Чемберлен, Хьюстон Стюарт

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Хьюстон Стюарт Чемберлен»)
Хьюстон Стюарт Чемберлен
англ. Houston Stewart Chamberlain
MVRW-CHAMBERLAIN-Houston-Stewart-400.jpg
Дата рождения 9 сентября 1855(1855-09-09)
Место рождения Саутси, Гемпшир, Великобритания
Дата смерти 9 января 1927(1927-01-09) (71 год)
Место смерти Байройт, Германия
Род деятельности Философ, общественный деятель, публицист

Хьюстон Стюарт Чемберлен (англ. Houston Stewart Chamberlain; 9 сентября 1855, Саутси, Гемпшир, Великобритания — 9 января 1927, Байройт, Германия) — англо-немецкий писатель, социолог, философ, один из основоположников расизма, вдохновитель германского нацизма.

Биография

Родился 9 сентября 1855 года в городке Саутси, расположенном на острове Портси, графство Гемпшир, Англия, в семье британского контр-адмирала. Многие его предки были знаменитыми офицерами и учёными: прадед по матери, сэр Джеймс Холл, однокашник Наполеона по французской военной академии, прославился как основатель экспериментальной геологии. Дед, Базиль Галль (также Холл), прославился экспедициями в Корею, Японию, Южную Америку и другие неизведанные в его время земли, и красочными описаниями своих путешествий[1], изданными в том числе по-русски[2]. Дядя философа, фельмаршал Невилл Чемберлен, отличился при подавлении восстания сипаев[1].

Детские годы Хьюстон Стюарт, рано потерявший мать, провёл во Франции, под надзором тётки Гэрриэтт, проживавшей в Версале. Как пишет исследователь концепций расизма Н. В. Лепетухин, «тётя и родственники воспитывали в Хьюстоне ощущение английского превосходства, национального высокомерия, а всё французское (от кухни до красноречия) было в их среде источником для шуток»[3].

В 1870 году Гэрриэтт с племянником отправились в Пруссию, в это время разразилась Франко-прусская война, поразившая воображение подростка и сделавшая его германофилом на всю жизнь. Он также стал страстным поклонником музыки Рихарда Вагнера. Он присоединился к группе фанатов музыкального театра в Байрейте, собирая деньги для его постановок и музыкальных фестивалей, ежегодно проходивших в городе с 1876 года, и пропагандируя творчество Вагнера в прессе[1]. Ещё в 1888 году статьёй, опубликованной на немецком языке, Чемберлен обратил на себя внимание Козимы Вагнер и вошёл в её ближайшее окружение, о чём свидетельствует его многолетняя переписка с вдовой Вагнера[4].

Изучал естественные науки в Женеве, эстетику и философию в Дрездене. Знакомство с творчеством Вагнера заставило Чемберлена обратить внимание и на его идеи, а композитор разделял расовые концепции Гобино[1].

Получив развод от первой жены, Чемберлен женился на дочери композитора Еве Вагнер. С 1908 году он жил в Байройте (Германия), сделавшись фанатиком всего немецкого. Во время Первой мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище «английский перевёртыш». В 1917 году вступил в Немецкую отечественную партию. Идеологические концепции Чемберлена позднее нашли продолжение в теориях Гитлера, изложенных в «Майн кампф». Умер Чемберлен 9 января 1927 года.

Идеи

Взгляды Чемберлена сложились под влиянием идей Вагнера и Гобино[5]; в своих работах, посвящённых Вагнеру, «Замечания к Лоэнгрину» (Notes on Lohengrin, 1892), «Анализ вагнеровской драмы» (An analysis of Wagner’s drama, 1892), а также в биографии Вагнера (1895) Чемберлен подчёркивал героические тевтонские аспекты в его сочинениях[6].В героях его опер воплощены истинные господа, способные «защитить цивилизацию от варваров из низших рас», считал Чемберлен[1].

Поддерживая ранее высказанные идеи о германцах как избранном народе (К. Лассен, Ф.М. Мюллер, Э. Ренан и др.) — наследнике античности и защитнике христианства — он в большей мере базировался на размышлениях Р. Вагнера о культуре и «Опыте о неравенстве человеческих рас» Ж.-А. Гобино. Напыщенный стиль, яркая образность, запутанные терминология и понятийный аппарат - характерные черты «Основ XIX века», удобные для идеологического использования.

В отличие от Гобино, видевшего в смешении рас причину гибели человечества, Чемберлен считал, что арийская раса имеет возможность «выжить при соблюдении определенных расовых законов»[7].

Чемберлен также всецело разделял максимы Дизраэли и Карлейля об обществе, «которое исключает». Чемберлен объявил всех создателей мировой истории, включая Христа, «арийцами», причисляя евреев к расе «самой вредной», испокон века разрушавшей высокую арийскую культуру. Русских он называл «новым воплощением вечной империи Тамерлана», народом, созданным в результате чудовищного кровосмешения[8].

Обоснование исключительности арийской расы

Основная работа Чемберлена, принёсшая ему скандальную известность, — «Основы XIX века (Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts)» — вышла в Мюнхене в 1899 году. Поставив перед собой задачу раскрыть основы, на которых покоился XIX век, Чемберлен писал, что европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев и иудаизма в целом.

Основная идея книги заключалась в том, что Западная цивилизация складывалась под сильным воздействием тевтонских народов. Чемберлен полагал, что все европейские народы — не только германцы, но и кельты, славяне, греки и латины — относятся к «арийской расе», являющейся наследницей древней протоиндоевропейской культуры. Тевтоны же (или нордики) — по его мнению — стояли во главе этой расы, а, следовательно, и во главе всех других рас.

В I томе своей книги Чемберлен рассматривает события до 1200 г., наследие античного мира. «С эллинизмом наступил небывалый расцвет человеческого интеллекта, — пишет Чемберлен. — Греки творили всюду — в языке, религии, политике, философии, науке, истории, географии». Вершиной этого созидательного духа стал Гомер. Но в наследии эллинов оказались и темные стороны: жестокие недальновидные демократии, отсутствие высокой политики, устаревшая мораль и упадок религии. Мир в долгу перед римлянами, избавившими его от семитско-арабского порабощения и позволившими «индо-тевтонской Европе стать бьющимся сердцем и мыслящим мозгом всего человечества». Греция, в отличие от Рима, по мнению Чемберлена, тяготела к Азии. Несмотря на двухтысячелетнее наследие, Рим не сумел противостоять распаду на своей огромной территории. Он сместил центр притяжения цивилизации в сторону Запада, неосознанно завершая акт мировой значимости. Но Рим оставил после себя невероятную мешанину различных типов и рас. Среди этого хаоса народов оказались и евреи — единственная раса, которой удалось сохранить чистоту крови. Силой же, противостоящей крошечной, но влиятельной еврейской нации, история избрала «арийцев».

Во II томе Чемберлен анализирует возрождение нового германского мира и борьбу за мировое господство. В этой борьбе участвуют, по мнению Чемберлена, три религиозных идеала: Восток (эллины), Север («арийцы») и Рим. На севере бывшей Римской империи «арийцам» удалось создать новую культуру, которая «несомненно является величайшим из всего, что было достигнуто человечеством до настоящего времени». Евреи сделались наследниками римского расового хаоса; «арийская раса» же оказалась в ответе за духовное спасение человечества. Все достижения науки, промышленности, политэкономии и искусства стимулировались и двигались вперед «арийцами».

Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: «арийцы» — как творцы и носители цивилизации, и евреи — как негативная расовая сила, разрушительный и вызывающий вырождение фактор истории. Чемберлен рассматривал «арийцев» как единственную опору мирового развития. Евреи же заслуживали приговора, но не с позиций ненависти или подозрительности, а с позиций недосягаемых высот «арийского» превосходства.

Чемберлен называет рождение Христа наиболее важной датой в истории человечества. Но для всех должно быть очевидным, писал он, что Христос не был евреем, в нём не было ни капли еврейской крови, а называвшие его евреем были просто невежественными или лицемерными людьми. Опираясь на содержащуюся в Библии информацию об этническом составе населения Галилеи, Чемберлен утверждал, что Иисус, даже если он и исповедовал иудейскую религию, вероятно, не был евреем по крови, а являлся потомком амореев.

Чемберлен осуществил фактический синтез существовавших в течении пангерманизма антисемитских школ с главенствующей позицией расизма[9]. Уильям Ширер в книге «Взлёт и падение Третьего рейха» подчёркивал влияние Чемберлена на идеологию нацистов и лично Розенберга и Гитлера[3].

Определение понятия расы

Следуя расовой теории Гобино и заявив во Введении к «Основам XIX века», что без рассмотрения расового вопроса невозможно представить и обсудить историю XIX столетия, Чемберлен не дал самого определения расы, лишь полемизируя с С.Рейнахом («Происхождение арийцев») и И. Ранке («Человек»), утверждавшими, что раса — это «гипотетическая сущность», аналогичная понятию «человечество». Чемберлен описал понятие расы позднее, в работе «Раса и личность» (1925)[7].

«Раса — это духовное состояние жизни, произведенное благодаря чистой селекции, связанное с особыми [историко-географическими] обстоятельствами, благодаря которым определенные черты характера, интеллекта и строения тела получают ранее не подозреваемое индивидуальное развитие»[10].

Выводя определение расы через индивидуальность, Чемберлен опирался на изречение Гёте о том, что индивидуальность должна быть «внешне ограничена, внутренне свободна». Таким образом германцы представлялись расой, сознательно ограничивающей поле своей внешней деятельности и одновременно безграничной в своем внутреннем — духовном — мире. Об этом Чемберлен уже упоминал в «Основах XIX века», говоря о германцах как творцах всей духовной культуры человечества. Гениальные германцы сначала создали «истинную культуру», а теперь призваны её охранять[7].

Изучив массу трудов современных ему антропологов, Чемберлен в их спорах о европейских либо азиатских корнях арийцев не принял чьей-либо стороны. Он сконцентрировался не на поисках колыбели цивилизации, а на обосновании физических и моральных характеристик высшей расы. Он презирал ученых, «которые до сих пор не знали, что очертания головы и структура мозга оказывают решительное влияние на форму и содержание мыслей»[11]. Цвет волос, кожи и форма черепа как индикаторы германской крови должны дополняться моральными характеристиками: духовной глубиной, твердым чувством преданности и интеллектуальной свободой, не имеющей ничего общего с проповедуемой либералами или конституционалистами свободой[7].

Чемберлен упростил расовую картину мира Гобино, разделив человечество на германскую и антигерманскую расы, приписав к последней даже китайцев: «во многих отношениях эта человеческая разновидность показывает поразительное сходство с евреями, особенно - в полном отсутствии всякой культуры и одностороннем развитии цивилизации»[11].

Реакция на идеи Чемберлена

«Основы» Чемберлена стали необычайно популярны в Германии после того, как император Вильгельм II назвал его работу монографией величайшей важности. Критики взахлеб восхваляли книгу за блестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию и проницательность автора [12].

Сделанный в 1911 году перевод книги на английский язык получил положительные отзывы в большей части британской прессы. Журнал The Spectator восхвалял книгу, как «монумент эрудиции»; по отзыву в газете Birmingham Post книга «сияла жизнью, была наполнена свежими и решительными мыслями»; Glasgow Herald писала, что «стимулирующие качества данной книги» трудно переоценить. Еженедельное литературное обозрение Times Literary Supplement объявило книгу «одной из тех [книг], которые действительно имеют значение». В издании левого толка Fabian News Бернард Шоу назвал книгу «историческим шедевром» и добавил, что те, кто её не прочел, не смогут разумно рассуждать о современных социологических и политических проблемах[13].

Американские приверженцы нордической школы провозгласили Чемберлена величайшим зодчим нордической теории. С другой стороны, Теодор Рузвельт заявил, что теория Чемберлена исходит из глупой ненависти и что его «блестящие ляпсусы для нормального человека выглядят безусловным сумасшествием, отражением ненормальной психики… Ему нравится Давид, и на этом основании он тотчас делает его арийцем. Ему нравятся Микеланджело, Данте или Леонардо да Винчи, и он тут же сообщает, что они — арийцы. Он не любит Наполеона и потому утверждает, что Наполеон — истинный представитель безрасового хаоса»[13]. Однако и Рузвельт сказал, что Чемберлен «оказал воздействие, с которым необходимо считаться и воспринимать вполне серьезно»[14].

Лидеры и идеологи нацистской Германии высоко оценивали идеи Чемберлена. Существует мнение, что именно эти идеи легли в основу расовой доктрины национал-социализма[15]. В частности, Йозеф Геббельс называл его «отцом нашего духа».[16]

О книге Чемберлена «Основы XIX столетия» высоко отзывался Л. Н. Толстой: «…книга Чамберлена очень хороша. […] Очень, очень благодарен вам за присылку её. Его утверждение о том, что Христос не был по расе евреем, совершенно справедливое и неопровержимо им доказанное, составляет только маленькую часть его превосходно задуманной книги. На вопрос ваш о том, как относиться к евреям, не могу вам иначе ответить, как так, как нас учит относиться к людям братьям учение Христа. Чем более они нам кажутся неприятны, тем большее усилие должны мы делать для того, чтобы не только победить это недоброжелательство, но и вызвать в душе своей любовь к ним. Такое отношение к ним, как и ко всем неприятным нам людям, одно может дать успокоение и нашим душам и вместе с тем самым действительным способом противодействовать их кажущемуся нам вредному влиянию»[17]. В экземпляре, хранящемся в яснополянской библиотеке, пометки Толстого на многих страницах.

Сочинения

  • Das Drama Richard Wagners, 1892.
    • Русский перевод: Чемберлен Х. С. Рихард Вагнер. — СПб.: «Владимир Даль», 2016. — 584 с. — ISBN 978-5-93615-175-0.
  • Recherches sur La Seve Ascendante, Neuchâtel, 1897.
  • The Life of Wagner, Munich, 1897, translated into English by G. Ainslie Hight.
  • Grundlagen des Neunzehnten Jahrhunderts, 1899.
  • Immanuel Kant. Die Persönlichkeit als Einführung in das Werk, Munich: F. Bruckmann, 1905, 786 pages.
  • The Foundations of the Nineteenth Century, translated into English from the German by John Lees, M.A., D.Lit
    • Русский перевод: Чемберлен Х. С. Основания девятнадцатого столетия / Пер. Е. Б. Колесниковой. В 2 т. Т. I. — СПб.: «Русский миръ», 2012. — 688 с. — ISBN 978-5-904088-15-6, ISBN 978-5-904088-16-3 (т. I); Т. II. — СПб.: «Русский миръ», 2012. — 479 с. — ISBN 978-5-904088-15-6, ISBN 978-5-904088-17-0 (т. II).
    • Перевод 5-й главы в виде отдельного издания:
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1906[18].
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[19].
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[20].
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907[21].
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1910[22].
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Севастополь: «ДиВо», 2014. — 252 с. ISBN 978-966-8504-08-2
  • Чемберлен Х. С. Арийское миросозерцание. — М.: «Русская Правда», 2013. — 64 с. — ISBN 978-5-905805-10-3.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской "войны на уничтожение" // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  2. Галль, Б. Очерки морской жизни. Из записок и воспоминаний. Том 1-2. Санкт-Петербург, 1864-65.
  3. 3,0 3,1 Лепетухин Н. В. Диссертация «Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX — начала XX вв.: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен» 111. Электронная библиотека диссертаций и авторефератов из РГБ (2001). — автореферат диссертации на звание к. и. н., специальность ВАК 07.00.03 — Всеобщая история (соответствующего периода). Дата обращения: 11 августа 2023.
  4. Vgl. Paul Pretzsch (Hrsg.): Cosima Wagner und Houston Stewart Chamberlain im Briefwechsel 1888—1908. Reclam, Leipzig 1934
  5. Chase, Allan. «The Legacy of Malthus: The Social Costs of the New Scientific Racism.» New York: Alfred A. Knopf, 1977, pp. 91-92
  6. Houston-Stewart-Chamberlain // Britannica
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Лепетухин Николай Владимирович. ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 2. — С. 5-12.
  8. Чемберлен, Х. С. Основания девятнадцатого столетия./ перевод с англ. Е. Б. Колесниковой. Том 1. Санкт-Петербург, 2012. — «Русский Миръ», 2012. — 688 с. — ISBN 978-5-904088-15-6. — с. 349.
  9. Михман, 2001, с. 74—79.
  10. Chamberlain H.-S. Rasse und Persönlichkeit. München, 1937. S. 74.
  11. 11,0 11,1 Chamberlain H.-S. La genèse du XIX siècle: in 2 vols. Paris, 1913. Vol. 1. P. 663, 695 (китайцы).
  12. Чемберлен, Хьюстон Стюарт Архивная копия от 19 июня 2012 на Wayback Machine // Воропаев С., Егазаров А. Энциклопедия Третьего Рейха, 1996.
  13. 13,0 13,1 Roosevelt, Theodore. 1913. History as Literature: VIII. The Foundations of the Nineteenth Century  (англ.)
  14. Roosevelt, Theodore. 1913. History as Literature: VIII. The Foundations of the Nineteenth Century. www.bartleby.com. Дата обращения: 22 марта 2018. Архивировано 28 апреля 2017 года.
  15. Robert Wilde «What did Hitler Believe?»
  16. Саркисянц М. Глава 7. Хьюстон Стюарт Чемберлен - британский провидец, пионер и пророк Третьего Рейха // Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ» = Adolf Hitlers englische Vorbilder : vom britischen zum ostmärkisch-bajuwarischen Herrenmenschentum / Пер. с нем. М. Некрасова. — СПб.: «Академический проект», 2003. — С. 154–169. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7331-0169-5.
  17. Из письма Л. Н. Толстого к Э. Р. Стамо от 14.12.1907 // ПСС в 90 тт. Т. 77. С. 258
  18. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1906. — 248 с.
  19. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
  20. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
  21. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с.
  22. Хьюстон Стюарт Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1910. — 244 с.

Литература

  • Чемберлен (Chamberlain), Хаустон Стюарт // Цуруока — Шербот. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 118—119. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 47).
  • Михман Д. Катастрофа европейского еврейства. — 1. — Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 2001. — Т. 1. — ISBN 965-06-0233-X.
  • Лепетухин Н. В. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы во второй половине XIX — начале XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен. Иваново: ПресСто, 2013. — 148 с. — ISBN 978-5-905908-36-1.
  • Чемберлен, Хьюстон Стюарт // Воропаев С., Егазаров А. Энциклопедия Третьего Рейха, 1996.
  • Саркисянц М. Хьюстон Стюарт Чемберлен — британский провидец, пионер и пророк Третьего Рейха // Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ» / Пер. с нем. М. Некрасова. — СПб.: Академический проект, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7331-0169-5.