Шелли, Мэри

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мэри Шелли
англ. Mary Shelley
Дата рождения 30 августа 1797(1797-08-30)
Дата смерти 1 февраля 1851(1851-02-01) (53 года)
Гражданство Флаг Великобритании Великобритания
Род деятельности писательница
Направление Романтизм
Жанр Готический роман, фантастика, мистика
Язык произведений английский

Мэ́ри Ше́лли (англ. Mary Shelley, урождённая Мэри Уолстонкрафт Годвин англ. Mary Wollstonecraft Godwin) (30 августа 1797, Лондон1 февраля 1851, там же) — английская писательница, автор готического романа "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818), который считается ранним примером научной фантастики. Она также редактировала и продвигала произведения своего мужа, поэта-романтика и философа Перси Биши Шелли. Ее отцом был политический философ Уильям Годвин, а матерью - философ и активистка-феминистка Мэри Уолстонкрафт.

Мать Шелли умерла менее чем через месяц после ее рождения. Ее воспитывал отец, который дал ей богатое, хотя и неформальное образование, поощряя ее придерживаться его собственных анархистских политических теорий. Когда ей было четыре года, ее отец женился на соседке Мэри Джейн Клермонт, с которой у Шелли сложились непростые отношения.

В 1814 году у Шелли завязался роман с одним из политических последователей ее отца, Перси Биши Шелли, который уже был женат. Вместе со своей сводной сестрой Клэр Клермонт они с Перси уехали во Францию и путешествовали по Европе. По возвращении в Англию Шелли была беременна ребенком Перси. В течение следующих двух лет они с Перси столкнулись с остракизмом, постоянными долгами и смертью их преждевременно родившейся дочери. Они поженились в конце 1816 года, после самоубийства первой жены Перси Шелли, Харриет.

В 1816 году пара и сводная сестра Мэри, как известно, провели лето с лордом Байроном и Джоном Уильямом Полидори недалеко от Женевы, Швейцария, где Шелли задумала идею своего романа "Франкенштейн". Шелли уехали из Великобритании в 1818 году в Италию, где их второй и первый дети умерли до того, как Шелли родила своего последнего и единственного оставшегося в живых ребенка, Перси Флоренс Шелли. В 1822 году ее муж утонул, когда его парусная лодка затонула во время шторма близ Виареджо. Год спустя Шелли вернулась в Англию и с тех пор посвятила себя воспитанию сына и карьере профессионального писателя. Последнее десятилетие ее жизни преследовала болезнь, скорее всего, вызванная опухолью головного мозга, которая убила ее в возрасте 53 лет.

До 1970-х годов Шелли была известна главным образом своими усилиями по публикации произведений своего мужа и своим романом "Франкенштейн", который остается широко читаемым и вдохновил множество театральных и киноадаптаций. Недавние исследования позволили получить более полное представление о достижениях Шелли. Ученые проявляют все больший интерес к ее литературным произведениям, особенно к ее романам, которые включают исторические романы "Вальперга" (1823) и "Перкин Уорбек" (1830), апокалиптический роман "Последний человек" (1826) и два ее последних романа "Лодор" (1835) и "Фолкнер" (1837). Изучение ее менее известных работ, таких как книга о путешествиях "Странствия по Германии и Италии" (1844) и биографические статьи для "Кабинетной энциклопедии" Дионисия Ларднера (1829-1846), подтверждают растущее мнение о том, что Шелли оставалась политическим радикалом на протяжении всей своей жизни. В работах Шелли часто утверждается, что сотрудничество и сочувствие, особенно те, которые практикуются женщинами в семье, были способами реформирования гражданского общества. Эта точка зрения была прямым вызовом индивидуалистическому романтическому идеалу, пропагандируемому Перси Шелли, и политическим теориям эпохи Просвещения, сформулированным ее отцом Уильямом Годвином.

Биография

Мэри Шелли родилась в Лондоне, Англия, в семье известной преподавательницы и писательницы Мэри Уолстонкрафт и не менее известного философа и журналиста Уильяма Годвина, придерживавшегося либеральных, анархистских и атеистических взглядов. Её мать умерла вскоре после родов, и отец, вынужденный опекать Мэри и её единоутробную сестру Фэнни Имлей, вскоре женился снова. Под его руководством Мэри получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени.

Она встретила Перси Биша Шелли, такого же вольнодумца и радикала, как и её отец, когда Перси и его первая жена Гарриет посетили дом Годвинов в Лондоне. Летом 1814 года он и Мэри, которой тогда было только 16, полюбили друг друга. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Кларой Клэрмонт. Это был второй побег поэта, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.

Утешением для Мэри стали её работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей её жизни. Перси также был более чем удовлетворён своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию» — хотя она, так же как и до неё Гарриет, отказалась от его предложения разделить её с его другом Томасом Хоггом. Таким образом Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах.

В январе 1816 г. у них родился сын Вильям; его назвали в честь отца Мэри. 30 декабря 1816 г., вскоре после того, как жена Перси покончила жизнь самоубийством[1], он и Мэри венчались. В сентябре 1817 г. родилась дочь Клара, умершая через год. В июне следующего года скончался Вильям, а 12 ноября родился сын Флоренс. Перси утонул в июле 1822 г., возвращаясь из Ливорно домой на шхуне «Ариэль»[2].

До 1970-х годов Шелли была известна главным образом своими попытками опубликовать работы своего мужа, а также своим романом «Франкенштейн», который по-прежнему популярен и вдохновил многих людей на создание театральных и кинематографических экранизаций.

Умерла Мэри Шелли 1 февраля 1851 года.

Женевское озеро и «Франкенштейн»

В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт. Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном, результатом отношений Клэр с которым стала её беременность. Они прибыли на место 14 мая, а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе со своим врачом Джоном Уильямом Полидори. В это время Мэри Годвин просит обращаться к ней как к миссис Шелли. В деревне с названием Колоньи, рядом с Женевским озером, Байрон снимал виллу, а Перси Шелли — более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами.

«Лето было сырым и холодным, — вспоминала впоследствии Мэри, — беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому». Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта XVIII века Эразма Дарвина. Считалось, что он занимался вопросами гальванизации (в то время термин «гальванизация» означал не создание металлических покрытий электрогальваническим способом, а процесс воздействия электрического тока, — по методу Луиджи Гальвани, — на мёртвый организм, которое вызывало сокращение мышц и видимость оживления), и осуществимости возвращения мёртвого тела или разрозненных останков обратно к жизни. Даже ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал «сверхъестественный» рассказ. Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании «Франкенштейна»:

Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нём проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца.

Мэри начала работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы. Под влиянием энтузиазма Перси Шелли новелла выросла до размеров романа, ставшего для неё первым и получившим название «Франкенштейн, или Современный Прометей». Этот роман был опубликован в 1818 году, первое издание было анонимным[3]. Позже она описывала то лето в Швейцарии как период, «когда я впервые перешагнула из детства в жизнь».

Репутация

Мэри Шелли была воспринята всерьёз как писатель, хотя рецензенты часто пропускали политическую направленность её работ. После её смерти, однако, она, в основном, запомнилась как жена Перси Биша Шелли и как автор «Франкенштейна».[4] В записях о письмах Мэри Шелли, опубликованных в 1945 году, редактор Фредерик Джонс писал: «Коллекция нынешнего размера всевозможных произведений не может быть оправдана общим качеством писем или важностью Мэри Шелли как писателя. Но тот факт, что она жена Перси Биша Шелли, вызывает у нас интерес» (англ. «A collection of the present size could not be justified by the general quality of the letters or by Mary Shelley's importance as a writer. It is as the wife of Percy Bysshe Shelley that she excites our interest»)[5][6].

Основные произведения

Художница и литератор Люси Мэдокс Браун написала беллетризированную биографию писательницы, представив её как своё альтер эго.

Киновоплощения

См. также

Примечания

  1. Harriet Shelley. knarf.english.upenn.edu. Дата обращения: 17 октября 2018. Архивировано 16 октября 2018 года.
  2. Дауден Э. Очерк жизни Шелли // Шелли П. Б. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. — М., Рипол классик. — 1998. ISBN 5-7905-0113-3
  3. Title: Frankenstein, or, The Modern Prometheus (англ.). www.isfdb.org. Дата обращения: 17 октября 2018. Архивировано 17 октября 2018 года.
  4. Mellor, xi, 39.
  5. Qtd. in Blumberg, 2.
  6. Bennett, "Finding Mary Shelley", 291.

Литература

Ссылки