Основы XIX века
«Основы XIX века» | |
---|---|
Автор | Хьюстон Стюарт Чемберлен |
Язык оригинала | немецкий |
Дата первой публикации | 1899 |
«Основы XIX века» (нем. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts, 1899) — книга переехавшего в Германию английского социолога Хьюстона Стюарта Чемберлена, в которой он обосновывал свои представления о превосходстве «арийской расы», а также о положительном влиянии тевтонцев и отрицательном влиянии евреев на европейскую цивилизацию. Была написана на немецком языке. До начала Второй мировой войны книга была очень популярна и переиздавалась 24 раза.
Часто рассматривается как один из самых важных протонацистских текстов[1].
Предыстория
Взгляды Чемберлена сформировались под влиянием работ Артюра де Гобино (1816—1882) о превосходстве «арийской расы». Для Чемберлена такая концепция «арийской расы» определялась не только этно-лингвистическим происхождением последней. Эта концепция также являлась абстрактным идеалом расовой элиты. «Арийцы», или «благородная» раса, непрерывно изменялись по мере того, как в ходе эволюционной борьбы за существование высшие народы вытесняли народы низшие.
Базируясь, в определённой степени, на теориях Гобино и Жоржа де Лапужа (1854—1936), Чемберлен разработал достаточно сложную теорию взаимосвязи расового происхождения, физических признаков и типичных культурных черт.
Содержание
Чемберлен писал свой двухтомник с февраля 1896 по сентябрь 1898 года. Окончательный вариант сочинения состоял из более чем 1200 страниц, общего введения и Приложения. Первый том назывался «Основы», второй — «Формирование нового мира». Собирать материал для второй и третьей частей своего сочинения Чемберлен продолжал всю жизнь, написав попутно книги об И. Канте (1905) и И. В. Гете (1912)[2].
Следуя расовой теории Гобино и заявляя во Введении, что без рассмотрения расового вопроса невозможно представить и обсудить историю XIX столетия, Чемберлен не дает самого определения расы, лишь полемизируя с С.Рейнахом («Происхождение арийцев») и И. Ранке («Человек»), утверждавшими, что раса — это «гипотетическая сущность», аналогичная понятию «человечество». Чемберлен описал понятие расы позднее, в работе «Раса и личность» (1925)[2].
Cтруктура текста
Первый том «Основ XIX века» состоит из трех частей: «Наследие», «Наследство» и «Борьба», поделённых на главы: «Искусство и философия эллинов», «Римское право», «Христос», «Хаос народов», «Появление евреев в истории Востока», «Религия» и «Государство». Второй том включает в себя одну главу — «От 1200 г. до 1800 г.», которая содержит 8 подглав: «Германцы — создатели новой культуры», «Исторический обзор», «Открытия (от Марка Поло до Гальвано)», «Наука (от Роджера Бэкона до Лавуазье)», «Промышленность (от распространения бумаги до паровой машины Уатта)», «Социальная экономика», «Политика и церковь (от 1215 г. до Французской революции)», «Философское мировоззрение и религия (от Франциска Ассизского до И. Канта)», «Искусство (от Джотто до Гете)».[2]
Обоснование исключительности арийской расы
Основная идея книги заключалась в том, что Западная цивилизация складывалась под сильным воздействием тевтонских народов. Чемберлен полагал, что все европейские народы — не только германцы, но и кельты, славяне, греки и латины — относятся к «арийской расе», являющейся наследницей древней протоиндоевропейской культуры. Тевтоны же (или нордики) — по его мнению — стояли во главе этой расы, а, следовательно, и во главе всех других рас.
Некоторые антропологи с жаром учат нас, что все расы одарены талантами в равной степени. В ответ на это мы указываем на историю и говорим: «Это ложь!». Человеческие расы весьма различны как по своей природе, так и по степени своей одаренности, а германские расы относятся к наиболее одаренной группе, в отношении которой обычно используется термин «арийская»… Физически и умственно арийцы превосходят все народы, и по этой причине они по праву… являются владыками мира. Разве не очевидно, что «homo syriacus» равно хорошо и счастливо развивается как в положении раба, так и в положении господина? Разве не такой же пример показывают нам китайцы?[3]
Согласно книге, тевтонские народы были преемниками греческой и Римской империй, и в это также верил Карл Великий и некоторые его наследники. Чемберлен утверждал, что когда германские племена разрушили Римскую империю, в ней уже доминировали евреи и другие неевропейцы. Таким образом — по мнению автора — германцы спасли Западную цивилизацию от семитского доминирования.
Германскую кровь Чемберлен считает «единым органичным средоточием» европейской цивилизации, в которой перемешались «бесконечные варианты смешения народов», именно пропорция «чистой германской крови» в народе определяет «важность каждой нации, её жизненную силу»: «Германец — это душа нашей культуры <…> истинная история начинается в тот момент, когда Германец воспринял античное наследие»[2].
А поскольку в пестроте европейских кровей именно у немцев она чище других, именно они являются «благородным народом»: «Очевидно, что неравные способности существуют даже у этнических групп, чье происхождение ведётся от общих родителей»[2].
5 законов превосходства арийской расы
Для обоснования причин «германского превосходства» Чемберлен выводит 5 основных законов, составляющих основу его расистского оптимизма относительно арийцев[2].
- «Основное условие (формирования благородных рас. — Н. Л.) — это, без исключения, существование первосортного материала исключительного качества». «Материал», по-видимому, — это «благородная германская кровь», но откуда она берётся, непонятно. «Я абсолютно ничего не знаю об этом», — сознаётся идеолог[2].
- «Длительный режим эндогамии» (внутрирасовых браков) как условие сохранения «истинного величия» расы, на примере древних греков, римлян, франков, швабов, итальянцев и испанцев «эпохи расцвета», мавров, англичан и евреев.
- Закон селекции, закаляющий расовый «материал» по принципу естественного отбора: «оставление на произвол судьбы больных младенцев» — «один из самых полезных законов», который, по мнению Чемберлена, был обязателен в Древней Греции, Риме и Иудее.
- «Формированию всякой выдающейся расы всегда предшествует смешение крови», со ссылкой на труды Э. Курциуса о Древней Греции, Т. Моммзена о Римской республике и Ж.-А. Гобино, пишущего в «Опыте о неравенстве человеческих рас» о «просачивании семитской крови в греческую».
- Смешение кровей перед формированием выдающейся расы должно быть ограниченным по времени, иначе оно разрушительно для неё (в уточнение четвёртого закона.
В этих законах Чемберлен фактически конспективно излагает расовую теорию Гобино, так же говорившего об «исторической химии» вливания-переливания кровей, так же манипулировавшего примерами из древней истории и критиковавшего современность через призму фундаментальных законов[2].
Антисемитизм, скрытый и открытый
Самая длинная глава «Основ XIX века» — «Появление евреев в истории Востока» — начинается с осторожного утверждения, что евреи не являются врагами цивилизации и германской культуры. Автор предостерегает от стремления сделать евреев «козлами отпущения за все грехи нашего времени», отрицая любую личную враждебность к отдельному еврею и даже демонстративно посвятив «Основы XIX века» еврею Дж. Вейзнеру — старому профессору и ректору Венского университета. Тем не менее на основе мнений авторитетов, начиная с Тиберия и заканчивая Бисмарком, Чемберлен характеризует евреев как мировую политическую и социальную опасность. И немцы, дабы получить «иммунитет» от семитского влияния, должны узнавать своего врага по составленному Чемберленом моральному и физическому портрету[2].
Согласно Чемберлену, современные евреи (Homo judaeica) сочетают некоторые признаки хеттов (H. syriaca), в частности — «еврейский нос», срезанный подбородок, большую хитрость и пристрастие к ростовщичеству — и настоящих семитов, то есть арабов-бедуинов (H. arabicus), в частности — долихоцефалию (узкий и вытянутый череп), плотное телосложение, а также антиинтеллектуальные и разрушительные тенденции[3].
Опираясь на содержащуюся в Библии информацию об этническом составе населения Галилеи, Чемберлен утверждал, что Иисус, даже если он и исповедовал иудейскую религию, вероятно, не был евреем по крови, а являлся потомком амореев.
Смешение рас и полукровки
По мнению Чемберлена, продукт такого смешения пострадал от слишком больших различий между исходными расами: «Все великие в историческом плане расы и нации были плодом смешения, однако, когда типологическая разница слишком велика и непреодолима, мы получаем полукровок [mongrels], что и имело место в этом случае. Произошедшее скрещивание бедуинов и сирийцев с анатомической точки зрения дало результат, вероятно, более худший, чем результат скрещивания испанцев и южноамериканских индейцев»[3].
Североафриканских берберов Чемберлен также полагал принадлежащими к «арийской расе»: «Благородный испанский мавр ни в коем случае не является чистым арабом пустыни. Он наполовину бербер (арийской расы), и в нём так много готской крови, что даже в наши дни благородные жители Марокко могут проследить свою родословную до тевтонских предков»[3].
Чемберлен (имевший высшее биологическое образование) отвергал дарвинизм, эволюцию, социал-дарвинизм и придавал большое значение «гештальту», производному (по словам самого Чемберлена) от концепций Гёте. Дарвинизм же Чемберлен расценивал как наиболее отвратительную и ошибочную доктрину современности[4].
Популярность
Книга «Основания XIX века» произвела сенсацию при своём появлении, отмечает Н.В. Лепетухин: «Как чемберленовский ариец Христос призван спасти людей от вечной смерти благой вестью, так и германцы призваны спасти мировую цивилизацию от ее губителей «карфагенским решением», т. е. полным уничтожением врагов арийцев. После войны обиженным, уставшим и бедным немцам нужна была надежда, и её предоставила расистская теория Чемберлена, наполненная пышными, вдохновляющими словами и, в общем-то, оптимизмом (пускай и кровожадным)»[2].
Книга Чемберлена пользовалась большим спросом — восемь переизданий и тираж в 60 000 экземпляров в первые десять лет; 100 000 экземпляров к началу Первой мировой войны; 24 переиздания и более четверти миллиона экземпляров к 1938 году[2].
Сделанный в 1911 году перевод книги на английский язык получил положительные отзывы в большей части британской прессы. Журнал The Spectator восхвалял книгу, как «монумент эрудиции»; по отзыву в газете Birmingham Post книга «сияла жизнью, была наполнена свежими и решительными мыслями»; Glasgow Herald писала, что «стимулирующие качества данной книги» трудно переоценить. Еженедельное литературное обозрение Times Literary Supplement объявило книгу «одной из тех [книг], которые действительно имеют значение». В издании левого толка Fabian News Бернард Шоу назвал книгу «историческим шедевром» и добавил, что те, кто её не прочел, не смогут разумно рассуждать о современных социологических и политических проблемах. В США Теодор Рузвельт был более сдержан и обратил внимание на крайнюю предубежденность автора (что, похоже, ускользнуло от внимания других читателей того времени), однако и он сказал, что Чемберлен «оказал воздействие, с которым необходимо считаться и воспринимать вполне серьезно»[5].
Книгу счёл важной император Германии Вильгельм II, который стал другом Чемберлена и вёл с ним переписку.
В 1913 году председатель Пангерманского союза Г. Класс вместе с Чемберленом начал выпускать журнал «Обновление Германии», с началом Первой мировой войны тысячами экземпляров распространявшийся среди солдат на фронте[2].
Расовые представления Чемберлена оказали большое влияние на Адольфа Гитлера, с готовностью включившего их в идеологию национал-социализма. Чемберлен был членом НСДАП, и когда он умирал, к нему приезжали попрощаться Гитлер и Йозеф Геббельс.
В России
В 1906 году перевод пятой главы «Основ XIX века» — «Вхождение евреев в историю Запада»[6] — был издан в Российской империи издательством А. С. Суворина в виде отдельного издания под названием «Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе». Книга получила большой успех у читателей и с 1906 по 1910 годы выдержала пять переизданий.
Лев Толстой, прочитав в октябре 1906 года этот перевод, отметил в дневнике: «Нехорошо, хотя много мыслей вызывает», а чуть позже отозвался о книге так: «Легкомысленная, будто бы историческое исследование, — не обосновано»[7]. В 1907 году он получил от Э. Р. Стамо первый том всей книги Чемберлена, которая ему понравилась: «…книга Чамберлена очень хороша. <…> Очень, очень благодарен вам за присылку ее. Его утверждение о том, что Христос не был по расе евреем, совершенно справедливое и неопровержимо им доказанное, составляет только маленькую часть его превосходно задуманной книги. На вопрос ваш о том, как относиться к евреям, не могу вам иначе ответить, как так, как нас учит относиться к людям братьям учение Христа. Чем более они нам кажутся неприятны, тем большее усилие должны мы делать для того, чтобы не только победить это недоброжелательство, но и вызвать в душе своей любовь к ним. Такое отношение к ним, как и ко всем неприятным нам людям, одно может дать успокоение и нашим душам и вместе с тем самым действительным способом противодействовать их кажущемуся нам вредному влиянию»[8]. В экземпляре, хранящемся в библиотеке в Ясной Поляне, имеются пометы Толстого на многих страницах.
В 2014 году в севастопольском издательстве ДиВо русский перевод 5-й главы «Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе» был переиздан. В декабре 2018 года Советский районный суд города Брянска признал книгу Хьюстона Стюарта Чемберлена «Евреи, их происхождение и причины влияния в Европе» экстремистской, а в феврале 2019 года произведение было внесено в Федеральный список экстремистских материалов под номером 4852[9].
Русские издания
- Чемберлен Хьюстон Стюарт. Основания XIX столетия. В 2 тт. — Русский Миръ, 2012. — 1167 стр.
Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе (перевод пятой главы)
- Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1906[10].
- Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[11].
- Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[12].
- Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[13].
- Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1910[14].
- Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Севастополь: «ДиВо», 2014. — 252 с. ISBN 978-966-8504-08-2
Примечания
- ↑ Arvidsson, 2006: «Die Grundlagen des Neunzehnten Jahhunderts (1899) […] is often pointed out as one of the most important proto-Nazi texts».
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Лепетухин Николай Владимирович. ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 2. — С. 5—12.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 The Foundations of the 19th Century, chapter 5 (23 декабря 2007). Дата обращения: 22 марта 2018.
- ↑ Anne Harrington. Reenchanted Science: Holism in German Culture from Wilhelm II to Hitler. — Princeton University Press, 1999-01-31. — 338 с. — ISBN 0691050503. Архивная копия от 3 июня 2016 на Wayback Machine
- ↑ Roosevelt, Theodore. 1913. History as Literature: VIII. The Foundations of the Nineteenth Century . www.bartleby.com. Дата обращения: 22 марта 2018. Архивировано 28 апреля 2017 года.
- ↑ Fifth chapter. The entdance of the jews into the history of the West. // Houston Stewart Chamberlain. Foundations of the 19th Century. 2nd edition. London, 1912.
- ↑ Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 55: Дневники и записные книжки 1904—1906. — М.: Художественная литература, 1937.
- ↑ Письмо Л. Н. Толстого к Э. Р. Стамо от 14.12.1907 // ПСС в 90 тт. Т. 77. С. 258
- ↑ Федеральный список экстремистских материалов. Запись 4852.
- ↑ Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1906. — 248 с.
- ↑ Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
- ↑ Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
- ↑ Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
- ↑ Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1910. — 244 с.
Литература
- Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
- Arvidsson, Stefan[англ.]. Aryan Idols: Indo-European Mythology as Ideology and Science. — University of Chicago Press, 2006. — P. 153. — ISBN 9780226028606.