Перейти к содержанию

Пятиугольный трапецоэдр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пятиугольный трапецоэдр
Тип Трапецоэдр
Свойства выпуклый, гранетранзитивный
Комбинаторика
Элементы
10 граней
20 рёбер
12 вершин
Χ = 2
Грани 10 дельтоидов
Конфигурация грани V5.3.3.3
Двойственный многогранник Пятиугольная антипризма
Классификация
Группа симметрии D5d, [2+,10], (2*5), порядок 20
Группа вращения D5, [2,5]+, (225), порядок 10

Пятиугольный трапецоэдр — третий многогранник в бесконечном ряду трапецоэдров — гранетранзитивных многогранников, двойственных антипризмам. Обладает десятью гранями (то есть является десятигранником), которые являются конгруэнтными дельтоиду.

Может быть разделён на две пятиугольные пирамиды и пятиугольную антипризму, расположенную между ними. Также может быть разделён на две пятиугольные пирамиды с двенадцатигранником посередине.

Сферический пятиугольный трапецоэдр

Также существует в виде сферического многогранника с двумя вершинами на полюсах и чередующимися вершинами, равномерно расположенными выше и ниже экватора.

10-гранная игральная кость

Пятиугольный трапецоэдр был запатентован для использования в качестве «десятичной» игральной кости в 1906 году[1]. Получил распространение в ролевых играх.

Последующие патенты на десятисторонние игральные кости внесли незначительные усовершенствования в базовую конструкцию, скруглив или обрезав края, чтобы обеспечить большую непредсказуемость результата броска. Одно из таких усовершенствований получило печальную известность[уточнить] на Gen Con 1980 года[2], когда ошибочно считалось, что патент распространяется на десятисторонние игральные кости в целом.

Грани десятигранных костей размечаются цифрами от 0 до 9, бросок пары таких костей позволяет получить двузначный десятичный, «процентный» результат — от 1 до 100 (двойной нуль обычно интерпретируется как 100). Некоторые десятисторонние игральные кости (часто называемые «процентными костями») продаются в наборах по две, грани одной при этом нумеруются от 0 до 9, а второй — от 00 до 90 с шагом 10, что делает невозможным неоднозначное толкование того, какая из них является десяткой, а какая — единицей. Грани также могут быть пронумерованы от 1 до 10.

Примечания

  1. U.S. Patent 809,293
  2. Greg Peterson about Gen Con 1980: The big news of the year was that someone had 'invented' the ten-sided die. (англ.). Greg Peterson about Gen Con 1980: The big news of the year was that someone had 'invented' the ten-sided die.. Архивировано 14 августа 2016 года.

Литература

  • Cundy H. M.,. Mathematical models (англ.). — 3-е изд. — Tarquin, 1981. — P. 117.