала века[1].

Подвиды жанра

  • Стимпанк — жанр, изображающей альтернативную вселенную будущего, вдохновлённую западной культурой, эстетикой викторианской эпохи и паровыми технологиями эпохи промышленной революции[5][6][7]. Основное действие этих произведений происходит в альтернативной линии викторианской эпохи или американского «Дикого Запада», где люди добились гораздо более значимого технологического прогресса в области паровой технологии. Неизменные атрибуты стимпака — паровые пушки, дирижабли, аналоговые компьютеры, аналитические машины итд[8][9]. Характер сюжетных линий в стимпанк-произведениямх сформирован под влиянием научно-фантастических романов XIX века Жюля Верна, Герберта Уэллса, Мэри Шелли и Эдварда С. Эллиса[10]. Стимпанк-поизведения часто затрагивают тему торжества технологического прогресса, эскапизма, сама история часто является приключением, героическим эпосом, или наоборот затрагивает жанр ужаса[11]. Часто в стимпанке наблюдаются элементы фэнтези, например магии[12]. Существует отдельное направление в жанре стимпанка — японский стимпанк, сторонний взгляд на фантастическое изображение Европы, где помимо паровых технологий часто изображаются паровые роботы, воздушные пираты, затрагивается тема о потенциально безграничных, но крайне опасных источниках энергии[13].
  • Дизельпанк — жанр, вдохновлённый эстетикой между эпохами первой и второй мировых воин, дизельными технологиями[14]. Если стимпанк — это торжество технологий будущего и эскапизм, то дизельпанк наоборот мрачен и антиупопичен. Дизельпанк-произведения чаще всего затрагивают тему тоталитаризма, военной диктатуры, жестоких экспериментов над людьми, второй мировой войны, где врагами выступают солдаты третьего рейха, основное действие часто происходит в альтернативной реальности, где победила Германия и её союзники или по крайне мере продолжает существовать, представляя основную угрозу[11]. В Дизельпанке технологии — это прежде всего оружие и инструмент для гнусных целей, причина морального упадка человечества. Вымышленное оружие в дизельпанке часто отсылает к вундерваффе — гипотетическому оружию будущего нацистской германии. Мир, изображённый в дизельпанке отражает культуру и моду между 20-ми и 50-ми годами, сочетание прямолинейного стиля ар-деко и «декаданса» или тоталитарной эстетики. Мир выделяется обилием индустриальных пейзажей, все устройства работают на дизельном топливе. Мрачная эстетика дизельпанка сочетается с жанром нуара[15]. Чтобы исключить темы, связанные с антиутопией, мировыми войнами и тоталитаризмом, но при этом сохранить эстетику ар-деко или дизельной технологии, был предложен термин декопанк. Характерный пример такого произведения — «Метрополис». Декопанк, как и стимпанк затрагивает эскапистские темы и более фантастические истории[16][17].
Панель управления «Сокола тысячелетия», созданная по подобию аналоговой техники конца XX века. Является формой ретрофутуризма.
  • Атомпанк — жанр, вдохновлённый эстетикой середины XX века, периодом изобретения атомного оружия и атомных реакторов, космической гонки и разгаром холодной войны между США и СССР. В произведениях этого жанра люди осваивают далеко продвинутые технологии на основе атомной энергетики, осваивают космические путешествия, сталкиваются с пришельцами[18]. Внешняя эстетика — это минимализм, преобладание белого цвета, сочетание ярких противоположных тонов, округлые линии и отсутствие острых углов[18]. Как и стимпанк — атомпанк наполнен положительной атмосферой, затрагивает торжество технологий и прогресса человечества. Сюжетные линии часто эскапистские, многие истории с супергероями происходят в атомпанке[18][19]. Атомпанк делится на два основных направления, американской и советской точки зрения[18]. С советской точки зрения — это сталинистская эстетика или советский модернизм, а также воплощение идеи утопического коммунистического строя. В Америке, это сочетание будущего с эстетикой гуги или рейганской готики[англ.], шпионаж, страх перед красной угрозой[18]. Ядерные технологии играют двойственную роль, с одной стороны — это почти неиссякаемый источник энергии и будущее человечества, с другой стороны — самое опасное оружие. Атом-панк произведения любят спекулировать на страхе перед ядерной войной и её последствиями[18]. Жанр атомпанка и его эстетика сформированы во многом на основе американских фантастических фильмов из 1950-х/60-х годов[20]. Так расцвет жанра космической оперы пришёлся а середину XX века, часто атомпанк ассоциируется именно с этим жанром[21]. Сам термин «ретрофутуризм» по умолчанию подрозумевается, как атомпанк.
  • Кассетный футуризм — подрозумевает любую фантастику или мир бущуего, где технологии будущего, космические корабли и средства связи вдохновлены аналоговой технологией второй половины XX века, предшествующей цифровизации. Под этим определением стали подразумевать вселенные, изображённые в разных научно-фантастических произведениях конца XX века, например «Чужой», Ковбой Бибоп, Mobile Suit Gundam и другие. В таких произведениях человечество осваивает космические полёты, изобретает продвинутые технологии, например боевых роботов, но технологии будущего сосуществуют с устаревшими устройствами: кинескопными экранами, примитивными средствами коммуникации, интернета и связанных с ним явлений не существует[22].
  • Киберпанк — жанр, изначально сформировавшийся, как видение антиутопического будущего в научно-фантастических произведениях Новой волны между 1960-ми и 1980-ми годами. Современным прообразом жанра принять считать фильм «Бегущий по лезвию»[23]. В итоге киберпанк стал сочетать в себе идею антиутопии, мрачного будущего и эстетику синтвейва, вдохновлённую модой и технологиями 1980-х годов. Типичные атрибуты киберпанка — неоновые цвета, преступность, моральное разложение общества, виртуальная реальность[24], кибернетика. Мегаполисы — основное место действия, созданы чаще всего по образу городов азии — Гонконга[25][26]. Источником зла выступают всесильные корпорации и корпоративная элита[27]. Жанр затрагивает стирание грани между человеком и машинами, люди могут заменять свои части тела механизмами. Как и в дизельпанке, технологии в киберпанке — источник угрозы, но не как оружия массового поражения, а как силы, которая может выйти из под контроля и угрожать людям, лишая человечности будущие поколения, или прямо угрожая истребить человечество (восстание машин). На формирование жанра во многом повлияли произведения из Японии[28].

Примеры в культуре

«Тучеразгонитель» на паровой тяге на карточке 1900 года из цикла «Германия в XXI веке»
«Паровоз-пароход» на карточке 1900 года из цикла «Германия в XXI веке»

Литература

Первые романы жанра связаны с фабрикой и паром, когда после второй промышленной революции появление двигателя внутреннего сгорания, автоматизации, телеграфа и электричества рождали оптимистические надежды на будущее. Сюда относятся Эдисонады, повествующие о выдающемся молодом изобретателе и его изобретениях, книга «Паровой человек в прериях» (1868) Эдварда Эллиса и последующие произведения вроде серии о Фрэнке Риде. Воздушный шар с пропеллером, автоматизированные раздвижные двери и пулевидные ракеты Жюля Верна и Герберта Уэллса возбуждали фантазии поколений и дарили веру в то, что развитые наука и технология помогут изменить мир[1].

Футурологическое представление Жюля Верна в романе «Париж в XX веке» (1863) впервые опубликовано в 1994 году. Книга Герберта Уэллса «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль[англ.]» (1901) представляет форму литературной футурологии о существовавших прогнозах на науку будущего[1].

К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива «Смертные машины», роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia[29].

Рисунки

Лубянская площадь на карточке 1914 года «Москва в XXIII веке»

В 1910 году издательство «Villemard» выпустило серию открыток с собственными фантазиями мира 2000 года, где есть летающие пожарные и говорящие газеты[30]. В полной мере отвечают понятию ретрофутуризма книги и иллюстрации художника Альбера Робиды, наиболее знаменитая — «Электрическая жизнь».

Незадолго до Первой мировой войны в 1914 году по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем» вышел цикл из восьми футуристических почтовых карточек «Москва в XXIII веке». На оборотной стороне карточки каждого вида находилась краткая аннотация к рисунку. Данные об авторе (либо авторах) рисунков и текста на самих карточках и в печатных источниках не сохранились[31]. В 2010 году компания «Красный Октябрь», являющаяся правопреемником Эйнема, перевыпустила данную серию.

Кинематограф

Первым примером кинематографа считается фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902)[1]. В стилистике 1950-х годов с влиянием баухауса выдержан фильм «Гаттака» (1997)[32].

Также можно назвать фильмы «Подручный Хадсакера», «Тёмный город», «Бразилия», «Земля будущего», а также серия фильмов о Бэтмене режиссёра Тима Бёртона. Элементы ретрофутуризма (стилистика 70-х годов XX века) также хорошо прослеживаются в фантастическом фильме «Время» режиссёра Эндрю Никкола.

Музыка

В среде любителей высококачественного аудио находят своё место в том числе и ламповые усилители различного качества и сложности; также переживает «второе рождение» культура грампластинок. Так же частным случаем является жанр vaporwave.

Видеоигры

Яркими примерами ретрофутуризма в современной культуре являются серии компьютерных игр Fallout и BioShock. В Fallout события разворачиваются в далёком будущем, через столетия после предполагаемой ядерной войны, практически полностью уничтожившей человеческую цивилизацию, но будущее выглядит так, как его представляли американцы середины XX века. Действие игры BioShock разворачивается в 1960 году в подводном городе под Атлантическим океаном, показывая сильно развитые технологии в декорациях середины XX века.

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Rob Latham. 33 // Retrofuturism and Steampunk (англ.). — The Oxford Handbook of Science Fiction. — Oxford University Press, 2014-09-01. — P. 434—444. — 641 p. — ISBN 9780199838851. Архивная копия от 3 декабря 2017 на Wayback Machine
  2. Paul McFedries. retrofuturism. Word Spy (13 декабря 2000). Дата обращения: 8 мая 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  3. Retrofuturism. Дата обращения: 21 сентября 2011. Архивировано 3 марта 2016 года.
  4. PSRF Retrograde Archive : p28. Psrf.detritus.net. Дата обращения: 8 мая 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  5. Definition of steampunk. Oxford University Press. Дата обращения: 6 октября 2012. Архивировано 24 июля 2012 года.
  6. Latham, Rob. The Oxford Handbook of Science Fiction. — 2014. — P. 439. — ISBN 9780199838844.
  7. What Is Steampunk All About? Gear Gadgets and Gizmos. www.geargadgetsandgizmos.com/ (25 September 2017). Дата обращения: 23 февраля 2020.
  8. VanderMeer, Jeff. The Steampunk Bible: An Illustrated Guide to the World of Imaginary Airships, Corsets and Goggles, Mad Scientists, and Strange Literature / Jeff VanderMeer, S. J. Chambers. — New York : Abrams Image, 2011. — ISBN 978-0810989580.
  9. Grossman, Lev (December 14, 2009). «Steampunk: Reclaiming Tech for the Masses».
  10. Strickland, Jonathan Famous Steampunk Works. HowStuffWorks (Feb 15, 2008). Дата обращения: 18 мая 2008.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Carrott, Johnson (2013), p. 154
  12. Clute, John. The Encyclopedia of Fantasy / John Clute, John Grant, Mike Ashley … [и др.]. — New York : St. Martin's Griffin, 1999. — P. 895–896. — ISBN 9780312198695.
  13. Cavallaro, Dani. Nadia: The Secret of Blue Water (Fushigi no Umi no Nadia) // The Art of Studio Gainax: Experimentation, Style and Innovation at the Leading Edge of Anime. — McFarland & Company, 2015. — P. 40–53 (40-1). — ISBN 978-1-4766-0070-3.
  14. McStotts (2014), p. 170
  15. Ramos, Iolanda (2020). «Alternate World Building: Retrofuturism and Retrophilia in Steampunk and Dieselpunk Narratives». Anglo Saxonica 17 (1): 5. doi:10.5334/as.23.
  16. Why "Decopunk" Deserves to Be Bigger than Steampunk (англ.) ?. B&N Reads (10 февраля 2017). Дата обращения: 22 января 2023.
  17. Isaac. What is Decopunk? A subversive art deco genre! (неопр.). Sorcerer of Tea (25 августа 2019). Дата обращения: 22 января 2023.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 Sterling, Bruce (2008-12-03). «Here Comes 'Atompunk.' And It's Dutch. So there».
  19. Doctorow, Cory Atompunk: fetishizing the atomic age. Boing Boing (December 3, 2008). Дата обращения: 25 июня 2015.
  20. Elhefnawy, Nader. The Many Lives and Deaths of James Bond: Second Edition. — 2015. — P. 187.
  21. Thomson, Gemma Cyberpunk and Raypunk. RaygunGoth. WordPress.
  22. Meg Bonnes, Ashlea Banon. Cassette Futurism: Streaming, Repair and the Allure of Old Tech (англ.). farragomagazine.com. Дата обращения: 22 января 2023.
  23. The Cyberpunk Movement – Cyberpunk authors. Humanities Advanced Technology and Information Institute. Дата обращения: 20 марта 2009. Архивировано 20 июля 2009 года.
  24. Cyberpunk 2021.
  25. Redmond, Sean. Liquid Metal: The Science Fiction Film Reader. — Wallflower Press, 2004. — P. 101–112.
  26. Wheale, Nigel. The Postmodern Arts: An Introductory Reader. — Routledge, 1995. — P. 107. — ISBN 978-0-415-07776-7.
  27. David, Brin. The Transparent Society : Will Technology Force Us to Choose Between Privacy and Freedom?.. — Basic Books, 1999. — ISBN 978-0-465-02790-3.
  28. Gibson, William (30 April 2001). «The Future Perfect».
  29. Борис Невский и Михаил Попов. Стимпанк: что это такое (рус.), Мир фантастики (18 марта 2006). Архивировано 21 февраля 2018 года. Дата обращения 4 декабря 2017.
  30. Villemard's Vision: 1910 Postcards Depict the Year 2000 | Urban Ghosts (англ.), Urban Ghosts Media (28 March 2011). Архивировано 4 декабря 2017 года. Дата обращения 3 декабря 2017.
  31. Айзек Бромберг. Фантазии о Москве // Очевидное и невероятное : научно-популярный журнал. — Х.: Наука и техника, 2008. — Октябрь (№ 4). — С. 22—25.
  32. Geoff King, Tanya Krzywinska, Charles R. Wood. Science Fiction Cinema: From Outerspace to Cyberspace. — Wallflower Press, 2000. — С. 76. — 150 с. — ISBN 9781903364031.

Литература

  • Шекли Р. Футурополис: Нереальные города научной фантастики и фантазии = Futuropolis: Impossible Cities of Science Fiction and Fantasy. — N. Y.: A&W Visual Library, 1978. — 120 p. — ISBN 0-89104-123-0.
  • Kilgore, De Witt Douglas. Astrofuturism: Science, Race, and Visions of Utopia in Space (англ.). — University of Pennsylvania Press, 2003. — ISBN 0-8122-1847-7.
  • Heimann, Jim. Future Perfect (неопр.). — Köln, London: Taschen, 2002. — ISBN 3-8228-1566-7.
  • Brosterman, Norman. Out of Time: Designs for the Twentieth Century Future (англ.). — ISBN 0-8109-2939-2.
  • Corn, Joseph J.; Brian Horrigan, Katherine Chambers. Yesterday's Tomorrows: Past Visions of the American Future (англ.). — JHU Press, 1996. — ISBN 0-8018-5399-0.
  • Canto, Christophe; Odile Faliu. The History of the Future: Images of the 21st Century (англ.). — Flammarion, 1993. — ISBN 2-08-013544-9.
  • Hodge, Brooke. Retrofuturism: The Car Design of J Mays (неопр.). — Museum of Contemporary Art, 2002. — ISBN 0-7893-0822-3.
  • Onosko, Tim. Wasn't the Future Wonderful?: A View of Trends and Technology From the 1930s (англ.). — Dutton, 1979. — ISBN 0525475516.
  • Wilson, Daniel H.[англ.]; Richard Horne. Where's My Jetpack?: A Guide to the Amazing Science Fiction Future that Never Arrived (англ.). — Bloomsbury USA, 2007. — ISBN 1-59691-136-0.

Ссылки