Основы XIX века

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Основы XIX века»
Автор Хьюстон Стюарт Чемберлен
Язык оригинала немецкий
Дата первой публикации 1899

«Основы XIX века» (нем. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts, 1899) — книга переехавшего в Германию английского социолога Хьюстона Стюарта Чемберлена, в которой он обосновывал свои представления о превосходстве «арийской расы», а также о положительном влиянии тевтонцев и отрицательном влиянии евреев на европейскую цивилизацию. Была написана на немецком языке. До начала Второй мировой войны книга была очень популярна и переиздавалась 24 раза.

Часто рассматривается как один из самых важных протонацистских текстов[1].

Предыстория

Взгляды Чемберлена сформировались под влиянием работ Артюра де Гобино (1816—1882) о превосходстве «арийской расы». Для Чемберлена такая концепция «арийской расы» определялась не только этно-лингвистическим происхождением последней. Эта концепция также являлась абстрактным идеалом расовой элиты. «Арийцы», или «благородная» раса, непрерывно изменялись по мере того, как в ходе эволюционной борьбы за существование высшие народы вытесняли народы низшие.

Базируясь, в определённой степени, на теориях Гобино и Жоржа де Лапужа (1854—1936), Чемберлен разработал достаточно сложную теорию взаимосвязи расового происхождения, физических признаков и типичных культурных черт.

Содержание

Чемберлен писал свой двухтомник с февраля 1896 по сентябрь 1898 года. Окончательный вариант сочинения состоял из более чем 1200 страниц, общего введения и Приложения. Первый том назывался «Основы», второй — «Формирование нового мира». Собирать материал для второй и третьей частей своего сочинения Чемберлен продолжал всю жизнь, написав попутно книги об И. Канте (1905) и И. В. Гете (1912)[2].

Следуя расовой теории Гобино и заявляя во Введении, что без рассмотрения расового вопроса невозможно представить и обсудить историю XIX столетия, Чемберлен не дает самого определения расы, лишь полемизируя с С.Рейнахом («Происхождение арийцев») и И. Ранке («Человек»), утверждавшими, что раса — это «гипотетическая сущность», аналогичная понятию «человечество». Чемберлен описал понятие расы позднее, в работе «Раса и личность» (1925)[2].

Cтруктура текста

Первый том «Основ XIX века» состоит из трех частей: «Наследие», «Наследство» и «Борьба», поделённых на главы: «Искусство и философия эллинов», «Римское право», «Христос», «Хаос народов», «Появление евреев в истории Востока», «Религия» и «Государство». Второй том включает в себя одну главу — «От 1200 г. до 1800 г.», которая содержит 8 подглав: «Германцы — создатели новой культуры», «Исторический обзор», «Открытия (от Марка Поло до Гальвано)», «Наука (от Роджера Бэкона до Лавуазье)», «Промышленность (от распространения бумаги до паровой машины Уатта)», «Социальная экономика», «Политика и церковь (от 1215 г. до Французской революции)», «Философское мировоззрение и религия (от Франциска Ассизского до И. Канта)», «Искусство (от Джотто до Гете)».[2]

Обоснование исключительности арийской расы

Основная идея книги заключалась в том, что Западная цивилизация складывалась под сильным воздействием тевтонских народов. Чемберлен полагал, что все европейские народы — не только германцы, но и кельты, славяне, греки и латины — относятся к «арийской расе», являющейся наследницей древней протоиндоевропейской культуры. Тевтоны же (или нордики) — по его мнению — стояли во главе этой расы, а, следовательно, и во главе всех других рас.

Некоторые антропологи с жаром учат нас, что все расы одарены талантами в равной степени. В ответ на это мы указываем на историю и говорим: «Это ложь!». Человеческие расы весьма различны как по своей природе, так и по степени своей одаренности, а германские расы относятся к наиболее одаренной группе, в отношении которой обычно используется термин «арийская»… Физически и умственно арийцы превосходят все народы, и по этой причине они по праву… являются владыками мира. Разве не очевидно, что «homo syriacus» равно хорошо и счастливо развивается как в положении раба, так и в положении господина? Разве не такой же пример показывают нам китайцы?[3]

Согласно книге, тевтонские народы были преемниками греческой и Римской империй, и в это также верил Карл Великий и некоторые его наследники. Чемберлен утверждал, что когда германские племена разрушили Римскую империю, в ней уже доминировали евреи и другие неевропейцы. Таким образом — по мнению автора — германцы спасли Западную цивилизацию от семитского доминирования.

Германскую кровь Чемберлен считает «единым органичным средоточием» европейской цивилизации, в которой перемешались «бесконечные варианты смешения народов», именно пропорция «чистой германской крови» в народе определяет «важность каждой нации, её жизненную силу»: «Германец — это душа нашей культуры <…> истинная история начинается в тот момент, когда Германец воспринял античное наследие»[2].

А поскольку в пестроте европейских кровей именно у немцев она чище других, именно они являются «благородным народом»: «Очевидно, что неравные способности существуют даже у этнических групп, чье происхождение ведётся от общих родителей»[2].

5 законов превосходства арийской расы

Для обоснования причин «германского превосходства» Чемберлен выводит 5 основных законов, составляющих основу его расистского оптимизма относительно арийцев[2].

  1. «Основное условие (формирования благородных рас. — Н. Л.) — это, без исключения, существование первосортного материала исключительного качества». «Материал», по-видимому, — это «благородная германская кровь», но откуда она берётся, непонятно. «Я абсолютно ничего не знаю об этом», — сознаётся идеолог[2].
  2. «Длительный режим эндогамии» (внутрирасовых браков) как условие сохранения «истинного величия» расы, на примере древних греков, римлян, франков, швабов, итальянцев и испанцев «эпохи расцвета», мавров, англичан и евреев.
  3. Закон селекции, закаляющий расовый «материал» по принципу естественного отбора: «оставление на произвол судьбы больных младенцев» — «один из самых полезных законов», который, по мнению Чемберлена, был обязателен в Древней Греции, Риме и Иудее.
  4. «Формированию всякой выдающейся расы всегда предшествует смешение крови», со ссылкой на труды Э. Курциуса о Древней Греции, Т. Моммзена о Римской республике и Ж.-А. Гобино, пишущего в «Опыте о неравенстве человеческих рас» о «просачивании семитской крови в греческую».
  5. Смешение кровей перед формированием выдающейся расы должно быть ограниченным по времени, иначе оно разрушительно для неё (в уточнение четвёртого закона.

В этих законах Чемберлен фактически конспективно излагает расовую теорию Гобино, так же говорившего об «исторической химии» вливания-переливания кровей, так же манипулировавшего примерами из древней истории и критиковавшего современность через призму фундаментальных законов[2].

Антисемитизм, скрытый и открытый

Самая длинная глава «Основ XIX века» — «Появление евреев в истории Востока» — начинается с осторожного утверждения, что евреи не являются врагами цивилизации и германской культуры. Автор предостерегает от стремления сделать евреев «козлами отпущения за все грехи нашего времени», отрицая любую личную враждебность к отдельному еврею и даже демонстративно посвятив «Основы XIX века» еврею Дж. Вейзнеру — старому профессору и ректору Венского университета. Тем не менее на основе мнений авторитетов, начиная с Тиберия и заканчивая Бисмарком, Чемберлен характеризует евреев как мировую политическую и социальную опасность. И немцы, дабы получить «иммунитет» от семитского влияния, должны узнавать своего врага по составленному Чемберленом моральному и физическому портрету[2].

Согласно Чемберлену, современные евреи (Homo judaeica) сочетают некоторые признаки хеттов (H. syriaca), в частности — «еврейский нос», срезанный подбородок, большую хитрость и пристрастие к ростовщичеству — и настоящих семитов, то есть арабов-бедуинов (H. arabicus), в частности — долихоцефалию (узкий и вытянутый череп), плотное телосложение, а также антиинтеллектуальные и разрушительные тенденции[3].

Опираясь на содержащуюся в Библии информацию об этническом составе населения Галилеи, Чемберлен утверждал, что Иисус, даже если он и исповедовал иудейскую религию, вероятно, не был евреем по крови, а являлся потомком амореев.

Смешение рас и полукровки

По мнению Чемберлена, продукт такого смешения пострадал от слишком больших различий между исходными расами: «Все великие в историческом плане расы и нации были плодом смешения, однако, когда типологическая разница слишком велика и непреодолима, мы получаем полукровок [mongrels], что и имело место в этом случае. Произошедшее скрещивание бедуинов и сирийцев с анатомической точки зрения дало результат, вероятно, более худший, чем результат скрещивания испанцев и южноамериканских индейцев»[3].

Североафриканских берберов Чемберлен также полагал принадлежащими к «арийской расе»: «Благородный испанский мавр ни в коем случае не является чистым арабом пустыни. Он наполовину бербер (арийской расы), и в нём так много готской крови, что даже в наши дни благородные жители Марокко могут проследить свою родословную до тевтонских предков»[3].

Чемберлен (имевший высшее биологическое образование) отвергал дарвинизм, эволюцию, социал-дарвинизм и придавал большое значение «гештальту», производному (по словам самого Чемберлена) от концепций Гёте. Дарвинизм же Чемберлен расценивал как наиболее отвратительную и ошибочную доктрину современности[4].

Популярность

Книга «Основания XIX века» произвела сенсацию при своём появлении, отмечает Н.В. Лепетухин: «Как чемберленовский ариец Христос призван спасти людей от вечной смерти благой вестью, так и германцы призваны спасти мировую цивилизацию от ее губителей «карфагенским решением», т. е. полным уничтожением врагов арийцев. После войны обиженным, уставшим и бедным немцам нужна была надежда, и её предоставила расистская теория Чемберлена, наполненная пышными, вдохновляющими словами и, в общем-то, оптимизмом (пускай и кровожадным)»[2].

Книга Чемберлена пользовалась большим спросом — восемь переизданий и тираж в 60 000 экземпляров в первые десять лет; 100 000 экземпляров к началу Первой мировой войны; 24 переиздания и более четверти миллиона экземпляров к 1938 году[2].

Сделанный в 1911 году перевод книги на английский язык получил положительные отзывы в большей части британской прессы. Журнал The Spectator восхвалял книгу, как «монумент эрудиции»; по отзыву в газете Birmingham Post книга «сияла жизнью, была наполнена свежими и решительными мыслями»; Glasgow Herald писала, что «стимулирующие качества данной книги» трудно переоценить. Еженедельное литературное обозрение Times Literary Supplement объявило книгу «одной из тех [книг], которые действительно имеют значение». В издании левого толка Fabian News Бернард Шоу назвал книгу «историческим шедевром» и добавил, что те, кто её не прочел, не смогут разумно рассуждать о современных социологических и политических проблемах. В США Теодор Рузвельт был более сдержан и обратил внимание на крайнюю предубежденность автора (что, похоже, ускользнуло от внимания других читателей того времени), однако и он сказал, что Чемберлен «оказал воздействие, с которым необходимо считаться и воспринимать вполне серьезно»[5].

Книгу счёл важной император Германии Вильгельм II, который стал другом Чемберлена и вёл с ним переписку.

В 1913 году председатель Пангерманского союза Г. Класс вместе с Чемберленом начал выпускать журнал «Обновление Германии», с началом Первой мировой войны тысячами экземпляров распространявшийся среди солдат на фронте[2].

Расовые представления Чемберлена оказали большое влияние на Адольфа Гитлера, с готовностью включившего их в идеологию национал-социализма. Чемберлен был членом НСДАП, и когда он умирал, к нему приезжали попрощаться Гитлер и Йозеф Геббельс.

В России

Обложка первого русскоязычного издания книги «Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе» (1906)

В 1906 году перевод пятой главы «Основ XIX века» — «Вхождение евреев в историю Запада»[6] — был издан в Российской империи издательством А. С. Суворина в виде отдельного издания под названием «Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе». Книга получила большой успех у читателей и с 1906 по 1910 годы выдержала пять переизданий.

Лев Толстой, прочитав в октябре 1906 года этот перевод, отметил в дневнике: «Нехорошо, хотя много мыслей вызывает», а чуть позже отозвался о книге так: «Легкомысленная, будто бы историческое исследование, — не обосновано»[7]. В 1907 году он получил от Э. Р. Стамо первый том всей книги Чемберлена, которая ему понравилась: «…книга Чамберлена очень хороша. <…> Очень, очень благодарен вам за присылку ее. Его утверждение о том, что Христос не был по расе евреем, совершенно справедливое и неопровержимо им доказанное, составляет только маленькую часть его превосходно задуманной книги. На вопрос ваш о том, как относиться к евреям, не могу вам иначе ответить, как так, как нас учит относиться к людям братьям учение Христа. Чем более они нам кажутся неприятны, тем большее усилие должны мы делать для того, чтобы не только победить это недоброжелательство, но и вызвать в душе своей любовь к ним. Такое отношение к ним, как и ко всем неприятным нам людям, одно может дать успокоение и нашим душам и вместе с тем самым действительным способом противодействовать их кажущемуся нам вредному влиянию»[8]. В экземпляре, хранящемся в библиотеке в Ясной Поляне, имеются пометы Толстого на многих страницах.

В 2014 году в севастопольском издательстве ДиВо русский перевод 5-й главы «Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе» был переиздан. В декабре 2018 года Советский районный суд города Брянска признал книгу Хьюстона Стюарта Чемберлена «Евреи, их происхождение и причины влияния в Европе» экстремистской, а в феврале 2019 года произведение было внесено в Федеральный список экстремистских материалов под номером 4852[9].

Русские издания

  • Чемберлен Хьюстон Стюарт. Основания XIX столетия. В 2 тт. — Русский Миръ, 2012. — 1167 стр.

Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе (перевод пятой главы)

  • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1906[10].
  • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[11].
  • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[12].
  • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[13].
  • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1910[14].
  • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Севастополь: «ДиВо», 2014. — 252 с. ISBN 978-966-8504-08-2

Примечания

  1. Arvidsson, 2006: «Die Grundlagen des Neunzehnten Jahhunderts (1899) […] is often pointed out as one of the most important proto-Nazi texts».
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Лепетухин Николай Владимирович. ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 2. — С. 5—12.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 The Foundations of the 19th Century, chapter 5 (23 декабря 2007). Дата обращения: 22 марта 2018.
  4. Anne Harrington. Reenchanted Science: Holism in German Culture from Wilhelm II to Hitler. — Princeton University Press, 1999-01-31. — 338 с. — ISBN 0691050503. Архивная копия от 3 июня 2016 на Wayback Machine
  5. Roosevelt, Theodore. 1913. History as Literature: VIII. The Foundations of the Nineteenth Century. www.bartleby.com. Дата обращения: 22 марта 2018. Архивировано 28 апреля 2017 года.
  6. Fifth chapter. The entdance of the jews into the history of the West. // Houston Stewart Chamberlain. Foundations of the 19th Century. 2nd edition. London, 1912.
  7. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 55: Дневники и записные книжки 1904—1906. — М.: Художественная литература, 1937.
  8. Письмо Л. Н. Толстого к Э. Р. Стамо от 14.12.1907 // ПСС в 90 тт. Т. 77. С. 258
  9. Федеральный список экстремистских материалов. Запись 4852.
  10. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1906. — 248 с.
  11. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
  12. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
  13. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
  14. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1910. — 244 с.

Литература