Перейти к содержанию

Полигенизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Полигени́зм (от поли… и др.-греч. γένος — род, происхождение) — полифилическая гипотеза[1], устаревшее и в настоящее время псевдонаучное учение о расах человека как о разных биологических видах[2], произошедших от разных видов древних обезьян[1]. Является обоснованием расизма. Полигенизм был опровергнут современной наукой[1], и большинство антропологов придерживается противоположной концепции, моногенизма[англ.][2].

История

Ранними сторонниками полигенизма были Парацельс, Джордано Бруно, Томас Гарриот, Вольтер и др., противостоявшие официальной церковной позиции, согласно которой человечество является единым, произошедшим от единых прародителей, Адама и Евы. Данные полигенисты, напротив, отрицали, что неевропеоидные расы принадлежат к человечеству. В отношении антропогенеза полигенисты опирались на гипотезу полицентризма.

В XVIII — первой половине XIX века полигенизм пытались доказать в своих трудах Генри Хоум[англ.], И. Георг Форстер, английский врач Чарлз Уайт, немецкий философ К. Майнерс и др. Французская школа полигенизма была представлена такими авторами как Ж. Ж. Вире, Жан-Батист Бори де Сен-Венсан, Л. А. Демулен, Жорж Пуше, и в значительной мере основывалась на расовой и полицентристской теории Жоржа Кювье.

В середине XIX века учение полигенизма, называемого «плюрализмом», получило распространение в Великобритании, где было представлено такими авторами как Р. Нокс, Дж. Хант, Дж. Кроферд, Дж. Тёрнем, Дж. Б. Дэвис, и стало ведущей школой в США, где было представлено следующими авторами: Ч. Колдуэлл, С. Дж. Мортон, Ч. Пиккеринг, Джозия Нотт[англ.] и Джордж Глиддон[англ.], Л. Агассиз. Убеждёнными приверженцами учения являлись Поль Брока и Поль Топинар.

Со второй половины XIX века на учение полигенизма оказало влияние эволюционное учение Чарлза Дарвина, и полигенизм преимущественно принял форму теории полифилии[2].

Теория происхождения человеческих рас от разных видов обезьян пользовалась популярностью во второй половине XIX — первой половине XX века: её разделяли немецкие естествоиспытатели Карл Фогт, Эрнст Геккель, американский палеонтолог Генри Осборн; на неё опирались в своих теориях происхождения языков Август Шлейхер, Макс Мюллер и Эрнест Ренан[1].

С полигенизмом тесно связан расизм, основанный на представлении, что человечество состоит из строго дифференцированных групп, называемых расами[3], этническими общностями и др.[4], одни из которых врождённо превосходят другие[3]. Расы или иные группы рассматриваются как принципиально отличные друг от друга «биологические виды». Утверждается, что эти группы являются иерархически соподчинёнными между собой[4]расовая иерархия»), имеется связь между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой[3], и расовые различия оказывают решающее влияние на историю и культуру[5]. Распространена идея «расовой борьбы», борьбы между собой за существование различных рас, рассматриваемых как отдельные «биологические виды»[6][7][8].

Смягчённой формой[1] полигенизма является полицентризм — гипотеза антропогенеза, согласно которой существовало несколько центров происхождения человека современного типа (Homo sapiens) и рас человека[9] от разных предковых форм рода Homo (а не от разных видов древних обезьян как в полигенизме)[1]. Полицентризм был распространён в науке XIX века. В настоящее время его придерживается лишь небольшое число учёных[9].

Критика

Реконструкция ранних миграций человека по данным исследования митохондриальной ДНК

Полигенизм не имеет научных подтверждений и противоречит в настоящее время наиболее признанной в науке теории африканского происхождения человека[10]. Все современные люди принадлежат к одному виду — Homo sapiens[11].

Африканская теория подтверждается независимыми друг от друга данными различных научных дисциплин. К настоящему времени в Африке найдены останки наиболее древних гоминид. Эволюционная цепочка предков человека и древних видов людей из африканских находок является наиболее полной. Древнейшие каменные орудия также найдены в Африке, в Гона (Эфиопия) и датируются 2,6 млн лет назад. Археологические находки за пределами Африки моложе 2 млн лет[10]. Кроме того, в Африке обнаружены останки древнейших людей современного типа и их непосредственных предков. В Африке возник как род Homo, так и, значительно позже, современный вид человека — Homo sapiens. Африканское происхождение человека подтверждают также данные генетических исследований[10]. На основании образцов ДНК исследователями было реконструировано родословное дерево человечества. Согласно генетическим исследованиям, раньше других отделилась ветвь, содержащая только африканские группы[10][12]. Генетическое разнообразие убывает по мере удаления от Африки, поскольку группа Homo sapiens, которая в древности покинула африканский континент, обладала только частью африканского генофонда[10].

Чарлз Дарвин писал в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871):

Если наш воображаемый естествоиспытатель начнет искать доводы в пользу противоположного воззрения и станет исследовать, держатся ли различные человеческие племена подобно различным видам животных отдельно друг от друга при совместной жизни большими массами в одной стране, — он немедленно убедится, что этого нет. В Бразилии он встретит громадное смешанное население, происшедшее от негров и португальцев; на Чилоэ и в других частях Южной Америки найдет, что все население состоит из индейцев и испанцев, смешанных в различных степенях. Во многих местах того же материка он встретит самые сложные скрещивания между неграми, индейцами и европейцами, и такие тройные скрещивания представляют лучшее доказательство взаимной плодовитости родительских форм, если судить по аналогии с явлениями растительного царства. На одном из островов Тихого океана он найдет небольшое население смешанной полинезийской и английской крови, а на архипелаге Фиджи — население из полинезийцев и негритосов, скрещенных во всех степенях. Можно было бы привести много аналогичных случаев из Африки. Отсюда следует, что человеческие расы недостаточно различны, чтобы существовать в одной стране, не смешиваясь, а отсутствие смешения служит обыкновенным и лучшим признаком видового различия[13].

Между любыми расами не существует репродуктивных барьеров, которые могли бы свидетельствовать о принадлежности рас или их предков к разным биологическим видам. Любые человеческие расы могут давать при смешении друг с другом плодовитое потомство. Утверждение некоторых авторов (например, С. В. Савельева) об отсутствии плодовитого потомства у представителей разных рас (в том числе якобы «отдалённых» друг от друга) противоречит как научным исследованиям (метисы в течение многих десятилетий и подробно изучались антропологами различных стран), так и массе наблюдаемых фактов[11].

Так, в ЮАР существуют целая группа народностей, обозначаемая собирательным словом «цветные». Группа образовалась в результате смешения европейских поселенцев, койсанов (бушменов и готтентотов), а также банту и индийцев. Численность южноафриканских «цветных» составляет более 4,5 млн человек[11]. Советский антрополог Я. Я. Рогинский (1953) отмечал, что в начале XX века на каждую семью «цветных» приходилось в среднем восемь детей[14]. По данным генетических исследований (2009), «цветные» Южной Африки являются наиболее генетически разнородной группой[15]. В ряде южноамериканских стран смешанное население составляет большую часть (например, в Чили до 65 %)[11].

Генетик С. А. Боринская отметила, что для того, чтобы расы стали генетически несовместимыми, им нужно находиться в изоляции друг от друга, не обмениваясь генами, несколько миллионов лет[16]. Вид Homo sapiens существует около 200 тысяч лет[11]. При этом современные расы разделяет не больше 50—70 тысяч лет эволюции[16].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Зубов, 2014, с. 702.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 БРЭ, 2014, с. 651.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 racism (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Малахов, 2015.
  5. Расизм — Философский энциклопедический словарь, 1983, с. 565.
  6. Чебоксаров, 1975.
  7. Малахов, 2015, с. 224.
  8. Шнирельман, 2015.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Перевозчиков, 2014, с. 706.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Соколов, 2015, Миф 38. Человек появился не в Африке….
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Соколов, 2015, Миф № 44. При браках между «далекими» расами не получается потомства. Поэтому расы — это разные виды.
  12. Боринская С. А. О митохондриальной Еве и генетическом разнообразии современного человечества. Антропогенез.ру. Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 20 апреля 2022 года.
  13. Дарвин, 2009.
  14. Рогинский, 1953.
  15. Tishkoff et al., 2009, pp. 1035—1044.
  16. Перейти обратно: 16,0 16,1 Дробышевский С. В., Боринская С. А. Для генетической несовместимости с европейцами индейцам не хватило нескольких миллионов лет. Антропогенез.ру. Дата обращения: 25 апреля 2022. Архивировано 18 июня 2021 года.

Литература