РД-108

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «РД-108А»)
РД-108
Двигатель РД-108 «Восток» (Санкт-Петербург, Музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. ГлушкоДвигатель РД-108 «Восток» (Санкт-Петербург, Музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко
Тип ЖРД
Топливо керосин
Окислитель жидкий кислород
Камер сгорания 4 основные + 4 рулевые
Страна СССР
Использование
Время эксплуатации c 1957 года
Применение семейство ракет на базе Р-7
Создан на основе РД-107
Развитие РД-108А
Производство
Конструктор В.П. Глушко
Время создания 1954-1957
Производитель НПО «Энергомаш»
Обозначение 8Д75
Производилось с 1957
Варианты 8Д75, 8Д727, 11Д512 и 14Д21 (РД-108А)[1]
Массогабаритные
характеристики
Полная масса 1402 кг[1]
Сухая масса 1278 кг[1]
Высота 2865 мм[1]
Диаметр 1950 мм[1]
Рабочие характеристики
Тяга

на ур. моря: 76 тс[1] (745,31 кН)

в вакууме: 96 тс[1] (941,44 кН)
Удельный импульс 2430 м/с (на ур. моря) / 3087 м/с (в вакууме)
Время работы 340 с
Давление в камере сгорания 52 кгс/см2[1]
Степень расширения 18,9
Отношение окислитель/топливо 2,39
Зажигание пиротехническое
Управление гидравлическое управление рулевыми камерами

РД-108жидкостный ракетный двигатель, модификация РД-107 с четырьмя рулевыми камерами для использования на центральных блоках ракет-носителей семейства «Союз».

История

Двигатель был разработан ОКБ-456. С помощью двигателя РД-108 и его модификаций были обеспечены успешные полёты искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и различных версий корабля «Союз».

Разработка РТД-108 была начата в 1954 году в ОКБ-456 и закончилась в 1957. Эта работа проводилась в рамках разработки жидкостной двухступенчатой ракеты Р-7. РД-108 использовался в качестве двигателя второй ступени, конструктивно основанный на РД-107. Он отличался большим количеством рулевых камер и был способен работать дольше силовых установок блоков первой ступени. Запуск двигателей обеих ступеней производился одновременно[2].

Двигатели помогли осуществить запуска первой межконтинентальной баллистической ракеты в августе 1957 года. В октябре 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник Земли Спутник-1. 12 апреля 1961 года произошел первый полет человека в космос. Модификации и сейчас используются при оснащении ракет. В общей сложности при помощи двигателя РТД-108 было поднято в космос более 1800 ракет-носителей.

НПО «Энергомаш» были модернизированы базовые двигатели РД-107 для первой ступени и двигателей РД-108 для второй ступени. В общей сложности создано 18 модификаций для различных программ. Серийное производство двигателей было налажено с 1958 года и происходит в Самаре под надзором Приволжского филиала НПО Энергомаш[3].

Характеристики

РРД-108 РД-108-8Д75 РД-108-8Д727 РД-108-11Д512 РД-108-14Д21
Окислитель
Горючие
Тяга

(в пустоте)

96
Тяга

(на уровне моря)

76
Удельный импульс

(в пустоте)

3087
Удельный импульс

(на уровне моря)

2430
Время работы 340 c 290 с 286 c
Отношение

окислитель/топливо

Диаметр 1950мм 670мм 750 мм 670 мм
Масса 1278

Варианты

  • РД-108-8Д75
  • РД-108-8Д727
  • РД-108-11Д512
  • РД-108-14Д21 (РД-108А)

Изображения

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 РД-107/108. НПО «Энергомаш». Дата обращения: 7 марта 2019. Архивировано 8 марта 2019 года.
  2. Сердца космических ракет. Дата обращения: 10 июня 2021. Архивировано 10 июня 2021 года.
  3. РД 107/108. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 8 марта 2019 года.

Ссылки