Перейти к содержанию

Пустяки (пьеса)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пустяки
Обложка журнала "Затейник" № 20, 1934 годОбложка журнала "Затейник" № 20, 1934 год
Жанр пьеса
Автор Евгений Шварц
Язык оригинала русский
Дата написания 1932
Дата первой публикации 1934 (фрагмент)
Издательство журнал «Затейник»
Страница журнала «Затейник» (№ 20, 1934 год), с фрагментом пьесы Евгения Шварца «Пустяки»

«Пустяки́» — пьеса в трёх действиях для кукольного театра советского писателя, сценариста и драматурга Евгения Шварца. Рассказывает о перевоспитании мальчишки-шалуна Пети. Написана в 1932 году[1]. Премьера спектакля состоялась в том же году на сцене театра марионеток Ленинградского театра юных зрителей. Целиком пьеса никогда не публиковалась[1]. В 1934 году в журнале «Затейник» появились два фрагмента с иллюстрациями советского художника Валентина Константинова.

История создания и постановка

«Пустяки» — первая пьеса для кукольного театра, написанная Евгением Шварцем. Драматург считал, что у марионеток отсутствует мимика и «очень ограничен жест»[2]. Поэтому он добавил в пьесу «больше действия»: мчащийся поезд, опаздывающего пассажира, гуся, который постоянно перемещался по сцене[2]. Работа над произведением завершилась в начале 1932 года. В феврале состоялись чтение и обсуждение пьесы на художественном совете Ленинградского театра юных зрителей. Её единогласно выбрали для постановки в Театре Петрушки — театре марионеток, образованном при Ленинградском ТЮЗе в 1924 году. Режиссёром выступил заслуженный артист РСФСР Евгений Деммени. Пьеса ему нравилась. Он считал, что произведение «затрагивает серьёзный вопрос о внимании к мелочам»[2]:

Как часто дети (да и все мы) не задумываемся о последствиях поступков, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Как часто проходим мы мимо так называемых «пустяков». Вот о необходимости внимательного отношения к «мелочам», о значении каждого нашего поступка и рассказывал спектакль.

Но у режиссёра было своё видение постановки и он внёс в текст множество правок. Евгений Шварц остался недоволен результатом[2]:

Ничего не оставил Деммени от пьесы. Выбросил, скажем, текст водолаза, целую картину сделал вполне бессмысленной, полагая, что оформление подводного царства говорит само за себя. Я тут впервые понял, что существуют люди, которые не умеют читать и никогда не научатся этому, казалось бы, нехитрому искусству. Он сокращал, переставлял и выбрасывал всё, что надо было куклам. И сюжетно важные места вырезал с невинностью неграмотности. И пьеса, то, что для меня главное мучение, оказалась рассказана грязно, с зияющими дырками. Можно было подумать, что я дурак. И что ещё удивительнее, никто этого не подумал. Но и не похвалил меня.

Премьера состоялась летом 1932 года. Шварц назвал её «обычной, поставленной полуумело и заработавшей полууспех»[2]. В том же году Ленфильм планировал снять мультипликационный звуковой фильм «Пустяки» по мотивам пьесы, но замысел так и остался неосуществлённым[2].

Сюжет

Главный герой пьесы — мальчик Петя. Он проказничал, портил вещи, всем вредил, считая это невинными «пустяками». В проделках мальчика часто участвовал его друг — гусь по кличке Барбос. Устав от жалоб на отпрыска, отец Пети попросил своего знакомого — строгого и рассудительного рабочего Маслова, «проучить» сына. Маслов увёз Петю в другой город. Там, после некоторых происшествий, которые повлекли за собой серьёзные последствия, маленький озорник понял, что его шалости — вовсе не «пустяки». Постепенно Петя научился вести себя ответственно и думать, прежде чем совершать поступки.

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Воскобоева, Елена. Публицистика Е. Л. Шварца о театре и драматургии. Журнальный мир (2019). Дата обращения: 14 марта 2024.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Биневич, Е. М. Евгений Шварц. Хроника жизни. — М.: Петрополис, 2008.

Литература

Ссылки