Бриско, Райан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Райан Бриско»)
Автогонщик
Райан Бриско
Общая информация
Гражданство  Австралия
Дата рождения 24 сентября 1981(1981-09-24) (43 года)
Место рождения СиднейАвстралия
IRL IndyCar
Дебют 2003
Текущая команда Chip Ganassi Racing
Персональный номер 8
Бывшие команды Dreyer & Reinbold Racing
Luczo-Dragon Racing
Penske Racing
Panther Racing
Старты 109
Победы 7
Поулы 12
Быстрые круги 12
Лучшее место в чемпионате 3-й в 2009
Предыдущие серии
2000-01
2001
2001-02
2001-02
2002
2002
2003
2003
2005-06, 2008-09, 2011-12
2005-07
2006
2006, 2010-13
2007-08, 2013
2013
Ф-Рено 2000 Италия
ЕК Ф-Рено 2000
Немецкая Ф3
Французская Ф3
Международная Ф3000
Итальянская Ф3
Евросерия Ф3
Британская Ф3
RSCS
A1 Grand Prix
Champ Car
V8 Supercars
ALMS
FIA WEC
Чемпионские титулы
2001
2003
Ф-Рено 2000 Италия
Евросерия Ф3

Ра́йан Бри́ско (англ. Ryan Briscoe; родился 24 сентября 1981 года в Сиднее, Австралия) — австралийский автогонщик.

Общая информация

Райан женат: его супруга — Николь Манске-Бриско — работает ведущей в передачах о NASCAR на американском телевидении.[1]

Австралиец — хороший знакомый другого автогонщика — Роберта Дорнбоса. Оправляясь от травмы, полученной в аварии на Chicagoland Speedway в 2005 году, Бриско перенёс операцию в Италии, остановившись на это время в доме голландца (последний был в это время на соревнованиях с командой Minardi).

В дополнении к родному английскому, Райан также владеет итальянским и французским языками.

Спортивная карьера

Ранние годы

Как и многие его соперники того времени, Райан начал свою гоночную карьеру с картинговых соревнований. В 1993—2000 годах он проводит множество стартов сначала на национальном уровне, а затем в Европе, обосновавшись в Италии. Особых успехов австралийцу добиться не удаётся, но ряд его локальных успехов заинтересовывает гоночную программу концерна Toyota, вскоре ставшую помогать ему.

В 2000 году начинается карьера Бриско в гонках формульного типа: при поддержке Prema Powerteam он дебютирует в итальянском чемпионате двухлитровой Формулы-Рено. Через год Райан становиться чемпионом этого первенства, одержав пять побед в десяти гонках сезона и значительно опередив ближайших преследователей. Основное преимущество, впрочем, было добыто на чисто итальянских этапах, потому в параллельном сезоне в еврокубке австралиец уже не имел такого преимущества и стал лишь четвёртым, пропустив нескольких своих соперников по чемпионату Италии. В 2001 же году Бриско провёл несколько гонок в более престижном классе — в Формуле-3.

Успешное выступление в младшей серии сподвигло менеджмент пилота на рискованный шаг — на сезон-2002 ему нашли место в высшем молодёжном первенстве Европы — чемпионате Международной Формула-3000. Решение не оправдало себя: Nordic Racing, ещё год назад ставший неоспоримым чемпионом в обоих зачётах, благодаря усилиям опытных Томаша Энге и Джастина Уилсона, в том году не слишком угадал с выбором пилотов, подписав в пару к Бриско Жолта Баумгартнера. Венгерско-австралийская пара большую часть первых гонок чемпионата боролась во втором десятке пелотона, что не слишком устраивало не менеджмент Райана, ни Nordic. В итоге, накануне французского этапа серии, Райан покинул серию, оставшую часть сезона участвуя в различных гонках на технике Формулы-3, параллельно работая в тестовой программе Toyota в Формуле-1.

В 2003 году менеджмент устроил Бриско в свежеобразованное первенство евросерии Формулы-3. Немалый опыт выступления в подобных гонках благотворно сказался на выступлениях австралийца: выиграв восемь из двадцати стартов сезона он стал первым победителем данного чемпионата, уверенно компенсируя все неудачи в первых гонках уик-энда результатами во вторых заездах. Следующий год Райан проводит исключительно тестах Toyota, приняв даже участие в нескольких пятничных тренировках Гран-при чемпионата мира,[2] чем всё и ограничилось — руководители программы так и не доверили молодому пилоту статус основного гонщика команды и накануне следующего сезона устроили Бриско в Chip Ganassi Racing серии IRL IndyCar, которой в тот момент японцы поставляли моторы.

Годы в Северной Америке

Поддержка японцев дало немного: Райан отъездил за Ганасси лишь один сезон, не показав за это время ни особой стабильно результатов, ни безаварийной езды: из-за различных происшествий он пропустил три этапа того сезона и занял в общем зачёте лишь девятнадцатое место, ни разу не приехав в гонках выше восьмого места, но выиграв одну поул-позицию. Чип, уже подписавший на следующий год контракт с Дэном Уэлдоном, предпочёл не продлевать соглашение с Бриско. Следующие пару сезонов австралиец время от времени старутует в IRL IndyCar и Champ Car, понемногу обретая требуемую от него стабильность.

В 2008 году карьера Бриско выходит на второй пик: Penske Racing переводит одного из пилотов своей команды в IRL IndyCar в NASCAR и на образовавшуюся вакансию берёт австралийца, с которым до того некоторое время работала в гонках спортпрототипов. Райан проводит в коллективе Роджера пять сезонов, выиграв за это время восемь гонок и регулярно борясь в группе лидеров пелотона. В 2008 году он реально боролся за титул, одержав три победы и сразу восемь раз приехав вторым, однако собственная ошибка во время выезда с пит-стопа на этапе в Японии[3] лишила его важных очков и отбросила лишь на третье место в общем зачёте. Несколько лет спустя Райан ещё раз лишил Пенске титула, когда в одной из гонок сезона отобрал победу и десять зачётных баллов у своего напарника Уилла Пауэра. Уиллу, в итоге, не хватило до титула всего четырёх очков.

Накануне сезона-2013 Penske Racing потеряла нескольких спонсоров, что стоило Бриско места в команде. Райан, тем не менее, принял участие в том году в нескольких гонках, стартуя сначала за Chip Ganassi Racing, а затем за Panther Racing. Не показав особых результатов, австралиец, тем не менее, получил предложения от обоих коллективов подписать контракт полноценного пилота на будущий год и, в итоге, вернулся в Ganassi.[4]

Прочие выступления

В 2005-07 годах, не имея постоянного места в Champ Car или IRL IndyCar, австралиец принимал предложения руководителей австралийской команды в A1 Grand Prix, стартуя за неё в пяти уик-эндах серии и дважды за это время приехав в гонке на подиумных позициях.

Параллельно с выступлениями в различных «чампкаровских» первенствах Бриско стартовал и в различных гонках спортпрототипов: с 2005 года он регулярно принимал участие в суточном марафоне в Дейтоне и ряде других гонок в Grand Am, несколько раз приводя свой экипаж на подиумные позиции. С 2007 года австралиец также стартует в различных первенствах лемановских прототипов, одержав немало побед в своём классе в гонках американской серии (включая выигрыш полусуточного марафона в Себринге и первое место в Petit Le Mans), а также единожды приведя свой экипаж к общему вице-чемпионскому титулу в классе. В 2013 году, вместе с Level 5 Motorsports, австралиец впервые принял участие в гонке «24 часа Ле-Мана».

C 2006 года Бриско время от времени стартует и в туринговых гонках, принимая участие в марафонских этапах высшей лиги австралийской серии V8 Supercars. Не всё всегда шло гладко, но в 2013 году Райан и его напарник Рассел Ингол привели свой Holden Commodore к седьмому месту в общем зачёте гонок на выносливость серии.

Статистика результатов в моторных видах спорта

Сводная таблица

Результаты
Сезон Серия Команда Гонки ПП БК Победы Очки Поз.
2000 Итальянская Формула-Рено 2000 Prema Powerteam 1 0 0 0 16 17-й
2001 Итальянская Формула-Рено 2000 Prema Powerteam 10 3 1 5 226 1-й
2001 Еврокубок Формулы-Рено 2000 6 1 2 2 102 4-й
2001 Немецкая Формула-3 2 0 0 0 0 НК
2001 Французская Формула-3 1 0 0 0 0 НК
2001 F3 Masters 1 0 0 0 НК
2002 Итальянская Формула-3 Prema Powerteam 1 0 н/д 0 0 НК
2002 Немецкая Формула-3 12 0 0 0 16 13-й
2002 Французская Формула-3 2 0 0 0 0 НК
2002 F3 Masters 1 0 0 0 НК
2002 Международная Формула-3000 Nordic Racing 7 0 0 0 0 НК
2002 Формула-1 Toyota F1 тест-пилот
2003 Британская Формула-3 Prema Powerteam 2 0 0 0 0 НК
2003 Евросерия Формулы-3 20 4 5 8 110 1-й
2003 F3 Masters 1 0 1 0 3-й
2003 Гран-при Макао Ф3 1 0 0 0 7-й
2003 Формула-1 Toyota F1 тест-пилот
2004 Формула-1 Toyota F1 тест-пилот
2005 IRL IndyCar Chip Ganassi Racing 14 1 1 0 232 19-й
2005 RSCS (класс DP) 1 0 н/д 0 24 83-й
2005 Формула-1 Toyota F1 тест-пилот
2005-06 A1 Grand Prix Австралия 4 0 0 0 51[5] 13-й[6]
2006 IRL IndyCar Dreyer & Reinbold Racing 4 0 0 0 83 21-й
2006 Champ Car RuSPORT 2 0 0 0 17 21-й
2006 RSCS (класс DP) SunTrust Racing 2 0 н/д 0 62 66-й
2006 V8 Supercar Championship Series Holden Racing Team 2 0 0 0 120 58-й
2006-07 A1 Grand Prix Австралия 6 0 0 0 25[5] 13-й[6]
2007 IRL IndyCar Luczo-Dragon Racing 1 0 0 0 30 24-й
2007 ALMS (класс LMP2) Penske Racing 12 1 5 3 186 3-й
2008 IRL IndyCar Penske Racing 17 3 4 2 447 5-й
2008 Nikon Indy 300 1 0 0 0 1-й
2008 ALMS (класс LMP2) 4 1 1 1 53 10-й
2008 RSCS (класс DP) Penske-Taylor Racing 1 0 0 0 30 57-й
2009 IRL IndyCar Penske Racing 17 4 5 3 604 3-й
2009 RSCS (класс DP) 1 0 0 0 25 53-й
2010 IRL IndyCar Team Penske 17 3 1 1 482 5-й
2010 V8 Supercar Championship Series Holden Racing Team
Walkinshaw Racing
3 0 0 0 0 НК
2011 IRL IndyCar Team Penske 17 0 0 0 364 6-й
2011 RSCS (класс DP) SunTrust Racing 1 0 0 0 26 40-й
2011 International V8 Supercars Championship Holden Racing Team 2 0 0 0 108 72-й
2012 IRL IndyCar Team Penske 15 1 1 1 370 6-й
2012 RSCS (класс DP) SunTrust Racing 1 0 0 0 0 НК
2012 International V8 Supercars Championship Holden Racing Team 2 0 0 0 0 НК
2013 IRL IndyCar Chip Ganassi Racing
Panther Racing
7 0 0 0 100 26-й
2013 ALMS (класс LMP2) Level 5 Motorsports 8 5 2 5 129 5-й
2013 FIA WEC (класс LMP2) 1 0 0 0 0 НК
2013 International V8 Supercars Championship Walkinshaw Racing 5 0 0 0 516 35-й
Pirtek Endurance Cup 5 0 0 0 516 7-й

Гонки на машинах с открытыми колёсами

Евросерия Формулы-3

Результаты
Сезон Команда Шасси Мотор 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очки Поз.
2003 Prema Dallara F303/008 Spiess-Opel Германия
HO1
1
Италия
AD1
5
Франция
PA1
1
Германия
NO1
4
Франция
LM1
3
Германия
NÜ1
НФ
Австрия
A11
1
Нидерланды
ZA1
17
Германия
HO3
17
Франция
MA1
14
110 1-й
Германия
HO2
1
Италия
AD2
1
Франция
PA2
2
Германия
NO2
НФ
Франция
LM2
НФ
Германия
NÜ2
7
Австрия
A12
1
Нидерланды
ZA2
1
Германия
HO4
1
Франция
MA2
14

Жирным выделен старт с поул-позиции, курсивом — быстрейший круг в гонке.
В верхней строчке показаны результаты субботних гонок, в нижней — воскресных.

IndyCar

Результаты
Сезон Команда Шасси Мотор 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Очки Поз.
2005 Ganassi Panoz Toyota Соединённые Штаты Америки
HMS
20
Соединённые Штаты Америки
PHX
19
Соединённые Штаты Америки
STP
14
Япония
JPN
12
Соединённые Штаты Америки
IND
10
Соединённые Штаты Америки
TXS
12
Соединённые Штаты Америки
RIR
21
Соединённые Штаты Америки
KAN
21
Соединённые Штаты Америки
NSH
8
- Соединённые Штаты Америки
MIS
10
Соединённые Штаты Америки
KTY
13
Соединённые Штаты Америки
PPI
20
Соединённые Штаты Америки
SNM
19
Соединённые Штаты Америки
CHI
22
- - 232 19-й
2006 Dreyer &
Reinbold
Dallara Honda - - - - Соединённые Штаты Америки
WGL
3
- - - Соединённые Штаты Америки
NSH
9
Соединённые Штаты Америки
MIL
18
- - Соединённые Штаты Америки
SNM
16
- 83 21-й
2007 Luczo-Dragon Dallara Honda - - - - Соединённые Штаты Америки
IND
5
- - - - - - - - - - - - 30 24-й
2008 Penske Dallara Honda Соединённые Штаты Америки
HMS
19
Соединённые Штаты Америки
STP
23
Япония
MOT
9
-[7] Соединённые Штаты Америки
KAN
7
Соединённые Штаты Америки
IND
23
Соединённые Штаты Америки
MIL
1
Соединённые Штаты Америки
TXS
3
Соединённые Штаты Америки
IOW
7
Соединённые Штаты Америки
RIR
15
Соединённые Штаты Америки
WGL
12
Соединённые Штаты Америки
NSH
23
Соединённые Штаты Америки
MDO
1
Канада
EDM
6
Соединённые Штаты Америки
KTY
7
Соединённые Штаты Америки
SNM
2
Соединённые Штаты Америки
DET
9
Соединённые Штаты Америки
CHI
3
447 5-й
2009 Penske Dallara Honda Соединённые Штаты Америки
STP
1
Соединённые Штаты Америки
LBH
13
Соединённые Штаты Америки
KAN
4
Соединённые Штаты Америки
IND
15
Соединённые Штаты Америки
MIL
2
Соединённые Штаты Америки
TXS
2
Соединённые Штаты Америки
IOW
2
Соединённые Штаты Америки
RIR
19
Соединённые Штаты Америки
WGL
2
Канада
TOR
2
Канада
EDM
4
Соединённые Штаты Америки
KTY
1
Соединённые Штаты Америки
MDO
2
Соединённые Штаты Америки
SNM
2
Соединённые Штаты Америки
CHI
1
Япония
MOT
18
Соединённые Штаты Америки
HMS
2
604 3-й
2010 Penske Dallara Honda Бразилия
SAO
14
Соединённые Штаты Америки
STP
3
Соединённые Штаты Америки
ALA
6
Соединённые Штаты Америки
LBH
8
Соединённые Штаты Америки
KAN
6
Соединённые Штаты Америки
IND
24
Соединённые Штаты Америки
TXS
1
Соединённые Штаты Америки
IOW
4
Соединённые Штаты Америки
WGL
2
Канада
TOR
18
Канада
EDM
4
Соединённые Штаты Америки
MDO
6
Соединённые Штаты Америки
SNM
4
Соединённые Штаты Америки
CHI
11
Соединённые Штаты Америки
KTY
24
Япония
MOT
4
Соединённые Штаты Америки
HMS
4
482 5-й
2011 Penske Dallara Honda Соединённые Штаты Америки
STP
18
Соединённые Штаты Америки
ALA
21
Соединённые Штаты Америки
LBH
2
Бразилия
SAO
3
Соединённые Штаты Америки
IND
27
Соединённые Штаты Америки
TX1
6
Соединённые Штаты Америки
TX2
3
Соединённые Штаты Америки
MIL
11
Соединённые Штаты Америки
IOW
6
Канада
TOR
7
Канада
EDM
10
Соединённые Штаты Америки
MDO
16
Соединённые Штаты Америки
NHM
8
Соединённые Штаты Америки
SNM
3
Соединённые Штаты Америки
BAL
14
Япония
MOT
20
Соединённые Штаты Америки
KTY
8
Соединённые Штаты Америки
LVS
Отм.
364 6-й
2012 Penske Dallara Chevrolet Соединённые Штаты Америки
STP
5
Соединённые Штаты Америки
ALA
14
Соединённые Штаты Америки
LBH
7
Бразилия
SAO
25
Соединённые Штаты Америки
IND
5
Соединённые Штаты Америки
DET
16
Соединённые Штаты Америки
TXS
3
Соединённые Штаты Америки
MIL
14
Соединённые Штаты Америки
IOW
18
Канада
TOR
19
Канада
EDM
8
Соединённые Штаты Америки
MDO
7
Соединённые Штаты Америки
SNM
1
Соединённые Штаты Америки
BAL
2
Соединённые Штаты Америки
FON
17
370 6-й
2013 Ganassi Dallara Honda - - - - Соединённые Штаты Америки
IND
12
- - - - - - - - - - - - - - 100 26-й
Panther Chevrolet - - - - - Соединённые Штаты Америки
DE1
21
Соединённые Штаты Америки
DE2
13
- Соединённые Штаты Америки
MIL
15
- Соединённые Штаты Америки
POC
14
Канада
TO1
22
- - Соединённые Штаты Америки
SNM
17
- - - -

Жирным выделен этап, где выиграна поул-позиция. Курсивом выделена гонка, где показан быстрейший круг.

Результаты в Indy 500

Год Шасси Мотор СП ФП Команда
2005 Panoz Toyota 24 10 Ganassi
2007 Dallara Honda 7 5 Luczo-Dragon
2008 Dallara Honda 3 23 Penske
2009 Dallara Honda 2 15 Penske
2010 Dallara Honda 4 24 Penske
2011 Dallara Honda 26 27 Penske
2012 Dallara Chevrolet 1 5 Penske
2013 Dallara Honda 23 12 Ganassi

Сводная статистика в гонках «чампкаров»

Сезоны Команды Старты ПП Победы Подиумы Top10 Победы в Indy 500 Титулы
10 6 113 12 7 19 33 0 0

Гонки спортпрототипов

ALMS

Результаты
Сезон Команда Шасси Мотор Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Очки Поз.
2007 Penske Porsche RS
Spyder
Porsche MR6
3.4L V8
LMP2 Соединённые Штаты Америки
SEB
8
Соединённые Штаты Америки
STP
1
Соединённые Штаты Америки
LGB
2
Соединённые Штаты Америки
HOU
3
Соединённые Штаты Америки
MMP
1
Соединённые Штаты Америки
LMR
1
Соединённые Штаты Америки
MDO
2
Соединённые Штаты Америки
ROA
2
Канада
MOS
2
Соединённые Штаты Америки
DET
7
Соединённые Штаты Америки
ATL
5
Соединённые Штаты Америки
LAG
2
186 3-й
2008 Penske Porsche RS
Spyder
Porsche MR6
3.4L V8
LMP2 Соединённые Штаты Америки
SEB
8
- - - - - - - Соединённые Штаты Америки
DET
5
Соединённые Штаты Америки
ATL
1
Соединённые Штаты Америки
LAG
4
53 16-й
2013 Level 5 HPD ARX-03b Honda HR28TT
2.8 L Turbo V6
LMP2 Соединённые Штаты Америки
SEB
1
Соединённые Штаты Америки
LGB
3
Соединённые Штаты Америки
LAG
2
Соединённые Штаты Америки
LMR
1
- - Соединённые Штаты Америки
BAL
4
Соединённые Штаты Америки
COT
1
Соединённые Штаты Америки
VIR
1
Соединённые Штаты Америки
ATL
1
125 5-й

Жирным выделен старт с поул-позиции, курсивом — быстрейший круг в гонке. В качестве результата указана финишная позиция в своём зачёте.

24 часа Дейтоны

Год Класс Команда Напарники Машина Круги ОП КП
2005 DP 01 Соединённые Штаты Америки Chip Ganassi Racing Соединённые Штаты Америки Скотт Пруэтт
Мексика Луис Диас
Riley-Lexus 688 7-й 7-й
2006 DP 10 Соединённые Штаты Америки SunTrust Racing Италия Макс Анджелелли
Франция Эммануэль Коллар
Южно-Африканская Республика Уэйн Тейлор
Riley-Pontiac 123 57-й 29-й
2008 DP 9 Соединённые Штаты Америки Penske-Taylor Racing Соединённые Штаты Америки Курт Буш
Бразилия Элио Кастроневес
Riley-Pontiac 689 3-й 3-й
2009 DP 16 Соединённые Штаты Америки Penske Racing Германия Тимо Бернхард
Франция Ромен Дюма
Riley-Porsche 717 6-й 6-й
2011 DP 10 Соединённые Штаты Америки SunTrust Racing Италия Макс Анджелелли
Соединённые Штаты Америки Рикки Тейлор
Южно-Африканская Республика Уэйн Тейлор
Dallara-Chevrolet 720 5-й 5-й
2012 DP 10 Соединённые Штаты Америки Wayne Taylor Racing Италия Макс Анджелелли
Соединённые Штаты Америки Рикки Тейлор
Dallara-Chevrolet 14 58-й 14-й

Примечания

  1. Профиль Николь Бриско на сайте ESPN Media zone (англ.). Дата обращения: 24 декабря 2013. Архивировано 19 октября 2013 года.
  2. Обзор пятничных тренировок Гран-при Венгрии 2004 года. f1news.ru (13 августа 2004). Дата обращения: 25 декабря 2013. Архивировано 27 декабря 2013 года.
  3. IRL: Ryan Briscoe crashes at Motegi while exiting pits;eventually the championship. (англ.) (видео). YouTube (1 декабря 2009). Дата обращения: 25 декабря 2013. Архивировано 15 июня 2014 года.
  4. Бриско подписал контракт с Chip Ganassi Racing, Канаан взял номер Франкитти. чемпионат.com (14 декабря 2013). Дата обращения: 25 декабря 2013. Архивировано 26 декабря 2013 года.
  5. 5,0 5,1 Все очки набирались в общую копилку австралийской сборной. Указаны суммарные очки всех гонщиков, выступавших за Австралию в том сезоне.
  6. 6,0 6,1 В серии не было личного зачёта. Указано место сборной Австралии в первенстве наций.
  7. Командам бывшей серии IRL было запрещено участвовать в этапе в Лонг-Бич, если они участвуют в этапе в Мотеги.

Ссылки