Расизм в Европе

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Расизм был постоянной частью истории Европы, он появился после Великой Французской революции как реакция феодальной аристократии на утрату своего привилегированного положения в обществе. Затем расистские идеи стали основанием для угнетения «низших рас» в колониях, а в конце концов вылились в немецкий нацизм, обосновывавший борьбу за «жизненное пространство на Востоке» правом арийской расы на покорение других народов.

Идеология

Ещё в начале XVIII века появилась «теория завоевания» графа Анри де Буленвилье, которая затем приобрела популярность в среде французских роялистов-эмигрантов. Она утверждала, что высшее сословие Франции — это потомки германцев, которые должны властвовать над низшим сословием — покорёнными галлами. Соответственно, происшедшая революция представлялась как восстание черни против благородных господ. Бежавшие от народного гнева аристократы пытались найти единомышленников среди братьев по классу в других странах[1].

Выразителем этой идеологии стал Жозеф-Артюр де Гобино, первым в XIX веке в развернутом виде сформулировавший тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства как идеи, унизительной для человека. В посвящении королю Ганновера Георгу V, предваряющем его фундаментальный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас» («Essai sur l’inégalité des races humaines»), Гобино изложил свою расовую доктрину, указав, что к этому исследованию его подвигла современная распространенность революций, войн и беспорядков: «Я постепенно проникся убеждением, что расовый вопрос доминирует над всеми другими проблемами истории и является ключом к ним всем; и что неравенства рас достаточно для того, чтобы объяснить всю цепь судеб народов. <…> В итоге, я убедился, что все великое, благородное, полезное в руках человека на земле, в науке, искусстве и цивилизации происходит из единственной отправной точки, является развитием одного зародыша и результатом уникальной мысли; все великое принадлежит только одной [арийской] семье, различные ветви которой правили во всех уголках Вселенной»[2]. Гобино пессимистично смотрел на судьбу цивилизации, считая пагубное смешение рас необратимым[1].

Противоположного мнения придерживался эпигон Гобино Хьюстон Стюарт Чемберлен. Он считал, что арийская раса имеет возможность «выжить при соблюдении определенных расовых законов» и является основной опорой мирового развития[2]. Основная работа Чемберлена, принёсшая ему скандальную известность, — «Основы XIX века (Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts)» — вышла в Мюнхене в 1899 году. Через всю эту книгу проходят красной нитью две основные темы: «арийцы» — как творцы и носители цивилизации, и евреи — как негативная расовая сила, разрушительный и вызывающий вырождение фактор истории. Уильям Ширер в книге «Взлёт и падение Третьего рейха» подчёркивал влияние Чемберлена на идеологию нацистов и лично Розенберга и Гитлера[3].

Дизраэли был одним из идеологов британского расизма и отстаивал приоритет врождённых прав англичанина перед правами человека[4]. Величие Англии для Дизраэли было вопросом доминирования высшей расы: «Упадок расы неизбежен… если только она… не избегает всякого смешивания крови», — утверждал он[5].

«Именно Дизраэли первым в политической риторике осуществил биологизацию ветхозаветных представлений о богоизбранности: по его мнению, Бог избирает тот народ, у которого чистая кровь. Или ещё проще: Бог есть кровь. Дизраэли мечтал о создании расы господ из англичан и призывал искоренить все вредные учения о естественном равенстве людей. Для среднего класса это означало, что отсутствие некоторых привилегий в рамках британского общества будет с лихвой компенсировано привилегиями в мировом масштабе», — отмечает историк Е.Н. Яковлев[6].

Премьер-министр викторианской Англии Дизраэли пытался привлечь на сторону своего «национального дела» не только консервативную партию, но и рабочих[7], включив в число своих политических требований улучшение гигиены труда в промышленности и обеспечение рабочих сносными жилищными условиями[8]. С помощью политики империализма и расовой иерархии он намеревался преодолеть социальную дистанцию между классами Англии — между «богатыми и бедными… между привилегированными и народом, между двумя нациями»[9].

Эта программа нашла горячий отклик у колониальных деятелей. Как откровенничал Сесил Родс после одного из собраний безработных в лондонском Истенде, где «дикие речи... были сплошным криком: хлеба! хлеба!», он «убедился более, чем прежде, в важности империализма. Моя заветная идея есть решение социального вопроса, именно: чтобы спасти 40 миллионов жителей Соединённого Королевства от убийственной гражданской войны, мы, колониальные политики, должны завладеть новыми землями для помещения избытка населения, для приобретения новых областей сбыта товаров, производимых на фабриках и в рудниках. Империя, я всегда говорил это, есть вопрос желудка»[10].

Австрия

В различных частях Австрии наблюдался расизм. С начала европейского миграционного кризиса в 2015 году число случаев расизма увеличилось.

Беларусь

Болгария

9 октября 1992 года президент Болгарии подписал Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств. В октябре 2019 года болгарские болельщики выкрикивали расистские оскорбления в адрес темнокожих английских футболистов во время матча.

Дания

Исследовательский центр Pew оценивает Данию как третью самую расистскую в Западной Европе. 29% нетерпимы к чернокожим, мусульманам, цыганам. 72% оценили цыган «полностью отрицательно».

Эстония

Критики называют взгляды Консервативной народной партии Эстонии ксенофобными и расистскими.

Латвия

Литва

Польша

Количество расистских преступлений в Польше растет. В 2013 году в Польше было совершено более 800 расистcких преступлений, а в 2016 году их число увеличилось до более чем 1600. Польша возглавляет список стран с наибольшим количеством нападений на индийских студентов с 9 из 21 нападений.

Румыния

Цыгане — самая ненавистная этническая группа в Румынии[источник не указан 612 дней], несмотря на то, что они являются одним из крупнейших этнических меньшинств страны.

Россия

Турция

Расизм в турецком обществе проявляется по отношению к цыганам, малочисленным чернокожим группам из Африки, а также определённые ксенофобские настроения в отношении немусульманских этнических групп на основании религиозной нетерпимости (армяне, греки, ассирийцы, курды).

  1. 1,0 1,1 Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской "войны на уничтожение" // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  2. 2,0 2,1 Лепетухин Николай Владимирович. ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 2. — С. 5—12.
  3. Лепетухин Н. В. Диссертация «Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX — начала XX вв.: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен» 111. Электронная библиотека диссертаций и авторефератов из РГБ (2001). — автореферат диссертации на звание к. и. н., специальность ВАК 07.00.03 — Всеобщая история (соответствующего периода). Дата обращения: 11 августа 2023.
  4. М. Саркисянц. Английские корни немецкого фашизма От британской к австро-баварской «расе господ» Архивная копия от 20 февраля 2020 на Wayback Machine.
  5. Disraeli. Tancred, or The New Crusade Архивная копия от 21 августа 2016 на Wayback Machine = Benjamin Disraeli, Novels and Tales, Band X (London, 1927), p. I53f.
  6. Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской "войны на уничтожение" // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  7. Oskar A. H. Schmitz. Englands politisches Vermächtnis an Deutschland durch Benjamin Disraeli, Lord Beaconsfield (München, 1916), S. 395.
  8. Esme Cecil Wingfield-Stratford. The History of English Patriotism, т. 2 Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine, с. 563.
  9. Disraeli, Sibil, or The Two Nations Архивная копия от 14 января 2019 на Wayback Machine (1845), Book IV, Chapter viii.
  10. В.И. Ленин. Империализм как высшая стадия капитализма. — Москва: Госполитиздат, 1949. — С. 54. — 89 с.